Политическое учение марксизма
Марксистская концепция науки о политике была разработана Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895), которые пытались выяснить условия и указать пути реального освобождения трудящихся от любых форм эксплуатации, социального угнетения, бесправия, неравенства. Специфика марксистской историко-материалистичекой концепции государства и права состоит в анализе явлений политической и правовой жизни как составных частей классовой общественно-экономической формации, отказе от усмотрения в политико-юридических институтах феноменов религиозного, психологического, этнического порядка. Упомянутый подход зиждется на идее зависимости государства и права от уровня общественного разделения труда, классовой структуры и соотношения классовых сил в обществе.
Уже в «Манифесте Коммунистической партии» было сказано, что капитализм, победивший в обществе, достиг передела своего развития и более не может справиться с теми могущественными средствами производства и обмена, которые вызрели в лоне буржуазных общественных отношений. Эти отношения превратились в тормоз социального прогресса. Буржуазия выковала не только оружие, несущее ее смерть (гигантские производительные силы), но и породила людей, которые направят это оружие против нее – пролетариат Классовая борьба пролетариев против буржуазии приближается к развязке: «Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма». Рабочий класс в грядущей революции должен уничтожить частную собственность и разрушить все те институты, которые ее охраняли. Ближайшая практическая цель пролетариев – завоевание политической власти.
Суть историко-материалистического подхода к политике состоит в понимании ее как надстройки по отношению к экономической структуре общества. Уподобление политической системы надстройке – исследовательский прием, призванный доказать наличие того факта, что все явления политической жизни коренятся в «материальных жизненных отношениях», опираются на «реальный базис» и в своем бытие зависят от него. Этот реальный базис не только лежит в основании политической надстройки, но и определяет ее саму. Конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий марксизм видит в экономическом развитии общества.
Следует учитывать, что Маркс и Энгельс были далеки от упрощенного понимания влияния базиса на надстройку. Базис оказывает на нее решающее воздействие по общему правилу, косвенно и лишь «в конечном счете». Его определяющая роль реализуется через массу причинно-следственных связей с другими сторонами общественной жизни (социальными закономерностями, взаимоотношениями классов, историческим опытом, традициями культуры, внешнеполитическими условиями). Идея детерминации тесно связана с идеей об относительной самостоятельности и постоянной активности надстройки. Обе эти идеи естественно дополняют друг друга и образуют в единстве теоретическую модель соотношения политических систем и социально-экономической структуры классового общества. Эта самостоятельность обнаруживается в движении надстроенных институтов согласно лишь им одним свойственным законам, в обратном воздействии этих институтов на базис только им одним присущим способом. Каждая часть надстройки, по Марксу и Энгельсу, проходит свои специфические фазисы развития. Самостоятельность надстройки вытекает из общественного разделения труда и связанной с ним дифференциации и обособления разнородных социальных функций.
Важнейшим элементом марксистского учения о государстве и праве является тезис об их классовом характере. Этот тезис вытекает из историко-материалистического понимания природы социальных классов и их взаимодействия. Классовая общественно-экономическая формация, по Марксу и Энгельсу, непременно передает политической надстройке качество классовости. В условиях разделения общества на противоположные классы жизнедеятельность политической надстройки пронизывает и определяет интерес господствующего класса. Данный интерес присутствует как в выполнении этой надстройкой сугубо принудительных функций, прямо обусловленных классовыми антагонизмами, так и выполнении ею «общих дел, вытекающих из природы всякого общества».
В марксизме классовая борьба выступает одной из важнейших закономерностей бытия общества, расколотого на антагонические классы. Ничто в социальной жизни такого общества не может быть объяснено вне контекста классовой борьбы. В значительной степени из-за нее аппарат государства оказывается учреждением, легитимно осуществляющим целенаправленное насилие в обществе. Для марксизма характерно акцентирование в природе государства его принуждающего начала. В «Манифесте» подчеркнуто, что победивший пролетариат осуществит деспотическое вмешательство в право собственности и в буржуазные производственные отношения.
Пролетариат «в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения». Энгельс пишет: «Пока пролетариат еще нуждается в государстве, он нуждается в нем не в интересах свободы, а в интересах подавления своих противников, а когда становится возможным говорить о свободе, тогда государство как таковое перестает существовать».
У Маркса и Энгельса отмечаются и другие социальные свойства и функции государства, кроме репрессивно-карательных, но в идеологии революционного социалистического движения вся совокупность воззрений Маркса и Энгельса на природу государства сведена к следующей формуле: «государство – организация для систематического насилия одного класса над другим (одной части населения над другим)».
Поскольку при жизни Маркса и Энгельса победоносных социалистических революций еще не было, они особенно пристальное внимание уделили анализу практического опыта Парижской Коммуны (1871) как рождающейся системы «управления народом посредством самого народа». При этом, с точки зрения Маркса, Коммуна явила собой образец не парламентарной, а работающей корпорации, одновременно «и законодательствующей, и исполняющей законы». Следовательно, Коммуна упразднила принцип разделения властей. И если раньше Маркс и Энгельс высказывались в пользу парламентской республики, то теперь именно республика типа Коммуны признавалась ими наиболее целесообразной формой пролетарского государства. Именно такая модель была положена в основу построения советского государства.
- I часть
- Содержание
- Раздел I 7
- Введение
- Раздел I
- Основные этапы развития политической мысли и их особенности
- Традиции китайской политической мысли (даосизм, конфуцианство)
- Основные принципы наилучшего государственного устройства в произведениях Платона «Государство», «Законы»
- Формы государственного устройства и основные черты совершенного государства по «Политике» Аристотеля
- Проблема политической власти в учении н. Макиавелли
- Теория общественного договора т. Гоббса
- Либеральная концепция Дж. Локка
- Ведущие политические партии современной России
- Политические идеи французских просветителей
- Сущность и основные черты правового государства
- Политический либерализм и. Бентама, а. Де Токвиля и д. Ст. Милля
- Основные течения политической мысли России в XIX веке (декабризм, славянофильство, западничество, либерализм, революционное народничество)
- Политическая система современной России
- Политическое учение марксизма
- Идеология и политическая практика социализма
- Идеология и политическая практика либерализма
- Идеология и политическая практика консерватизма