logo
Клевцов

Либеральная концепция Дж. Локка

Джон Локк (1632-1704) – выдающийся английский философ и политический мыслитель, автор книги «Два трактата о правлении», виднейший теоретик и непосредственный участник английской революции, государственный деятель, заложивший основу современной британской политической системы. Острые социально-политические противоречия английского общества второй половины ХVII в., динамизм, противоречивость процессов привели к острой идеологической борьбе, к дальнейшему развитию концепций, ориентирующихся на буржуазно-демократические ценности и идеалы.

Локк сформулировал многие основополагающие принципы буржуазной государственности, ее организации и идеологические обоснования, заложил теоретические основы системы буржуазного либерализма.

Он решительно выступал против феодальных теорий власти и права, против теократии и вмешательства государства в дела веры. Локком был заложен один из главных классических принципов буржуазной политической теории и права – формальное понимание равенства, свободы, естественных прав человека, демократии независимо от социальной сущности всех политических институтов. Гуманистический подход к общественной жизни, праву и государственной власти у Локка выражен полно и абсолютно в принципе: «все люди по природе свободные, равные и независимые».

Теория общественного договора (или «теория согласия») закладывает основу важнейших методологических построений Локка. Он четко отделяет государство от общества, признает их относительную самостоятельность, выделяет политическую власть как особый феномен от других видов власти.

По Д. Локку, естественное состояние – не «война всех против всех» (как у Гоббса), оно имеет общественный и относительно упорядоченный характер, регулируется нормами естественного права (они определяют поведение человека, диктуются разумом). Локк называет его то «законом Бога», то «законом природы». Можно сказать, что естественное право представляется ему как должное право, как правосознание. Совершенствование естественного состояния общества ведет постепенно к формированию элементов «гражданского, политического общества», к государству (часто Локк употребляет все эти категории как взаимозаменяемые).

Учреждение государства Локк рассматривает как торжество разума, как процесс исторически закономерный и прогрессивный. Содержание теории общественного договора включает важнейший принцип «согласия», поэтому договор – это не отказ от власти и передача ее в руки одного лица или группы лиц, а соглашение одного лица с другими об объединении в сообщество с целью мира, безопасности, стабильности. По этому договору граждане не отказываются от своих естественных прав, как таковых, соглашение носит ограниченный и строго определенный характер и цель. Как подчеркивал Локк, «государство – любое независимое сообщество».

Именно такой общественный договор ведет к возникновению государства, но не всесильного (как Левиафан у Гоббса) при полном бесправии народа, а государства всех подданных. Государство включает такие важные структуры, как общий установленный закон, судебные учреждения по разрешению споров и наказанию преступников, органы, утверждающие судебный приговор.

Локк провозглашает принцип закономерности и всеобщего политического и юридического равенства граждан: «Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества». Личная собственность граждан рассматривается им как основа, гарант не только свободы и независимости человека, но и организации общества согласно законам природы.

Значительное внимание Локк уделяет проблеме контроля и ограничения государственной власти, гарантий от нарушения закона и соблюдения режима суверенитета личности. «Власть общества или созданного людьми законодательного органа не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага». Интересами обеспечения основных прав человека проникнута вся концепция Локка. Он предлагал такие меры регулирования жизни общества, как регламентация сферы деятельности государства, введения принципа согласия граждан как основы деятельности государственных органов, признание права на вооруженное восстание против тирании, утверждение принципа разделения властей. Государство обязано «править согласно установленным законам, провозглашенным народом и известным народу; … править с помощью беспристрастных и справедливых судей, … в интересах мира, безопасности и общественного блага народа».

Локк подчеркивает примат представительной законодательной власти среди других видов власти и выделяет три вида власти в государстве: законодательная, исполнительная и природная (сюда относятся вопросы войны и мира, межгосударственных коалиций и др.).

Типология государственных форм предлагается им на основе такого критерия, как субъект законодательной власти: самые достойные, их наследники или приемники (олигархия); одна персона (монархия); одна персона и его наследники (наследственная монархия); одно лицо пожизненно (выборная монархия); выборные должностные лица (демократия). Тирания – это осуществление власти независимо от права: «где кончается закон, начинается тирания».

Идеи Локка оказали огромное влияние на мыслителей французского Просвещения, идеологов французской революции и деятелей американского освободительного движения.