logo search
Вклад негосударственных некоммерческих организаций в решение социальных проблем в России

«Гражданская война» с ведомствами

По сравнению с тремя кампаниями, которые организовали российские гражданские организации, – за демократический закон об альтернативной гражданской службе (АГС), за справедливое налогообложение НКО и за запрет ввоза ядерных отходов, остальные усилия НКО представляются «небольшими стычками местного значения».

В истории с Налоговым Кодексом борьба еще не закончилась. Правильнее сказать, – она только началась. Нужно проявить терпение. Расчет на то, что удастся «вскочить на уже набравший ход поезд» не оправдалась. Мы его не догнали. Этого следовало ожидать. НКО попытались изменить «направление движения» неповоротливой машины. Это очень сложная задача. Скажем прямо, мы были не готовы вести разговор на «их уровне».

С проблемой ввоза ядерных отходов история получилась несколько иной. Экологические организации были лучше подготовлены и в смысле аргументов, и в плане организации общественных акций. Своей кампанией они предприняли сконцентрированную попытку остановить инициативу Правительства. Это все равно, что увернуться от пули. Тоже очень сложная задача, но разговор получился на равных.

А в случае с АГС гражданские организации стали действовать задолго до того, как государство начало задумываться о законе. Инициатива была на стороне НКО и Правительство попыталось ее перехватить.

Кто-то скажет, что во всех трех случаях НКО проиграли. Формально это верно. Но сравнивать нужно не с идеальным законодательством. Сравнивать нужно состояние общества. И кампания за демократическую АГС, и кампания против ввоза отработанного ядерного топлива получили сильный отклик в обществе. Они его «накрыли». И они его изменили. То, как они изменили общественное мнение, нужно считать победой. Их просветительский эффект, их гражданско-воспитательный эффект нужно считать победой. И тот ресурс дальнейшего политического давления, который был создан обеими кампаниями, нужно считать победой. Отношение к этим двум законопроектам стало критерием политического выбора многими гражданами. Это может сказаться уже на ближайших выборах в Государственную Думу.

В конце концов третий сектор не уполномочен решать за общество. Если бы даже он, без громких общественных кампаний, выиграл оба эти дела, общество было бы защищено, но осталось бы таким же равнодушным к тому, кто там и чего решает за него. В данном случае некоммерческий сектор просветил население, заставил граждан задуматься. Это более значимый результат. Пусть теперь общество и решает, какие решения оно ждет от государства. У нас не получился шаг к «правильному» правовому полю, зато мы сделали рывок в становлении гражданского общества.

Этого не получилось в кампании за справедливое налогообложение НКО. Он, повторимся, там все еще впереди.

Ниже мы остановимся уроках кампании за демократическую АГС16.

Общенациональная кампания, развернутая неправительственными организациями, позволяет нам извлечь уроки, которые будут полезны тем, кто прилагает или только собирается приложить усилия к изменению политики власти, какого бы уровня и какой сферы она не касалась. В этой статье мы постараемся представить эти уроки.