logo
учебник Бурденко, Журавлев Политология

Тема 2. Возникновение и развитие политической мысли 29

Следователь творческого наследия итальянского мыслителя Е.И. Темнов, в литературе широко использовались понятия царство, империя, республика, монархия, тирания, полис, цивитас, принципат,

доминат, деспотия, султанат и др1. Однако после работ Макиавелли во многих европейских языках утвердилось используемое итальянским писателем латинское ォstatoサ (staat — в немецком, state — в англий-

ском, etat — в французском, estado — в испанском, stato — в итальянском).

Важной причиной политической динамики Макиавелли считал изменение соотношения сил между народом и знатью. В стабильных условиях он обосновывал предпочтительность республиканского правления,

для осуществления же важных преобразований или преодоления хаоса необходима монархия.

Политические идеи Нового времени

В Новое время усилиями выдающихся европейских мыслителей разрабатывались такие политологические идеи и доктрины, как: ォдоговорная теория происхождения государстваサ, концепцияォестественных и неотъемлемых прав человекаサ, теорииォнародного суверенитетаサ,ォразделения властейサ,ォгражданского обществаサ ォправового государстваサ, концепцияォсоциально-классовой природы государстваサ и др. В этот период были сформулированы основы таких политических идеологий, как этатизм, либерализм, демократия, консерватизм, социализм.

Томас Гоббс (1588-1679) —английский философ и политический мыслитель. В своих работахォО гражданинеサ,ォЛевиафан...サ и др., разрабатывал идеи естественного (догосударственного) и государственного или гражданского состояния общества. Догосударственный этап характеризуетсяォвойной всех против всехサ, что противоречит естественному стремлению людей к самосохранению и вынуждает их искать мира и согласия. Такая форма согласия найдена в создании государства, через которое происходит подчинение частныхвольединой воле ради обеспечения мира и безопасности. В разработке своей концепции государства

1 См: Макиавелли. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве / Предисловие Е.И. Темнова. — М., 1996. — С. 13.