logo
Клевцов

Ведущие политические партии современной России

Формирование политической системы России происходило специфическим образом. Первыми здесь возникли не буржуазные партии, что было бы естественным при бурном индустриальном развитии России в конце XIX – начале ХХ века. Крестьянская партия (эсеров) сформировалась в 1901 году, но она тоже не стала первой. Раньше других в России, в 1898 году возникла Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), сыгравшая особую роль в дальнейшем политическом развитии страны. Именно эта партия была правящей в России с 1917 по 1991 год.

Партийная система России прошла три основных этапа в своём развитии. Первый (1905-1917) – характеризовался многопартийностью в условиях думской монархии. Для второго (1917-1990) – была характерна однопартийность (правительственный блок большевиков и левых социалистов-революционеров просуществовал лишь до лета 1918 года – до «лево-эсеровского заговора»). Третий (современный) этап, начавшийся с отмены монопольного господства в политической системе общества одной партии (КПСС), характеризуется бурным становлением и развитием многопартийности в Российской Федерации.

Процесс образования современных партий и общественно-политических движений в России фактически начался в 1989-1990 годы в ходе подготовки и проведения выборов на демократической, альтернативной основе. С принятием новой редакции ст. 6 Конституции СССР (1990) и вступлением в силу с 1 января 1991 года Закона СССР «Об общественных объединениях» политические партии получили официальное право на своё существование и деятельность. Членскую базу новых партий и движений составили преимущественно активисты дискуссионных клубов, объединений избирателей, народных фронтов, возникших в годы перестройки, сторонники различных течений, сложившихся внутри КПСС, и вышедшие из её состава известные политики.

В 1993 г., после тяжелого политического кризиса, в России была принята новая Конституция. В соответствии с ней, высшей законодательной властью страны стало Федеральное собрание, нижняя палата которого – Государственная Дума – избиралась раз в четыре года путем голосования. В п. 3 ст. 13 Конституции Российской Федерации говориться: «В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность». В п.4 Конституции Российской Федерации отмечается, что «общественные объединения равны перед законом». Эти положения во многом сформировали современную партийную систему в России. Мы расскажем о ее современном состоянии.

7 декабря 2003 года проводились выборы в Государственную Думу Российской Федерации 4 созыва. В выборах могли принимать участие 44 политических партии, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». Пятипроцентный барьер прошли 4 партии: Единая Россия (22776294 голосов избирателей – 37.56%), КПРФ (7647820 – 12.61%), ЛДПР (6944322 – 11.45%) и «Родина» (5470429 – 9.02%).

«Единая Россия». Начало процессу создания Всероссийской политической партии «Единая Россия» было положено совместным политическим заявлением Лидеров ОПОО – Партия «Единство» и ОПОО «Отечество» – С.К. Шойгу и Ю.М. Лужкова от 12 апреля 2001 года. 12 июля 2001 г. состоялся Учредительный съезд Общероссийского союза «Единство» и «Отечество». Союз возглавили два Сопредседателя: Сергей Шойгу и Юрий Лужков. В соответствии с начавшимся процессом консолидации центристских политических сил в Государственной Думе был образован Консультативный совет четырех депутатских объединений: фракций «Отечество – Вся Россия» и «Единство», а также депутатских групп – «Регионы России» и «Народный депутат».

1 декабря 2001 г. состоялся третий съезд Союза. На нем делегаты единогласно приняли решение о преобразовании Общероссийской общественной организации «Союз “Единство” и “Отечество”» во Всероссийскую партию «Единство и Отечество» – «Единая Россия». Сопредседателями Высшего совета партии были избраны Сергей Шойгу, Юрий Лужков и Минтимер Шаймиев. На Учредительном съезде партии выступил Президент Российской Федерации Владимир Путин. В ноябре 2002 года Председателем Высшего совета партии избран Борис Вячеславович Грызлов.

29 марта 2003 года в Москве состоялся II съезд Всероссийской партии. Съезд одобрил политический доклад, с которым выступил Председатель Высшего Совета партии Б.В. Грызлов, принял Манифест партии «Единая Россия» «Путь национального успеха» и утвердил изменения и дополнения к Уставу Партии, приняв его в новой редакции.

IV Съезд Партии «Единая Россия» (24 декабря 2003 года) принял единогласное решение о поддержке кандидатуры Владимира Путина на выборах Президента Российской Федерации и принял соответствующее обращение к гражданам России.

При внимательном рассмотрении предвыборной программы «Единой России» среди стандартных обкатанных клише можно выделить следующее: в случае прихода «Единой России» к власти сохраняется президентская республика, причем объем полномочий президента если и будет пересмотрен, то, скорей всего, в сторону расширения; номенклатурный капитализм остается неизменным; полного пересмотра результатов приватизации не предвидится; при некоторой либерализации экономики (снижение налогов, поощрение мелкого производителя) контроль со стороны государства, в частности, налоговый, ужесточается и т.д.

Во внутренних вопросах «Единая Россия» занимает слабую националистическую позицию. Тем не менее, многие полагают, что «Единая Россия» может представлять собой основу для общего ужесточения государственного контроля за жизнью граждан в России, при котором права и свободы граждан будут ограничиваться. Полностью лояльная сильному президенту, партия не будет защищать молодой российский парламентаризм, если возникнет угроза его ограничения. В этом случае партия станет авторитарной и ничего не потеряет. Многие российские либералы уже сейчас говорят о полной несамостоятельности партии власти, её подконтрольности бюрократии и поддержке всех президентских инициатив. Тем более, что на выборах 2003 года «Единая Россия» набрала большинство голосов, а вместе с депутатами-одномандатниками её фракция составляет около половины Государственной Думы, что позволяет партии лоббировать свои интересы и принимать угодные ей и президенту законы практически беспрепятственно.

Социальная база партии, то есть те слои, интересы которых оно выражает, – несомненно, основная часть губернаторов, и их аппарат, связанные с этими губернаторами крупные предприниматели. Так как «Единую Россию» на выборах 2003 года поддержало более четверти всех проголосовавших, то можно сказать, что электорат партии весьма разнороден – от части интеллигенции и связанных с государством предпринимателей и до квалифицированных рабочих и служащих.

Коммунистическая партия Российской Федерации. 13 февраля 1993 года в подмосковном пансионате открылся II Чрезвычайный съезд Коммунистической партии Российской Федерации. После почти полуторагодового запрета съезд заявил о возобновлении деятельности партии, которая стала именоваться «Коммунистической партией Российской Федерации». Уже в марте того же года КПРФ официально была зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации (регистрационное свидетельство № 1618).

На съезде было принято Программное заявление партии, утверждён её Устав. Резолюции съезда «О взаимоотношениях коммунистов России с коммунистическими партиями и движениями бывших союзных республик», «За права коммунистов и свободу политических убеждений», «О собственности Компартии Российской Федерации», «За единство действий коммунистов» стали основой для восстановления и создания первичных, районных, городских, окружных, областных, краевых и республиканских организаций КПРФ, мобилизации коммунистов на борьбу.

Сегодня первичные организации действуют во всех районах и городах России. Практически полностью восстановлена сеть местных партийных организаций. Городские и районные комитеты компартии существуют в 1979 административных образованиях. Региональные организации партии восстановлены во всех субъектах федерации, включая все республики в составе России. Вертикальное строение партии подкрепляется горизонтальными структурами, состоящими из советов секретарей первичных, районных и городских, а также региональных организаций. За период после восстановления партии ее численность возросла до 547 тысяч членов.

В поле зрения партии находятся вопросы социально-экономического положения страны, выработка общей политики партии и конкретных предложений по изменению экономического курса, осуществлению экстренных мер государственного контроля за деятельностью коммерческих банков и других кредитно-финансовых учреждений, различных фондов, стимулированию отечественных товаропроизводителей, социальному улучшению населения.

Одно из главных направлений деятельности партии – участие в выборах. В 1996 году был создан Народно-патриотический Союз России, в состав которого вошли основные оппозиционные партии и движения страны, но стержнем которого является КПРФ. Лидер КПРФ – Г. А. Зюганов.

Либерально-демократическая партия России. Первый съезд ЛДПР легально провела 31 марта 1990 года. В июне 1991 года на выборах Президента России партия выставила кандидатуру своего руководителя, Владимира Вольфовича Жириновского. В августе 1991 года члены партии поддержали Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). После этого деятельность партии на территории Москвы была временно запрещена. ЛДПР выступила против Беловежских договоренностей. В 1992 году ЛДПР боролась с Правительством Е. Гайдара против ваучеризации страны и приватизации. В октябре 1993 года партия осудила расстрел Белого Дома.

Руководство партии утверждает, что ЛДПР находится в конструктивной оппозиции к «Единой России» как проправительственной структуре. За 13 лет в Госдуме фракция ЛДПР вынесла на обсуждение множество законов и постановлений, протокольных поручений. Большинство из них не были приняты и реализованы.

Изучение результатов выборов по регионам обнаружило корреляцию между «Единой Россией» и ЛДПР. В тех регионах, где «Единая Россия» набирала больше среднероссийского показателя, «росла» и поддержка ЛДПР, причем часто – на столько же процентов. Соответственно, низкие показатели «Единой России» неизбежно означали низкий уровень ЛДПР. При том, что нельзя с уверенностью говорить ни об электорате нынешней «партии власти», ни о численности этого электората, можно предположить, что по некоторым признакам он сходен с электоратом ЛДПР. Это люди, голосующие за «сильную руку», за национал-популистские лозунги, скорее противники, чем сторонники реформ, однако на долю ЛДПР достаются из этой группы подростки и молодые мужчины 20-33 лет (они и гарантируют ЛДПР на всех выборах не менее 3% голосов).

Предвыборные тезисы ЛДПР – это тезисы «Единой России», только более утрированные. Первоначально ЛДПР была леворадикальной партией. Однако, начиная с 1994 г., партия все больше превращалась в коммерческую структуру, соответственно, при оппозиционном имидже ее взгляды дрейфовали вправо.

В целом можно сделать вывод, что электорат ЛДПР – это потенциальный левый и радикально-националистический электорат (не случайно из ЛДПР вышла Национал-большевистская партия), который не «охвачен» соответствующей пропагандой. ЛДПР часто обвиняют в связях с криминалом, тогда как это характерно для многих партий.

Социал-патриотическая партия «Родина». Партия «Родина» создана на основе «Партии российских регионов» (ПРР), которая была образована в 1998 году в форме общественной организации, а с 2002 года преобразована в политическую партию. Основными учредителями партии выступили представители студенческих и молодежных организаций, территориальных профсоюзных объединений, регионального среднего и малого бизнеса, научной общественности российских регионов. В соответствии с программными положениями «Партии российских регионов» главным направлением деятельности партии в 1998-2002 гг. считалось не участие в выборных кампаниях, а «формирование требуемого общественного мнения». В сентябре 2002 г. на Cъезде были избраны пять сопредседателей Партии «Родина»: Скоков Ю. В., Денисов О. И., Кутафин О. Е., Султанов Ш. З., Чистяков В. В. В 2003 году сопредседателями партии также стали известные политические деятели – Дмитрий Рогозин и Сергей Глазьев.

На выборах в Государственную Думу, состоявшихся 7 декабря 2003 года, избирательный блок «Родина» одержал ставшую сенсацией победу, набрав более 9% голосов. На базе избирательного объединения было сформировано третье по величине объединение депутатов в Государственной Думе – фракция «Родина».

21 января 2005 года пять депутатов Партии – Дмитрий Рогозин, Андрей Савельев, Олег Денисов, Иван Харченко и Михаил Маркелов – объявили о начале в стенах Госдумы голодовки с требованиями приостановить действие закона о льготах, отправить в отставку Министра здравоохранения Михаила Зурабова, а также с целью заставить «Единую Россию» учитывать мнения парламентской оппозиции – «Родины», КПРФ, независимых депутатов. Когда стало понятно, что власть отказывается идти на уступки, партия «Родина» объявила о переходе в оппозицию курсу действующей власти.

«Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь». 30 октября 2006 года партия «Родина» совместно с Российской партией жизни и Российской партией пенсионеров создали новую партию «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь». Ядром этой партии стала «Родина», во главе партии встал спикер Совета Федерации Сергей Миронов.

Своей главной целью «Справедливая Россия считает восстановление социальной справедливости в обществе и создание условий социальной безопасности для всех граждан России.

Для этого, по их мнению, необходимо:

«Яблоко». Партия «Яблоко», возникшая поначалу как избирательное объединение, была создана 11 ноября 1993 г. после сентябрьско-октябрьского политического кризиса. Избирательное объединение получило название по фамилиям трех своих тогдашних лидеров: известного экономиста Григория Явлинского, а также видных политиков первой «демократической волны» – Юрия Болдырева, в прошлом члена Межрегиональной депутатской группы в Верховном Совете СССР и ученого Владимира Лукина, успевшего поработать в должности посла России в США. Лидером нового блока с самого начала его создания стал Григорий Явлинский, известный в стране политик.

В своей предвыборной платформе 1993 г., подготовленной ЭПИцентром (центром экономических и политических исследований – «мозговым центром» партии «Яблоко»), «Яблоко» провозгласило свою оппозиционность существующей власти, заявив о себе как о демократической оппозиции. Такое положение фактически сохранилось и на последующее десятилетие. Анализируя деятельность власти в стране накануне выборов, авторы программы отмечали, что в России люди чувствуют себя оторванными от властных институтов, в стране нет гарантий прав и свобод личности, нет и политической стабильности. Все это может привести к тому, что наше общество превратится в страну несостоявшейся демократии. Резкой критике в программе блока подвергся проект Конституции и процедура его обсуждения и принятия. Блок предлагал передать проект для широкого общественного обсуждения в Федеральное собрание, после чего переизбрать (приблизительно через 2 года) обе ветви власти. Парламент, таким образом, изначально должен был носить переходный, временный характер. Критически оценивая сложившуюся в стране общественно-политическую и социально-экономическую ситуацию и оставаясь верным демократическим идеалам, «Яблоко» выражало уверенность в том, что России нужен иной путь развития. Его видение и было изложено в предвыборной платформе.

В области экономики партия предлагала провести жесткое и максимально быстрое разрушение монополий, продолжавших играть ключевую роль в экономической жизни и после реформ Гайдара. Одновременно «Яблоко» выступало за создание правовых и экономических условий для развития конкуренции, за расширение частного сектора экономики и начало постепенной земельной реформы. В качестве приоритета в социальной политике провозглашались защита и развитие медицины и общеобразовательной школы.

В области государственного строительства предвыборная платформа уделяла основное внимание проблемам укрепления федеративных основ российской государственности. Этот вопрос в то время был одним из основных в повестке дня отечественной политики. Многие субъекты Федерации принимали местные законы, противоречащие общефедеральным, в ряде регионов страны набрали силу этнические и региональные сепаратистские тенденции. В целях укрепления единства и территориальной целостности Российской Федерации «Яблоко» предлагало отказаться от идеи договорной федерации для России, а строить вместо нее конституционную федерацию. В этих же целях партия предлагала ввести единообразие в распределение бюджета между федеральным Центром и регионами, развивать межрегиональную интеграцию, осуществлять национальную политику на базе экстерриториальной культурной автономии. Платформа партии «Яблоко» в качестве важной задачи государственного строительства называла развитие системы местного самоуправления.

Выбор политических приоритетов «Яблока» в значительной мере предопределил и тот круг людей, которые были готовы отдать свои голоса за это объединение. В первую очередь, это были высокообразованные слои населения, ориентированные на демократические ценности, но критически относящиеся к проводимой властью политике преобразований и складывавшемуся в ее результате общественному порядку. Среди них были представители массовых «интеллигентских» профессий: врачи, учителя, другие работники бюджетной сферы, но были и мелкие и средние предприниматели, лица свободных профессий, рабочие. Уже первые выборы показали, что электорат «Яблока» сосредоточен в основном в крупных городах.

В Государственной Думе наиболее плодотворной оказалась деятельность фракции в сфере экономического и социального законодательства. «Яблоко» было в числе главных разработчиков бюджетного, налогового, лесного, воздушного и земельного кодексов Российской Федерации, выступило одним из инициаторов введения плоской шкалы подоходного налога. Заметную лепту фракция «Яблока» внесла в разработку и принятие важнейших для российской финансовой системы законов «О банках и банковской деятельности» (1995 г.) и «О Центральном банке Российской Федерации» (в новой редакции принят в 2002 г.). Среди экономических законов, разработанных фракцией «Яблоко» и утвержденных парламентом, особое место занимает Законодательство о соглашениях о разделе продукции (СРП).

В области социальной политики следует выделить разработку и принятие Закона «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы» (1998 г.), который предусматривал поэтапное повышение заработной платы в бюджетной сфере до оплаты труда работников, занятых в промышленности. По предложению «Яблока», с 1 апреля 1999 г. устанавливалась тарифная ставка первого разряда Единой тарифной сетки в размере 110 рублей.

Одним из главных и одновременно наиболее успешных направлений законотворческой деятельности «Яблока» в сфере формирования и укрепления демократических основ российской государственности была работа по созданию нормативной базы для реформирования судебной системы. С точки зрения партии, эта реформа должна базироваться на таких принципах, как гуманность и гласность правосудия, защита прав личности, состязательность и равноправие сторон в суде, справедливое и публичное разбирательство дела в разумные сроки, законность и обоснованность каждого постановленного судебного акта, строгое подчинение судей закону, организационное укрепление судебной системы, улучшение ее финансирования.

На выборах в Государственную Думу 4 созыва «Яблоко» не смогло преодолеть пятипроцентный барьер, набрав 4,3% голосов. В связи с этим интересы либерально настроенной части общества в нижней палате парламента не представлены.

Российская многопартийность пока ещё находится на стадии становления. Возникают одни партии и исчезают другие. Некоторые партии объединяются с образованием более крупных блоков, например, объединение «Родина», РПЖ и РПП в «Справедливую Россию». Существуют партии различной направленности (демократической, либеральной, консервативной, прокоммунистической). Они постоянно развиваются, ведут между собой политическую борьбу, идет их развитие, объединение и выработка совместных позиций для усиления влияния на государственные структуры и для выдвижения своих представителей в структуры властные.

Становление многопартийности в стране идет трудно и противоречиво. Она пока далека еще от цивилизованных рамок западной демократии. Чаще всего бывает так, что партии возникают, регистрируются, порой даже исчезают, но никто не знает, кто за ними стоит, кто их поддерживает. И в этом – главная беда многих партий.