logo
Клевцов

Политическая система современной России

Современная политическая система Российской Федерации достаточно молода, – она сформировалась в начале 1990-х гг. и была официально закреплена в виде Конституции России 12 декабря 1993 г., которая была принята на всенародном референдуме. Исторический период, в котором произошло принятие Конституции, был довольно сложным и противоречивым. После краха советской государственности в сентябре 1991 г. Россия становится полностью независимым государством и в ней, с января 1992 г., начинаются экономические реформы, введение рынка. Однако стратегия и немедленные результаты реформ привели к жесткому расколу в обществе, часть которого поддерживала президента Б.Н. Ельцина и его правительство, а часть выступало в качестве оппозиции. Оппозиционные силы нашли себе выражение в деятельности тогдашней законодательной власти – в Верховном Совете, полномочия которого были достаточно велики.

Фактически, весь 1992 и 1993 гг. общественно-политическая жизнь России была нестабильна в силу того, что политическая борьба между президентом и парламентом становилась все более непримиримой. Наконец, в начале октября 1993 г. президент Ельцин своим указом распустил парламент. Верховный Совет не подчинился и ответил отстранением Ельцина от должности. Конфликт завершился вооруженным столкновением, в котором победу одержали сторонники президента. Таким образом, Конституция РФ формировалась на основе трагического опыта политической борьбы молодой российской республики. Главной целью авторов Конституции было сформировать такую политическую систему, в которой, по возможности, были бы невозможны подобные политические кризисы.

Первые главы Конституции посвящены общим принципиальным положениям. Среди наиболее важных из них нужно отметить следующие:

Все эти положения, после их принятия, по-разному комментировались различными общественно-политическими силами России. Особую значимость имеет положение Статьи 2 о человеке как высшей ценности для российского государства. Оно придает духу Конституции принципиально гуманистическую направленность. Положение о том, что источником власти в РФ является ее многонациональный народ, до сих пор критикуется националистическими партиями, которые настаивают на «государствообразующей» роли русского народа. В свою очередь, положение Статья 7 о России как о социальном государстве используется, в основном, левыми партиями в их критике негативных социальных последствий государственной политики. Большую актуальность имеет Статья 13 об идеологическом многообразии, которая как бы подводит исторический итог борьбы нашего общества с советским тоталитарным режимом, который основывался на моноидеологизме. Наконец, Статья 14 о светском характере российского государства приобретает свою значимость буквально в наши дни (2007 год) в условиях противостояния светских общественных сил и русской православной церкви, стремящейся закрепить свое влияние в различных государственных структурах.

Перейдем к обсуждению государственного устройства России. Фактически, наша республика является президентско-парламентской, причем ее особенность – усиление государственных полномочий президента по сравнению с другими ветвями власти, прежде всего, законодательной.

Исполнительная власть осуществляется президентом, правительством, главами федеративных образований. В Конституции говорится, что Президент – «глава государства» (Ст. 80, п. 1), он определяет и осуществляет основные направления внутренней и внешней политики государства, он же является главнокомандующим вооруженными силами РФ. Президент избирается всеобщим голосованием, раз в четыре года. Одно и то же лицо не может избираться на этот пост два раза подряд. Президент назначает с согласия Государственной Думы председателя правительства; принимает решение об отставке правительства; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Государственного прокурора; распускает Государственную Думу; назначает референдум; подписывает и обнародует федеральные законы и многое другое (Ст. 83-84).

Законодательная власть РФ осуществляется Федеральным Собранием, которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ – один от исполнительной и один от законодательной власти. Депутаты Государственной Думы (450 человек) избирается сроком на четыре года всеобщим голосованием.

К ведению Совета Федерации относится: утверждение границ между субъектами РФ, утверждение указов президента РФ о введении военного положения или чрезвычайного положения, решение вопроса о возможности использования наших вооруженных сил за пределами России, отрешение от должности президента РФ, назначение на должность и освобождение от должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Генерального прокурора и многое другое.

К ведению Государственной Думы относится: дача согласия президенту РФ на назначение председателя правительства, решение вопроса о доверии правительству, объявление амнистии, выдвижение обвинения против президента РФ для отрешения его от должности и другое.

Механизм принятия федерального закона всеми ветвями власти состоит из следующих этапов. Рассмотрение и принятие закона Государственной Думой большинством голосов. Принятие закона Советом Федерации тем же большинством голосов. Подписание и обнародование закона президентом в течение четырнадцати дней после его принятия Федеральным Собранием. При несогласии президента закон снова отправляется на рассмотрение в парламент. Федеральное собрание может преодолеть вето президента двумя третями голосов.

Высшей судебной властью России является Конституционный Суд, который состоит из 19 судей. Судьи назначаются Светом Федерации по представлению президента. Главные задачи Конституционного Суда – решать, соответствуют ли Основному Закону федеральные законы, указы президента, конституции республик РФ, договора между федеральной властью и субъектами федерации, международные договора и другие документы. Конституционный Суд также дает толкование Конституции.

По характеру своего государственного устройства Россия является федерацией, что означает наличие достаточно широких прав местных властей. Нельзя забывать, что и СССР тоже, хотя и формально, был федеративным государством. При образовании РФ субъектов федерации было 78, сейчас несколько меньше, потому что некоторые из них объединились. К ведению федеральной власти относится: принятие и изменение Конституции, установление федеральных органов власти, федеральная государственная собственность, установление правовых, экономических и прочих основ единого рынка, федеральный бюджет, внешняя политика и международные отношения и т.д. Субъекты федераций осуществляют свое право на самоуправление, ведение переговоров с другими государствами, не выходящие за рамки их компетенции, введение наряду с государственным русским языком своего собственного и многое другое.

Федеративное устройство за время после принятия Конституции РФ претерпело определенные изменения в сторону большей зависимости от центральной власти. Это было вызвано, во-первых, стремлением одной из кавказских республик – Чеченской – выйти из состава России, что повлекло за собой, фактически, начало войны с сепаратистами, во-вторых, многочисленными кризисами, связанными с выборами в субъектах федерации, на которых могли побеждать представители криминального сообщества. В начале 2000-х гг. был введен институт полномочного представительства президента РФ в специально учрежденных федеральных округах, которые «уравновешивали» независимость местной власти, а затем был принят новый порядок назначения глав субъектов федерации, в соответствии с которым местный парламент утверждал кандидатуру, которая вносится президентом РФ.

Подводя итоги, можно указать на то, что, возможно, политическая система России еще будет претерпевать дальнейшие изменения. Многие политологи утверждают, что слишком сильная власть президента превращает политический процесс в некое замкнутое целое, непроницаемое для воздействия на него со стороны общества. Превращение органов законодательной власти в, по сути дела, полусовещательные, приводит к тому, что общество не может выразить себя политически посредством выборов в парламент, при том, что выборы президента остаются, в значительной степени, ограниченными по своим возможностям.