logo search
Клевцов

Основные этапы развития политической мысли и их особенности

Историю политических учений можно разделить на четыре этапа: 1) политические учения древности; 2) политические учения Средневековья; 3) политические учения Нового времени; 4) политическая мысль ХХ в.

1). История политической мысли уходит в глубокую древность, поскольку политические идеи рождаются вместе с появлением государства. Первоначально они носили отрывочный характер, но уже с II и I тысячелетий до н.э. дошли до нас крупные памятники законотворчества и философско-правовые учения. Древний Египет и Междуречье, Индия и Китай оставили нам великие памятники человеческой мысли, такие как Законы Ману, законы Хаммурапи, Авеста, а также целые философские системы (конфуцианство, зороастризм). Однако современная политическая наука развивается на основе эволюции западной политической мысли, начало которой было положено в эпоху античности.

Труды историка Геродота (485-425 гг. до н.э.), размышления философов Платона, Аристотеля, Цицерона можно рассматривать как теоретические предшествования современной политической науки. Дело в том, что на определенных стадиях развития общества проблемы власти и управления приобретали такую важность, что усилия лучших умов того времени концентрировались на рассмотрении человека, помещаемого в фокус политики. Аристотель назвал политику «королевой наук».

Впрочем, нужно отдавать себе отчет в том, что подобные размышления представляют собой скорее протополитику – так уместнее называть теоретическую деятельность предшественников современной политической науки. Протополитика носила отчетливо выраженный политический характер. Это была практическая наука, стремящаяся воздействовать на человеческую жизнь, осветить путь человеческой практике – больше всего ее интересовали цели и смысл человеческого бытия и человеческой деятельности. Поэтому главным предметом ее исследования являлось государство как идеальный образец человеческого объединения, а в центре ее внимания всегда оставалась идея всеобщего блага.

2). Политическая мысль Средневековья представлена, прежде всего, именами Августина Блаженного и Фомы Аквинского, сыгравшими важнейшую роль в обосновании христианской политической концепции. Хотя и раньше влияние богословия на политическую мысль было достаточно велико, тем не менее, именно период Средневековья отличается доминированием религиозных концепций общественной жизни.

Политическая мысль развивалась как одна из отраслей богословия. Важнейшей ее чертой было признание превосходства, примата церкви над государством, поскольку именно церковь, а не государство, с точки зрения теологов, воплощает подлинное божественное начало. Отсюда и ведущая, сквозная политическая идея о необходимости подчинения политической власти власти церковной. «Нет власти не от бога, существующие же власти от бога установлены» – этот библейский тезис лежал в основе политической мысли Средневековья.

Христианство внедрило в жизнь взгляды, согласно которым долг человека перед Богом важнее долга человека перед государством. Кстати, превосходство религиозного долга над политическим в известной степени продолжает сохраняться в Западной Европе и в настоящее время. В средние века конфликт между долгом по отношению к Богу и долгом по отношению к государству принял форму конфликта между церковью и светскими правителями (королями).

3). В эпоху Нового времени (XVII – XIX вв.) европейская политическая мысль формируется в контексте масштабных исторических и культурных изменений, связанных с Просвещением и с буржуазно-демократическими революциями в Великобритании, США и Франции. Можно сказать, что сфера политики для людей той эпохи была наиболее значимой, как в практическом, так и в теоретическом смысле.

Главная проблема политической мысли того времени – ограничение государства в его власти над обществом, причем разные мыслители по-разному понимали и суть данной проблемы, и пути ее разрешения. В XVII – начале XIX вв. закладываются основы классической либеральной политической мысли в трудах Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ф. Вольтера, Г. Гегеля и других. В это же время в политической философии начинает развиваться течение, связанное с именем Ж.‑Ж. Руссо, которое позже даст импульс для появления социализма XIX в.

XIX в. в культурно-историческом смысле является уже завершением и кризисом Нового времени, когда философская и политическая мысль начинает выходить за рамки Просвещения. Однако главной проблемой остается свобода, соотношение государства и общества, государства и человека. Если до этого данная проблема обсуждалась в контексте противостояния феодализма и нового буржуазно-демократического государства, то теперь, когда это новое государство уже появилось и активно развивается, его начинают анализировать с точки зрения соответствия свободе. Одни мыслители (такие, как А. де Токвиль, Дж. Стюарт Милль, И. Бентам и другие) защищают и развивают теорию либерального государства, другие критикуют ее, либо с консервативных позиций (Ж. де Местр, отчасти Ф. Ницше, К.Н. Леонтьев и другие), либо с позиций социализма и анархизма (К. Маркс и Ф. Энгельс, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин и другие).

4). В XX в. история человечества изменяется настолько сильно, что политическая мысль до сих пор не может с уверенностью сказать, что она охватила всю глубину и противоречивость этих изменений. В прошедшем столетии появляется политология в ее современном смысле. В XX в. полемика между сторонниками либерального государства и его противниками справа и слева переносится в практическую сферу – в форме противостояния Запада фашизму (эта идеология отчасти преемствует консервативной мысли) и социализму. Данное историческое противостояние в значительной степени определило развитие политической мысли.

Как и в XIX в., одни мыслители развивали либеральную теорию применительно к новым условиям (К. Поппер, З. Бжезинский, Х. Арендт, Ф. Хайек и другие), другие в той или иной форме указывали на ее противоречия и по-новому обосновывали социалистическое учение (В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, Мао Цзедун, Г. Маркузе, Д. Лукач), третьи искали выхода из противоречий современного политического развития в возврате к традиции (Ю. Эвола, Р. Генон, И. Ильин и другие). В рамках первого направления было разработано понятие «тоталитаризма», что оказало большое воздействие на современную политическую мысль.

Кроме этого, помимо дискуссий, тесно связанных с идеологическими вопросами, политология в прошедшем столетии активно развивается как наука, открывая все новые и новые области – политическая культура, избирательный процесс, теория партий, политические коммуникации. Важной чертой современной политологии является ее обращение к теме глобальной политики, что отразилось в трудах И. Валлерстайна, А. Тоффлера, Ф. Фукуямы и других.