logo
учебник Бурденко, Журавлев Политология

Тема 4. Политические идеи и учения в России XI - XX вв. 53

Уже в первом политическом трактате Древней Руси ォСлово о законе и благодатиサ, автором которого является киевский митрополитИларион, утверждается трактовка закона через противопоставление его иным, более существенным ценностям. Всемирная история, согласноИлариону, развертывается как смена царстваォзаконаサ царствомォблагодати-истиныサ,ォблагодати-правдыサ. В дальнейшем это различение будет играть существенную роль в развитии политических и правовых идей в России.

В таком документе как ォПовести временных летサ представлена первая попытка раскрыть политическую историю древнерусского государства. В дошедших до нас размышлениях Даниила Заточника (конец XII - начало XIII вв.) рассматривается образ идеального правителя, сильной княжеской власти, вォСлове о полку Игоревеサ - проблема разобщенности русских земель и обоснование необходимости их единения.

Последующее развитие политической мысли этого периода характеризовалось обогащением проблематики и формированием разнообразия подходов к решению возникающих задач. Так в конце XV - начале XVI в. ходом событий на первый план выдвинулся вопрос об отношениях церкви и государства. В трактовке этого вопроса сложилось два направления общественно-политической и религиозной мысли: нестяжатели (Нил Сорский, 1433-1508) и стяжатели (Иосиф Волоцкий, 1439-1515) или иосифляне. Особенности их подходов к обозначенному вопросу заключались в том, что первые выступали против монастырской собственности, считали большим человеческим грехом стяжание богатств, проповедовали невмешательство в мирские, в том. числе государственные дела. Сорский разрабатывал идеи разграничения как сфер, так и методов

деятельности церкви и государства.

Иосифляне сначала отстаивали идею превосходства церкви по отношению к власти государства. Волоцкий различал такие характеристики власти как, с одной стороны, ее божественное происхождение и, с другой стороны, ее реализацию человеком. Реализация власти человеком как раз и может порождать ошибки и преступления. В этой связи Волоцкий высказывает идею сопротивления тиранической власти. Затем, по мере усиления московского государства, позиция ио-