logo
учебник Бурденко, Журавлев Политология

34 Раздел I. Историко-методологическое введение

Укорененность политики в истории — вот главная мысль Берка, которую он и пытается доказывать на протяжении всей своей работы. Порядок в государстве, согласно Берку, это итог истории и обычаев. ォИстиная политическая мудрость состоит в том, чтобы исправлять, а не уничтожать прежние институтыサ. Эти положения английского мыслителя были далее развиты французомЖ. Де Местром,который подчерки-

вал, что государство есть живой организм, оно живет силами, коренящимися в далеком прошлом, которых само хорошо не знает.

Таким образом, в новое время в политической теории складывается целое направление — консерватизм, в котором четко проводится идея о том, что политика должна опираться на традицию, а сама традиция выполняет регулятивно-направляющую роль по отношению к власти.ォЛюбая власть, обесценившая нравы и обычаи, будет искать средства, чтобы удержаться...Когда из жизни уйдут старые обычаи и правила, потери

будут невозместимы. С этого момента у нас нет более компаса, и мы не знаем, в какой порт мы плывемサ.

Традиция в размышлениях Берка — это продукт истории, результат исторического опыта. История отбирает все ценное и лучшее, превращая это лучшее в основу дальнейшего развития, в опору мудрого правления.

В ХГХ-ХХвв. на основе исследования цивилизационных детерминант политического процесса в общественной мысли сложилось культурологическое направление в анализе политики и власти, в рамках которого находит дальнейшее обоснование тезис о существенной обусловленности политико-властного и государственно-управленческого процесса состоянием и особенностями политической культуры и менталитета данного общества. Глубокую разработку проблем государства осуществили представители немецкой классической философии.И. Кант (1724-1804)обратил внимание на тесную связь и существенное различие государства, права и этики. Содержание связи он пытался раскрыть посредством понятияォкатегорический императивサ. Категорический императив представляет собой всеобщее обязательное правило, которым должны руководствоваться все люди. Он, согласно Канту, выражает общую норму, суть которой заключена в следующей формуле:ォ...поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.