Вторичный анализ данных опроса
Остальные этапы опросного исследования рассмотрены в других главах. Здесь мы не будем забегать вперед, но тем не менее нам хотелось бы остановиться на некоторых аспектах анализа данных, не затронутых в других главах.
Надо иметь в виду, что большинство политологов (возможно, даже большая часть политологов, публикующих книги и статьи, основанные на опросных данных) никогда сами не проводят опроса. Происходит это потому, что зачастую очень трудно получить необходимую финансовую поддержку, а также потому, что ответить на тот или иной исследовательский вопрос нередко вполне возможно, используя опросные данные,собранные другими. Изучение данных, собранных кем-то другим, называется вторичным анализом.Ввиду общей дороговизны опросов такой анализ опросных данных весьма обычен11.
Бытует мнение, что вторичный анализ является анализом низшего сорта по сравнению с первичным сбором данных, поскольку он не дает новой информации, пригодной для изучения. Такой подход представляется ошибочным, ибо вторичный анализ иногда бывает в высшей степени желателен в силу целого ряда причин. Прежде всего, результаты почти любого опроса содержат данные, которые первоначальный исследователь нигде не использовал из-за того, что они имеют лишь косвенное отношение к изучаемому им вопросу. А какой-то другой исследователь, возможно, найдет, что эти данные прекрасно подходят для ответа на занимающий его вопрос. Таким образом, вторичный анализ обеспечивает более полное использование данных и способствует экономии средств в ситуации, [c.218] когда уже имеется вполне достаточно нужной информации. Во-вторых, опросы (как и любой другой столь же назойливый, с точки зрения населения, способ сбора информации) несут в себе опасность контаминации населения. Это означает, что многочисленные повторные исследования одного и того же явления среди одной и той же группы населения фактически могут спровоцировать изменения в этом явлении или же вызвать нежелание людей участвовать в дальнейших опросах. Не требуя дополнительных полевых исследований, вторичный анализ сводит на нет возможность подобного рода контаминации. В-третьих, хотя вообще в распоряжении политолога имеется множество методов анализа данных, в рамках одного исследования он будет склонен использовать лишь некоторые из них. А при вторичном анализе исследователь может применить к изучению тех же самых данных другиеили новые методы, что, возможно, расширит его понимание предмета или даже приведет к другому ответу на тот же самый, первоначальный исследовательский вопрос.
Самый плодотворный подход при вторичном анализе заключается в том, чтобы сначала выбрать исследовательский вопрос, выработать подлежащие верификации гипотезы, а затем заняться поиском завершенных исследований, в которых имеются данные, необходимые для верификации этих гипотез. Работа в противоположном направлении (т.е. сначала обнаружение некоторого добротного корпуса данных, а затем его изучение в надежде натолкнуться на какой-нибудь важный исследовательский вопрос) хотя в иных случаях и окупается, но зато сильно ограничивает спектр вопросов, доступных взору исследователя.
Первое требование, предъявляемое к корпусу данных, состоит в том, чтобы он был основан на выборке из релевантной для данной задачи группы населения. Например, если мы хотим сделать некоторое обобщение касательно всех женщин США, то изучение выборки из общего числа женщин-избирателей штата Канзас ничего нам не даст. Второе требование касается того, чтобы инструмент опроса содержал релевантные для данной задачи операционализации ключевых переменных, входящих в те гипотезы, которые подлежат верификации. Если, к примеру, в исследовании центральное место занимает проблема различий [c.219] между белыми и неграми, а в первичном корпусе данных расовые различия фиксированы лишь как различия между белыми и небелыми, то изучение этого корпуса в свете данной исследовательской задачи ничего не даст, поскольку в категорию небелых, кроме негров, входят и другие расовые группы (мексиканцы, индейцы и пр.).
Как же выяснить, подходит для нас или нет то или иное исследование? Прежде всего, в хороших исследовательских отчетах описывается операционализация ключевых переменных и указывается, какая выборка была использована в исследовании. Затем, в книгах и журнальных статьях порой можно найти вполне достаточно информации, чтобы судить о пригодности для наших целей приводимого там корпуса данных; поэтому изучение литературы – один из важнейших источников данных для вторичного анализа. Наконец, и некоторые политологи не откажутся поделиться своими данными, если их об этом попросить, поэтому корпус данных иногда можно получить, обратившись непосредственно к авторуинтересующего нас исследования.
К счастью, есть и более систематический и надежный путь к тому, чтобы обнаружить и получить доступ к данным для вторичного анализа. Существует ряд учреждений, собирающих данные так же, как библиотеки собирают книги. Такие учреждения называются архивами данных. Они занимаются классификацией данных, имеющей целью облегчение их дальнейшего поиска, а также переводят данные в форму, удобную для исследователей, которые не имеют отношения к первичному исследованию, в рамках которого были собраны данные. Затем исследователям за плату предоставляется доступ к хранящейся в архиве информации. Ниже перечислены некоторые из наиболее важных архивов социологических данных в США:
Бюро прикладных социологических исследований, Колумбийский университет, Нью-Йорк (Bureau of Applied Social Research, Columbia University, New York), – собрание данных опросов общего характера, проводившихся в США;
Библиотека международных социологических данных и справочная служба. Опросный научно-исследовательский центр, Калифорнийский университет, Беркли (International Data Library and Reference Service, Survey Research Center, University of California, Berkeley), – большое собрание результатов опросов, проводившихся за пределами США, в основном [c.220] в Азии и Латинской Америке; Межуниверситетский консорциум политических и социологических исследований, Мичиганский университет, Анн-Арбор (Inter-University Consortium for Political and Social Research, University of Michigan, Ann Arbor), – очень большое собрание данных опросов, проводившихся в США и за их пределами; особое внимание уделяется политологическим переменным, имеются корпуса сравнительных данных по разным странам и обширный корпус данных по политическому поведению в США;
Центр политологических данных Льюиса Хэрриса, Университет Северной Каролины, Чэпел-Хилл (Louis Harris Political Data Center, University of North Carolina, Chapel Hill), – собрание результатов опросов, проводившихся в США Агентством Льюиса Хэрриса по изучению общественного мнения (Louis HarrisPublic Opinion Polling Agency);
Центр по обследованию общественного мнения в США, Чикагский университет, Чикаго (National Opinion Research Center, University of Chicago, Chicago), – собрание результатов опросов, проводившихся данным центром в США, содержит подразделы по ряду социальных проблем; Центр но изучению общественного мнения Роупера, Уильямс-колледж, Уильямстаун, Массачусетс (Roper Public Opinion Research Center, Williams College, Williamstown, Massachusetts), – самый большой в США архив социологических данных, содержащий результаты опросов в разных странах и по широкому кругу проблем;
Библиотечная служба социологических данных и программ, Висконсинский университет, Мэдисон (Social Science Data and Program library Service, University of Wisconsin, Madison), – собрание, содержащее главным образом данные по социально-экономическим условиям жизни в США, а также специальный файл данных с характеристиками американских городов.
Каждое из этих учреждений публикует списки и общее описание имеющихся и поступающих в его распоряжение опросных данных. Если мы обнаруживаем в таких списках предположительно интересующее нас исследование, то определить его реальную пользу для нас можно по книге кодов. В ней указываются все вопросы, задававшиеся в ходе опроса, и объясняется способ кодирования ответов, что может позволить нам оценить степень соответствия операционализации [c.221] данного исследования нашим гипотезам. После этого за плату мы можем получить из архива нужные данные.
Опрос представляет собой в высшей степени гибкий метод сбора данных, поскольку он может быть легко приспособлен к получению данных по очень широкому кругу вопросов. Однако для того, чтобы в полной мере осознать потенциал опроса, необходимо ближе познакомиться с процессом интервьюирования, составляющего во многом стержень всего опроса, а также с возможностями возникновения данных, обеспечиваемыми техникой шкалирования. Этим вопросам посвящены гл. 7 и 8. [c.222]
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания вступительная статья
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания предисловие
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- Введение
- 1. Процесс исследования
- Формулирование теории
- Операционализация теории
- Выбор адекватных методов исследования
- Наблюдение за поведением
- Анализ данных
- Интерпретация результатов
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания подготовка к исследованию
- 2. Создание теории: понятия и гипотезы в политологии
- Что такое теория?
- Логика построения теории
- Компоненты теории
- Проверка и совершенствование теории
- Роль гипотез
- Формулирование гипотез
- Заключение
- Дополнительная литература к главе 2
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 3. От абстрактного к конкретному: операционализация и измерение
- Операционализация: связь между теорией и наблюдением
- Операционные определения
- Измерение
- Уровни измерения
- Рабочая гипотеза
- Ошибка измерения
- Валидность
- Типы валидизации
- Надежность
- Заключение
- Дополнительная литература к главе 3
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 4. Работа по плану: как составить программу исследования
- Цель и программа исследования
- Учет в программе исследования альтернативных конкурирующих гипотез
- Экспериментальные программы исследования
- Программа классического эксперимента
- Программа эксперимента с двумя контрольными группами, разработанная р.Соломоном
- Программа эксперимента с двумя контрольными группами, разработанная р.Соломоном
- Формирование групп
- Полевые эксперименты и неэкспериментальные программы
- Квазиэкспериментальные программы
- Выбор программы исследования
- Факторы, угрожающие валидности
- Факторы, угрожающие внутренней валидности
- Факторы, угрожающие внешней валидности
- Дополнительная литература к главе 4
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 5. Кто, что, где, когда: проблема выборки
- Репрезентативная выборка
- Процедуры формирования репрезентативной выборки
- Установление необходимого объема выборки
- Краткие характеристики выборок разного объема
- Заключение
- Дополнительная литература к главе 5
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания методы сбора данных
- 6. Опрос
- Этапы проведения опроса
- Концептуализация
- Подготовка инструментария
- Планирование опроса и построение выборки
- Проблемы, связанные с финансированием опроса
- Обучение и инструктаж персонала
- Предварительное тестирование
- Проведение опроса
- Наблюдение за ходом опроса (мониторинг)
- Контрольная проверка
- Вторичный анализ данных опроса
- Дополнительная литература к главе 6
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 7. Интервьюирование
- Выборочное интервьюирование
- Формулирование вопросов
- Отбор интервьюеров
- Направленное интервьюирование
- Методика направленного интервьюирования
- Специализированное интервьюирование
- Дополнительная литература
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 8. Шкалирование
- Построение шкалы: две основные проблемы
- Шкалирование по лайкерту
- Шкалирование по гуттману
- Шкалирование по тёрстоуну
- Метод семантического дифференциала
- Дополнительная литература
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 9. Контент-анализ
- Подготовка к контент-анализу
- Проведение содержательного контент-анализа
- Проведение структурного контент-анализа
- Некоторые проблемы, возникающие в ходе контент-анализа
- Дополнительная литература к главе 9
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 10. Источники и применение сводных данных
- Типы сводных данных
- Проблемы, связанные с использованием сводных данных
- Источники сводных данных
- Сбор сводных данных
- Заключение
- Дополнительная литература к главе 10
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 11. Поверх границ: практика сравнительных исследований
- Выявление “кочующих” вопросов
- Поиск эквивалентной меры
- Отбор стран для изучения
- Отбор независимых наблюдений
- Отбор материала
- Заключение
- Дополнительная литература к главе 11
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания обработка данных
- 12. Подготовка и обработка данных
- Кодирование: что все эти цифры значат?
- Книга кодов и кодировальный бланк
- Макет кодировки для исследования “Информационные агентства о некоторых странах”
- Как обработать данные
- Дополнительная литература
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 13. Описание данных: построение таблиц, диаграмм, гистограмм
- Перечневая таблица
- Голоса белых и чернокожих избирателей, поданные за демократов в 1960 - 1976 гг., % *
- Линейная диаграмма
- Секторная диаграмма и гистограмма
- Двусторонняя гистограмма
- Расовые различия на президентских выборах 1964 г., %
- Расовые различия на президентских выборах 1972 г., %
- Некоторые предостережения
- Дополнительная литература
- Далее 14. Статистика I: анализ одномерных распределений к оглавлению примечания
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 14. Статистика I: анализ одномерных распределений
- Измерение средней тенденции и дисперсии
- Частотное распределение: типы занятий респондентов
- Измерения для номинальных переменных
- Измерения для порядковых переменных
- Уровни образования по трем массивам
- Измерения для интервальных переменных
- Заключение
- Дополнительная литература
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 15. Статистика II: изучение взаимосвязей между двумя переменными
- Измерение связи и статистической значимости
- Измерение связи и значимости для номинальных переменных
- Определение партийности на основании партийной принадлежности отца (1)
- Определение партийности на основании партийной принадлежности отца (2)
- Определение партийности на основании партийной принадлежности отца (3)
- Значения, используемые для получения χ2
- Измерение связи и значимости для порядковых переменных
- Обобщенная таблица взаимной сопряженности признаков
- Измерение связи и значимости для интервальных переменных
- Значения, используемые для вычислений по уравнению регрессионной прямой
- Значения, используемые при определении коэффициента корреляции (r)
- Заключение
- Дополнительная литература
- Далее: 16. Статистика III: изучение взаимосвязей между несколькими переменными к оглавлению примечания
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 16. Статистика III: изучение взаимосвязей между несколькими переменными
- Анализ таблиц
- Соотношение между получением образования в колледже и политическим мировоззрением
- Гипотетические отношения между получением образования в колледже и политическим мировоззрением для мужчин
- Гипотетические отношения между получением образования в колледже и политическим мировоззрением для женщин
- Множественная регрессия
- Интерпретация результатов множественной регрессии
- Решение общих проблем множественной регрессии
- Анализ временных рядов
- Заключение
- Дополнительная литература
- Далее: 17. Математическое моделирование к оглавлению примечания
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 17. Математическое моделирование
- Процесс моделирования
- Зачем нужны модели?
- Примеры математических моделей политического поведения
- Другие типы моделей
- Сложности, связанные с моделированием
- Заключение
- Дополнительная литература
- Далее: 18. Некоторые обобщения к оглавлению примечания
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 18. Некоторые обобщения
- Разработка гипотезы, измерения и программы исследования
- Сбор и анализ данных
- Контрольный бланк для оценки исследований
- Контрольный бланк для оценки исследования
- Заключение
- К оглавлению Примечание