Секторная диаграмма и гистограмма
Как перечневая таблица, так и линейная диаграмма хороша преимущественно при описании и суммировании требующейся информации. При небольшом изменении данных, однако, возможно также использование графических способов анализа и интерпретации цифр. Представьте, например, что мы заинтересованы в выявлении относительного влияния чернокожих и белых избирателей н успех кандидатов в президенты от демократической партии. Особенно нас интересует вопрос о том, чья поддержка – белых или чернокожих избирателей – имеет боль шее влияние на победы демократов и действительно ли (чем много спорили в свое время) чернокожие избиратели привели Джимми Картера в Белый дом в 1976 г. И давай те еще представим (с целью облегчить проблему), что каждой из пяти избирательных кампаний, которые mi рассматриваем, 90% всех избирателей были белыми 10% – неграми. На самом деле негры составляют при мерно 10% избирателей, но нормы представительства колеблются от выборов к выборам и, кроме того, некоторую часть электората представляют и другие группы, наиболее значительными из которых являются выходцы из Азии и [c.380] латиноамериканцы. Сочетая эти данные о представительстве со сведениями табл. 13.1, мы можем представить компоненты голосования за демократов на каждых выборах в виде пропорций.
Что касается, например, 1976 г., мы знаем, что 48% белых избирателей голосовали за демократов и что 90% всех голосующих были белыми. Взяв 48% от 90%, мы найдем, что 43,2% всех избирателей были белыми, проголосовавшими за демократов. И точно так же мы знаем, что 83% чернокожих избирателей поддерживали демократов, а 10% всех голосующих были чернокожими. Берем 83% от 10% и находим, что 8,3% избирателей были чернокожие, поддерживающие демократов. Вместе эти цифры составят 51,5% всех избирателей; они проголосовали за демократов в 1976 г.2
Но давайте продолжим наши подсчеты. Мы знаем, что эти чернокожие и белые избиратели составили в 1976 г. 51,5% всех проголосовавших. Каковы же пропорции поддержки, оказанной демократической партии каждой из этих групп? Чтобы узнать это, мы просто разделим каждую цифру на 51,5% (43,2:51,5 и 8,3:51,5) и получим, что в 1976 г. около 84% голосов дали демократам белые и около 16% – негры. Подобные подсчеты для каждого из четырех предшествующих выборов показывают, что голоса чернокожих избирателей составили соответственно 13, 15,20 и 23% всех проголосовавших за демократов в 1960, 1964, 1968 и 1972 гг., тогда как белые избиратели составили соответственно 87,85,80 и 77%. Эти цифры могут быть проиллюстрированы секторной диаграммой, так, как это; сделано на рис. 13.2.
Рис. 13.3. Секторная диаграмма: расовая составляющая демократической коалиции, 1960-1976 гг.[c.381]
Секторная диаграмма – это такой рисунок, на котором круг (или, как в нашем случае, ряд кругов), представляет собой определенную совокупность и разделен на сегменты, для того чтобы показать долю каждой части. На рис. 13.2 каждый круг представляет 100% проголосовавших за демократов в определенном году, а заштрихованная часть – долю голосов чернокожих избирателей.
Обратите внимание, что заголовок и примечания к рисунку выполнены и расположены так же, как на рис. 13.1 и что год проставлен под каждым кругом. Доля, занимаемая каждым сегментом (в процентах), может быть указана как внутри диаграммы, как на рис. 13.2а, так и вне ее, как на рис. 13.2е, смотря что яснее. Буквы алфавита (а,б,в и т.д.) под каждым элементом диаграммы часто облегчают исследователю описание диаграммы в тексте, а читателю – восприятие описания.
При взгляде на рис. 13.2 бросается в глаза постоянно увеличивающаяся доля чернокожих избирателей в голосовании за демократов в период между 1960 г. (когда они составили 13% голосовавших за демократов) и 1972 г. (когда они составили 23% или почти вдвое больше) и уменьшение зависимости демократов от чернокожих избирателей в 1976 г. Используя эти цифры (и допустив, что наши данные верны), можно попытаться оспорить ответ на один из поставленных выше вопросов: по сути дела, Джимми Картер не был приведен в кабинет неграми. Напротив, он менее зависел от поддержки негров, чем предыдущий кандидат от его партии. Безусловно, доказательство этого аргумента очевидно уже при самом поверхностном изучении секторных диаграмм. К сожалению, в данном случае секторные диаграммы, хотя и выполнены аккуратно, содержат данные, которые не являются полными и, следовательно, могут ввести в заблуждение. Так получается потому, что количество голосующих за демократов меняется от выборов к выборам (50% в один год, 61% – на следующий), тогда как размер кругов на диаграммах независимо от количества представляющий 100% голосующих за демократов остается неизменным. Для того чтобы быть не только точными, но и полными, сами диаграммы должны колебаться в размерах в соответствии с изменениями общего количества голосующих за демократов. [c.382]
Однако визуальная интерпретация секторных диаграмм разных размеров в лучшем случае затруднительна. Люди просто не умеют этого делать. Кроме того, такие диаграммы могут свести на нет эффективное изложение наших исследовательских результатов. Нужно искать другие пути, но, прежде чем мы найдем их, хотелось бы подчеркнуть, что мы отнюдь не думаем, что секторные диаграммы всегда обманчивы и их не следует использовать. Напротив, секторные диаграммы очень полезны, и зачастую они являются наиболее эффективным графическим средством убеждения. Мы просто хотим сказать, что любые формы схем и диаграмм нужно использовать осторожно. Мы должны понимать данные, лежащие в основе графического представления, и мы должны быть уверены, что график отражает данные именно в том аспекте, в котором мы хотим их использовать (т. е. в контексте определенных исследовательских вопросов, например для того, чтобы узнать, была ли доля голосов чернокожих избирателей в демократической коалиции постоянно увеличивающейся, диаграммы на рис. 13.2 совершенно достаточны, поскольку отражают соответствующую информацию). Только в этом случае графические изображения действительно будут существенным вкладом в изучение данных и представление результатов исследования.
Возвращаясь к поставленной проблеме, мы должны найти альтернативное графическое средство, которое покажет долю голосов чернокожих избирателей, отданных за демократов в определенном году, и в то же время учтет изменения общего количества проголосовавших за демократическую партию. Одним изтаких средств является столбиковая гистограмма, или, как в нашем случае, сегментная гистограмма, такая, как изображена на рис. 13.3.
Столбиковая гистограмма– это графическое изображение, в котором высота и иногда ширина серии столбцов иллюстрируют некоторые наблюдения по одной или нескольким переменным. В сегментной диаграмме каждый отдельный столбец разделен на части, что несет некоторую добавочную информацию о распределениях или свойствах совокупности, представленной самим столбцом. Заметьте еще раз, что формат практически такой же, как на рис. 13.1 и 13.2, только в гистограмме описание обычно располагается не под рисунком, а над ним. (Иногда [c.383] гистограммы располагают не вертикально, как на рис. 13.3, а вертикально на левой части страницы. В таких случаях описание следует помещать либо под рисунком, либо справа.)
Рис. 13.3. Сегментная гистограмма: расовая составляющая демократической коалиции, 1960-1976 гг.
На рис. 13.3 количество голосов чернокожих избирателей опять представлено заштрихованной частью диаграммы. Вместе с тем сами столбцы разнятся в размерах в соответствии с относительным количеством всех голосов, отданных за демократов. Их доля видна как из масштаба оси, нанесенного на левой части страницы, так и из надписей над каждым отдельным столбцом. В результате впечатление, полученное от этого рисунка, значительно отличается от того, которое мы получили от секторной диаграммы, поскольку здесь мы видим, что, хотя количество голосов чернокожих избирателей колебалось, это происходило в относительно узких пределах. Количество же голосов белых избирателей оказалось более подверженным изменениям, увеличиваясь и уменьшаясь в соответствии с успехами партии. Возвращаясь к вопросу нашего исследования – чьяподдержка (белых или чернокожих избирателей) более значима для демократов, – мы теперь можем ответить, что и та и другая, только каждая по-своему. Чернокожие избиратели составляют относительно небольшую, но постоянно ощутимую базу поддержки, которая [c.384] может оказаться решающей в ситуации с почти равным количеством голосов “за” и “против”. Белые избиратели гораздо менее постоянны и надежны, но настолько превосходят количественно, что их поддержка гораздо более важна в достижении по меньшей мере равенства, а иногда и в балансировании на грани победы и поражения в определенных выборах. Другими словами, роль белых зачастую решающая в достижении победы или поражении кандидатов от демократов. Негры практически всегда оказывают поддержку партии, но она не всегда оказывается решающей. Данные, использованные для того, чтобы прийти к этому заключению, по существу, те же, что и на рис. 13.2, но здесь они более полные. В результате выводы, , которые можно сделать по ним, более глубокие и больше нас удовлетворяют.
Некоторые из наиболее распространенных способов штриховки, используемых для секторных диаграмм и секторных гистограмм, показаны на рис. 13.4.
Рис. 13.4. Способы штриховки для секторных диаграмм и гистограмм.
Обычно при графическом оформлении выбирают способ, наилучшим образом иллюстрирующий и проясняющий представленные данные. [c.385]
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания вступительная статья
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания предисловие
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- Введение
- 1. Процесс исследования
- Формулирование теории
- Операционализация теории
- Выбор адекватных методов исследования
- Наблюдение за поведением
- Анализ данных
- Интерпретация результатов
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания подготовка к исследованию
- 2. Создание теории: понятия и гипотезы в политологии
- Что такое теория?
- Логика построения теории
- Компоненты теории
- Проверка и совершенствование теории
- Роль гипотез
- Формулирование гипотез
- Заключение
- Дополнительная литература к главе 2
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 3. От абстрактного к конкретному: операционализация и измерение
- Операционализация: связь между теорией и наблюдением
- Операционные определения
- Измерение
- Уровни измерения
- Рабочая гипотеза
- Ошибка измерения
- Валидность
- Типы валидизации
- Надежность
- Заключение
- Дополнительная литература к главе 3
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 4. Работа по плану: как составить программу исследования
- Цель и программа исследования
- Учет в программе исследования альтернативных конкурирующих гипотез
- Экспериментальные программы исследования
- Программа классического эксперимента
- Программа эксперимента с двумя контрольными группами, разработанная р.Соломоном
- Программа эксперимента с двумя контрольными группами, разработанная р.Соломоном
- Формирование групп
- Полевые эксперименты и неэкспериментальные программы
- Квазиэкспериментальные программы
- Выбор программы исследования
- Факторы, угрожающие валидности
- Факторы, угрожающие внутренней валидности
- Факторы, угрожающие внешней валидности
- Дополнительная литература к главе 4
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 5. Кто, что, где, когда: проблема выборки
- Репрезентативная выборка
- Процедуры формирования репрезентативной выборки
- Установление необходимого объема выборки
- Краткие характеристики выборок разного объема
- Заключение
- Дополнительная литература к главе 5
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания методы сбора данных
- 6. Опрос
- Этапы проведения опроса
- Концептуализация
- Подготовка инструментария
- Планирование опроса и построение выборки
- Проблемы, связанные с финансированием опроса
- Обучение и инструктаж персонала
- Предварительное тестирование
- Проведение опроса
- Наблюдение за ходом опроса (мониторинг)
- Контрольная проверка
- Вторичный анализ данных опроса
- Дополнительная литература к главе 6
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 7. Интервьюирование
- Выборочное интервьюирование
- Формулирование вопросов
- Отбор интервьюеров
- Направленное интервьюирование
- Методика направленного интервьюирования
- Специализированное интервьюирование
- Дополнительная литература
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 8. Шкалирование
- Построение шкалы: две основные проблемы
- Шкалирование по лайкерту
- Шкалирование по гуттману
- Шкалирование по тёрстоуну
- Метод семантического дифференциала
- Дополнительная литература
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 9. Контент-анализ
- Подготовка к контент-анализу
- Проведение содержательного контент-анализа
- Проведение структурного контент-анализа
- Некоторые проблемы, возникающие в ходе контент-анализа
- Дополнительная литература к главе 9
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 10. Источники и применение сводных данных
- Типы сводных данных
- Проблемы, связанные с использованием сводных данных
- Источники сводных данных
- Сбор сводных данных
- Заключение
- Дополнительная литература к главе 10
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 11. Поверх границ: практика сравнительных исследований
- Выявление “кочующих” вопросов
- Поиск эквивалентной меры
- Отбор стран для изучения
- Отбор независимых наблюдений
- Отбор материала
- Заключение
- Дополнительная литература к главе 11
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания обработка данных
- 12. Подготовка и обработка данных
- Кодирование: что все эти цифры значат?
- Книга кодов и кодировальный бланк
- Макет кодировки для исследования “Информационные агентства о некоторых странах”
- Как обработать данные
- Дополнительная литература
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 13. Описание данных: построение таблиц, диаграмм, гистограмм
- Перечневая таблица
- Голоса белых и чернокожих избирателей, поданные за демократов в 1960 - 1976 гг., % *
- Линейная диаграмма
- Секторная диаграмма и гистограмма
- Двусторонняя гистограмма
- Расовые различия на президентских выборах 1964 г., %
- Расовые различия на президентских выборах 1972 г., %
- Некоторые предостережения
- Дополнительная литература
- Далее 14. Статистика I: анализ одномерных распределений к оглавлению примечания
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 14. Статистика I: анализ одномерных распределений
- Измерение средней тенденции и дисперсии
- Частотное распределение: типы занятий респондентов
- Измерения для номинальных переменных
- Измерения для порядковых переменных
- Уровни образования по трем массивам
- Измерения для интервальных переменных
- Заключение
- Дополнительная литература
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 15. Статистика II: изучение взаимосвязей между двумя переменными
- Измерение связи и статистической значимости
- Измерение связи и значимости для номинальных переменных
- Определение партийности на основании партийной принадлежности отца (1)
- Определение партийности на основании партийной принадлежности отца (2)
- Определение партийности на основании партийной принадлежности отца (3)
- Значения, используемые для получения χ2
- Измерение связи и значимости для порядковых переменных
- Обобщенная таблица взаимной сопряженности признаков
- Измерение связи и значимости для интервальных переменных
- Значения, используемые для вычислений по уравнению регрессионной прямой
- Значения, используемые при определении коэффициента корреляции (r)
- Заключение
- Дополнительная литература
- Далее: 16. Статистика III: изучение взаимосвязей между несколькими переменными к оглавлению примечания
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 16. Статистика III: изучение взаимосвязей между несколькими переменными
- Анализ таблиц
- Соотношение между получением образования в колледже и политическим мировоззрением
- Гипотетические отношения между получением образования в колледже и политическим мировоззрением для мужчин
- Гипотетические отношения между получением образования в колледже и политическим мировоззрением для женщин
- Множественная регрессия
- Интерпретация результатов множественной регрессии
- Решение общих проблем множественной регрессии
- Анализ временных рядов
- Заключение
- Дополнительная литература
- Далее: 17. Математическое моделирование к оглавлению примечания
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 17. Математическое моделирование
- Процесс моделирования
- Зачем нужны модели?
- Примеры математических моделей политического поведения
- Другие типы моделей
- Сложности, связанные с моделированием
- Заключение
- Дополнительная литература
- Далее: 18. Некоторые обобщения к оглавлению примечания
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 18. Некоторые обобщения
- Разработка гипотезы, измерения и программы исследования
- Сбор и анализ данных
- Контрольный бланк для оценки исследований
- Контрольный бланк для оценки исследования
- Заключение
- К оглавлению Примечание