logo search
учебник Бурденко, Журавлев Политология

28 Раздел I. Историко-методологическое введение том регуляции власти, находящимся вне власти.

И шаг, который затем сделал Макиавелли1, был уже предуготовлен ранее религиозными мыслителями, которые выделяли мир (мирские дела) и два учреждения в нем: церковную и королевскую власть. Так государство было отдифференцировано от общества, стало рассматриваться как отдельный институт.

Никколо Макиавелли (1469-1527)— итальянский политический мыслитель эпохи Возрождения. Работы —ォГосударьサ,ォРазмышления о первой декаде Тита Ливияサ и др.

Во взглядах на политику и власть он стал активно проводить анти теократические идеи. Политика и власть зависят не от божественного предопределения, как это утверждали средневековые мыслители, а от земных условий, среди которых Макиавелли выделял так называемые ォфортунуサ иォдоблестьサ. В контексте размышлений автора под фортуной имеется в виду совокупность объективных условий, в которых правит государь, под доблестью — личные способности и таланты (субъективный фактор) государя в решении политических задач.

Макиавелли отделяет сферу политику и власти от морали и религии, провозглашая первые автономной системой ценностей. Тем самым бн ' открыл путь рассмотрения политики и власти как самостоятельной области человеческой деятельности и отдельного объекта научного анализа. И этот путь исследования политики оказался плодотворным. Однако при абсолютизации такого метода рассмотрения политики утрачивается полнота общественных связей, разрывается целостность социо-культурной ткани и тем самым обедняется и искажается понимание сути поли-

тики.

Макиавелли вводит в научный оборот понятие ォгосударствоサ (stato— от латинского statusォсостояниеサ) для обозначения политически организованного общества, главным вопросом которого является вопрос

о приобретении и удержании политической власти. До Макиавелли для обозначения государства, как указывает известный современный ис-

1 Общим местом стало в научной литературе утверждение о том, что Макиавелли отделил власть от религии, утвердил государство как автономную систему ценностей. См.: Политическая энциклопедия. В 2-х томах. Т. 1. — М., 1999. — С. 648.Если и представлять эту точку зрения справедливой, то только с учетом того, что ранее сделали религиозные мыслители в деле дифференциации власти церкви и власти князя.