logo search
Да здравствуют элиты!

Партийная элита Михельс и Острогорский

«К социологии политической партии в условиях демократии» 1911 год. Исследования олигархических тенденций партийной жизни.

Михельс отвергает надежды на демократию с появлением массовых партий.

Изначально партия - организация равных заинтересованных лиц и все члены имеют в организации равные права, но постепенно с изменением задач и структуры для эффективного управления партией оказываются необходимыми специфические качества. Потребность в араторском таланте, обширные организаторские способности и знания. Вырисовывается потребность в партийных руководителях.

Это - парадокс представительной демократии. Без представителя организации нет выразителя воли. Но это порождает иерархию и неравенство. Условия политической борьбы требуют от партии дисциплины, централизации, концентрации ресурсов.

В структуре любой организации есть олигархические тенденции – субъективная мотивация лидеров, профессиональные бонусы (блага, престиж). Массы часто некомпетентны, поэтому не могут контролировать партийную элиту. Это «железный закон олигархии».

Вывод: представительная демократия несет в себе элементы олигархии, поэтому должна заменяться на прямую демократию в малых группах.

Острогорский. Искал причины разрыва между государством и гражданским обществом. Акцент на партии – связующее звено.

Закрепившись на руководящих постах в партии, ее руководители сразу получают возможность попадать и на руководящие посты на государственную службу. Это – для себя, а связь с гражданским обществом не осуществляется.

В отличие от Михельса не считал эти тенденции непреодолимыми.

Демократические механизмы – референдум, народная правотворческая инициатива.

Важное место он уделяет роли политического образования, для того чтобы граждане могли воспользоваться возможностями демократии.

Меры преодоления:

1 – заменить закрытые авторитарные партии на широкие открытые общественные движения

2 - отказаться от партийно-списочного выдвижения кандидатов

  1. – отменит принцип коллективной ответственности правительства