logo search
Да здравствуют элиты!

Административно-политическая элита в современной России

В процессе посткоммунистической трансформации выделяется элита. В составе выделяются сегменты:

С функциональной точки зрения Крыштановская выделяет подгруппы:

Функциональные характеристики не встречаются в чистом виде, смешиваются.

При анализе реального политического веса фигур можно пользоваться формулой ЛИЧНОСТЬ + ДОЛЖНОСТИ.

В ходе социально-политических реформ в России сложилась новая правящая элита.

Элитные корпорации Региональной, федеральной и муниципального уровня.

  1. Федеральный – из представителей федеральных властей + бизнес элиты и главы самых развитых экономически регионов

  2. Региональные – администрация + законодательное собрание региона + бизнес элита регионов + территориальное руководство силовых и судебных органов + мэры крупных городов

  3. Муниципальный – главы муниципальных администраций + представительский органов местного самоуправленияч

Как царская Россия так и императорская были моноцентрическими государствами. Политическая элита – верхний слой который принимает решения. Но если в других странах их возможно уравновесили, то в России именно они и определяют характер политического процесса.

В посткоммунистической России – ДЕФОРМАЛИЗОВАННОСТЬ власти. В советах было жесткое разграничение кто какие решения принимает. В России сегодня такие есть, но они не соответствуют советским и в полной мере не один из них не является полноценным центром.

Когда пришел Путин он избавился от «семьи». Но принятия решений снова в неформальной сфере. Он формировал свой круг:

Была попытка сделать очагом принятия решений СовБез но он стух.

Президент как органом принятия решений пользовался непостоянными совещаниями.

Изменилась и структура правящих коалиций.

При Ельцине центр – верхушка экономической и правящей элиты. Но к Путину все сместилось к элитам военным. Как милитаризировался правящий класс:

      1. Увеличение военных в структурах несвязанных с обороной. Количество военных на должностях зам-министров примерно 35%

      2. Внутри солового блока – кадровый резерв – служба разведки:

- Иванов

- Нургалиев

- Трубников

С 1993 – 2002 год количество силовиков возросло.

Механизм назначения военных специфичен тем, что переходя на службу в гражданское подразделение они остаются военными. Идут на должности они напрямую по рекомендации Кремля. Они остаются офицерами действующего резерва. А офицеры спец служб и вовсе получают задания по ходу и пишут отчеты о проделанной работе.

Еще одна черта: Замена самостоятельных политиков людьми системы.

Склонность вводить таких людей в систему и то, что новая Путинская элита этнически однородка. Причиной можно опять же считать ее силовое происхождение. В спец службах всегда больше жаловали этнических русских