Анализ данных
Элементы информации о каждом объекте, которые мы собираем в процессе исследования, называются данными, и, как только они получены, перед нами начинает маячить конец работы. Наша цель на этом этапе – уяснить, что именно мы получили для решения проблемы исследования. Имеется ли какая-либо связь между поведением, которое мы надеемся объяснить или лучше понять, с одной стороны, и факторами, которые, как мы думаем, помогут нам сделать это, – с другой? Предположим, например, что, по нашим расчетам, люди, различающиеся уровнем образования, будут систематически различаться по степени вероятности участия в голосовании. Во многих случаях это можно сделать, ответив на три вопроса. Наш первый вопрос: так ли это? Действительно ли люди, отличающиеся друг от друга по одной из этих переменных, будут последовательно различаться и по другой? Будут ли более образованные люди последовательно отличаться от менее [c.34] образованных большей или меньшей склонностью принимать участие в голосовании? Анализируя полученные данные, мы могли бы, например, выяснить, что менее образованные люд и принимают участие в голосовании почти столь же часто, как и более образованные, что знание уровня образования не дает возможности ни предсказать, ни объяснить, почему вероятность участия в голосовании для данного человека отличается от вероятности участия для кого-то другого. Если это так, то мы заявляем, что уровень образования не оказывает влияния на вероятность голосования или, иначе говоря, что между этими двумя переменными нет никакой связи. Таким образом, анализ не подтверждает наши ожидания. С другой стороны, если мы обнаружим, что в шести или семи случаях из десяти знание уровня образования позволяет точно предсказать, примет ли данный человек участие в голосовании, мы получим данные в поддержку нашего утверждения о связи этих двух переменных. Следовательно, мы выясняем, что, когда речь идет о голосовании, более образованные люди систематически отличаются от менее образованных, и получаем возможность понять поведение при голосовании объектов нашего исследования. Итак, основное, что необходимо выяснить при оценке гипотезы, – это наличие между двумя переменными статистической зависимости.
Как только эта связь установлена, необходимо задать не менее важный вопрос: как связаны эти две переменные? Будут ли более образованные люди участвовать в голосовании с большей вероятностью, чем менее образованные? Или же связь между этими переменными носит еще более сложный характер? Если мы продумали нашу гипотезу и в результате можно предполагать, что уровень образования связан с голосованием, мы, вероятно, имеем в виду одну из этих возможностей.
Например, можно было бы утверждать, что при наличии более высокого уровня образования возрастает вероятность наличия у человека навыков и знаний, необходимых для того, чтобы поддерживать у него интерес к политике. Соответственно, более образованный человек скорее примет участие в голосовании, чем тот, кто обладает меньшими навыками или располагает меньшей информацией. Таким образом, мы вправе ожидать, что участие в голосовании будет более [c.35] частым или более типичным для тех исследуемых нами людей, чей уровень образования выше. Этот тип соотношения иллюстрируется на рис.1.1а (точки на прямой представляют соответствующие значения переменных).
Рис. 1.1. Соотношение между уровнем образования и вероятностью голосования
Однако мы могли бы также считать, что, чем образованнее становится человек, тем сильнее он разочаровывается в политической деятельности. В соответствии с этой точкой зрения образованность ведет к разочарованию, что в свою очередь уменьшает желание принимать участие в голосовании. В этом случае мы можем ожидать, что чаще голосовать будут менее образованные из обследуемых нами людей. Этот тип соотношения иллюстрируется на рис.1.1б.
Наконец, мы могли бы даже утверждать, что образование лишь до определенной степени увеличивает возможности для занятий политикой и интерес к ней, тогда как люди с более высоким уровнем образования (например, обучающиеся в колледже) гораздо сильнее разочарованы в политике и потеряли к ней интерес. В этом случае мы можем ожидать, что наиболее часто будут голосовать люди, имеющие средний уровень образования, в то время как на полюсах степень участия в голосовании будет ниже. Это более сложное соотношение иллюстрируется на рис.1.1в.
В каждом из случаев между уровнем образования человека и вероятностью его участия в голосовании имеется определенная зависимость, однако совершенно очевидно, что следствия, вытекающие из этих разных соотношений, совершенно различны. Таким образом, мы можем [c.36] обнаружить сильную взаимозависимость между двумя переменными и тем не менее оказаться не в состоянии подтвердить свою гипотезу.
Нужно задать себе и третий, возможно, менее очевидный вопрос. Насколько вероятно, что то или иное соотношение, обнаруженное нами при исследовании небольшого числа объектов, будет также получено при исследовании всей той совокупности, из которой выбирались эти объекты? Если угодно, это сформулированный в статистической форме вопрос о том, насколько обоснованно наше утверждение, что небольшая выборка репрезентативна, или типична, для генеральной совокупности. Если, выбирая для исследования конкретные объекты, мы принимали правильные решения, можно с уверенностью утверждать, что наши выводы, хотя и основаны на нескольких объектах, применимы ко всем объектам без исключения. Если мы ошибались, степень нашей уверенности может быть теперь не столь высокой. К сожалению, как станет яснее из последующих глав, когда выводы основаны на выборке из совокупности, никогда нельзя доверять им полностью.[c.37]
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания вступительная статья
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания предисловие
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- Введение
- 1. Процесс исследования
- Формулирование теории
- Операционализация теории
- Выбор адекватных методов исследования
- Наблюдение за поведением
- Анализ данных
- Интерпретация результатов
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания подготовка к исследованию
- 2. Создание теории: понятия и гипотезы в политологии
- Что такое теория?
- Логика построения теории
- Компоненты теории
- Проверка и совершенствование теории
- Роль гипотез
- Формулирование гипотез
- Заключение
- Дополнительная литература к главе 2
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 3. От абстрактного к конкретному: операционализация и измерение
- Операционализация: связь между теорией и наблюдением
- Операционные определения
- Измерение
- Уровни измерения
- Рабочая гипотеза
- Ошибка измерения
- Валидность
- Типы валидизации
- Надежность
- Заключение
- Дополнительная литература к главе 3
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 4. Работа по плану: как составить программу исследования
- Цель и программа исследования
- Учет в программе исследования альтернативных конкурирующих гипотез
- Экспериментальные программы исследования
- Программа классического эксперимента
- Программа эксперимента с двумя контрольными группами, разработанная р.Соломоном
- Программа эксперимента с двумя контрольными группами, разработанная р.Соломоном
- Формирование групп
- Полевые эксперименты и неэкспериментальные программы
- Квазиэкспериментальные программы
- Выбор программы исследования
- Факторы, угрожающие валидности
- Факторы, угрожающие внутренней валидности
- Факторы, угрожающие внешней валидности
- Дополнительная литература к главе 4
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 5. Кто, что, где, когда: проблема выборки
- Репрезентативная выборка
- Процедуры формирования репрезентативной выборки
- Установление необходимого объема выборки
- Краткие характеристики выборок разного объема
- Заключение
- Дополнительная литература к главе 5
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания методы сбора данных
- 6. Опрос
- Этапы проведения опроса
- Концептуализация
- Подготовка инструментария
- Планирование опроса и построение выборки
- Проблемы, связанные с финансированием опроса
- Обучение и инструктаж персонала
- Предварительное тестирование
- Проведение опроса
- Наблюдение за ходом опроса (мониторинг)
- Контрольная проверка
- Вторичный анализ данных опроса
- Дополнительная литература к главе 6
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 7. Интервьюирование
- Выборочное интервьюирование
- Формулирование вопросов
- Отбор интервьюеров
- Направленное интервьюирование
- Методика направленного интервьюирования
- Специализированное интервьюирование
- Дополнительная литература
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 8. Шкалирование
- Построение шкалы: две основные проблемы
- Шкалирование по лайкерту
- Шкалирование по гуттману
- Шкалирование по тёрстоуну
- Метод семантического дифференциала
- Дополнительная литература
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 9. Контент-анализ
- Подготовка к контент-анализу
- Проведение содержательного контент-анализа
- Проведение структурного контент-анализа
- Некоторые проблемы, возникающие в ходе контент-анализа
- Дополнительная литература к главе 9
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 10. Источники и применение сводных данных
- Типы сводных данных
- Проблемы, связанные с использованием сводных данных
- Источники сводных данных
- Сбор сводных данных
- Заключение
- Дополнительная литература к главе 10
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 11. Поверх границ: практика сравнительных исследований
- Выявление “кочующих” вопросов
- Поиск эквивалентной меры
- Отбор стран для изучения
- Отбор независимых наблюдений
- Отбор материала
- Заключение
- Дополнительная литература к главе 11
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания обработка данных
- 12. Подготовка и обработка данных
- Кодирование: что все эти цифры значат?
- Книга кодов и кодировальный бланк
- Макет кодировки для исследования “Информационные агентства о некоторых странах”
- Как обработать данные
- Дополнительная литература
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 13. Описание данных: построение таблиц, диаграмм, гистограмм
- Перечневая таблица
- Голоса белых и чернокожих избирателей, поданные за демократов в 1960 - 1976 гг., % *
- Линейная диаграмма
- Секторная диаграмма и гистограмма
- Двусторонняя гистограмма
- Расовые различия на президентских выборах 1964 г., %
- Расовые различия на президентских выборах 1972 г., %
- Некоторые предостережения
- Дополнительная литература
- Далее 14. Статистика I: анализ одномерных распределений к оглавлению примечания
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 14. Статистика I: анализ одномерных распределений
- Измерение средней тенденции и дисперсии
- Частотное распределение: типы занятий респондентов
- Измерения для номинальных переменных
- Измерения для порядковых переменных
- Уровни образования по трем массивам
- Измерения для интервальных переменных
- Заключение
- Дополнительная литература
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 15. Статистика II: изучение взаимосвязей между двумя переменными
- Измерение связи и статистической значимости
- Измерение связи и значимости для номинальных переменных
- Определение партийности на основании партийной принадлежности отца (1)
- Определение партийности на основании партийной принадлежности отца (2)
- Определение партийности на основании партийной принадлежности отца (3)
- Значения, используемые для получения χ2
- Измерение связи и значимости для порядковых переменных
- Обобщенная таблица взаимной сопряженности признаков
- Измерение связи и значимости для интервальных переменных
- Значения, используемые для вычислений по уравнению регрессионной прямой
- Значения, используемые при определении коэффициента корреляции (r)
- Заключение
- Дополнительная литература
- Далее: 16. Статистика III: изучение взаимосвязей между несколькими переменными к оглавлению примечания
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 16. Статистика III: изучение взаимосвязей между несколькими переменными
- Анализ таблиц
- Соотношение между получением образования в колледже и политическим мировоззрением
- Гипотетические отношения между получением образования в колледже и политическим мировоззрением для мужчин
- Гипотетические отношения между получением образования в колледже и политическим мировоззрением для женщин
- Множественная регрессия
- Интерпретация результатов множественной регрессии
- Решение общих проблем множественной регрессии
- Анализ временных рядов
- Заключение
- Дополнительная литература
- Далее: 17. Математическое моделирование к оглавлению примечания
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 17. Математическое моделирование
- Процесс моделирования
- Зачем нужны модели?
- Примеры математических моделей политического поведения
- Другие типы моделей
- Сложности, связанные с моделированием
- Заключение
- Дополнительная литература
- Далее: 18. Некоторые обобщения к оглавлению примечания
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 18. Некоторые обобщения
- Разработка гипотезы, измерения и программы исследования
- Сбор и анализ данных
- Контрольный бланк для оценки исследований
- Контрольный бланк для оценки исследования
- Заключение
- К оглавлению Примечание