Особенности политических культур западного и восточного типов
В содержательном отношении существуют и более общие критерии типологизации политической культуры, заданные, в частности, спецификой цивилизационного устройства особых полумиров – Востока и Запада, Юга и Севера, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире типов политической культуры.
Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности. В целом ценности и стандарты западной политической культуры формировались по мере и на основе последовательного повышения роли и значения личности в политической жизни общества, установления контроля гражданского общества над государством. Огромное влияние на содержание этих ценностей и стандартов оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего его протестантской и католической ветвей, а также особая роль философии, выступавшей в качестве автономной духовной силы и воплощавшей критическое отношение как к социальной действительности, так и к религиозной картине мира.
Экономическим фундаментом западного образа жизни, в лоне которого формировались основные идеи, институты и отношения политической жизни, стал индустриальный тип производственных отношений, который в сочетании с духовным влиянием католицизма, и особенно протестантизма, утвердил важнейшие принципы социального и политического взаимодействия. Для человека греко-римской цивилизации базовым принципом его отношения к действительности было отношение к труду как к залогу жизненного преуспевания. Рациональное отношение к жизни, идеи состязательности, стремление к прогрессу: «трудись и преуспеешь», «соревнуйся и прославишься» – вот те этические максимы, которые господствовали в отношениях государства и общества, двигали развитие западной цивилизации, заставляли Запад постоянно совершать рывки в развитии производства, вели к неуклонному росту благосостояния его населения.
В силу такого типа цивилизационного развития основные ценности и ориентиры политической культуры Запада прежде всего отражали понимание самодостаточности человека для осуществления власти и отношение к политике как разновидности конфликтной, но вполне рационально организованной деятельности, в которой люди выполняют различные роли и функции. Государство воспринималось как институт, защищающий права и свободы человека, поддерживающий его социальные инициативы. При этом не существовало никаких ценностных ограничений, закрывавших для обычного человека возможности исполнения управленческих функций. Статус важнейшего регулятора политической игры утвердился за правом и законом. Ориентация на главенство законов и конституции сформировала преобладание консенсусных технологий властвования, центристский тип государственной политики.
Такая ценностная мотивация политических действий элитарных и неэлитарных слоев обусловила развитие демократической формы организации власти, закрепилась в разделении властей, создании системы сдержек и противовесов, направленных на систематический контроль общественности за правящими кругами. В настоящее время устойчивые демократические традиции позволяют западным странам гибко адаптироваться ко многим изменениям в мире, решать конфликты в духе целостности и интеграции своих сообществ.
Специфика же восточных норм и традиций политической культуры коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, складывавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур. Базовые ценности данного мира формировались при постоянном доминировании в жизни общества властвующих структур, господстве коллективистских форм организации частной жизни, подавлении централизованными структурами условий для индивидуальной предпринимательской деятельности, возникновения и развития частной собственности. Безраздельное господство религиозных идей, воплощавших в себе не только сакральные идеи, но и мораль, право, эстетику, социальные учения, привело к тому, что религиозные доктрины практически поглотили критическую функцию светской философской науки в этих странах.
Разрешение конфликтов в таких условиях предусматривало не поощрение юридических норм, а апелляцию к моральному авторитету старших начальников. Поэтому этической максимой политической культуры восточного типа стал не закон, а обычай, не конституция, а мнение руководства. В целом длительное господство патриархально-клановой структуры общества привело к крайней слабости индивида перед лицом общины и особенно государства. Статус человека определялся его полезностью для конкретной общности, а потому власть, политика всегда воспринимались как сфера деятельности героев и выдающихся лиц.
Такого рода условия способствовали укоренению в качестве базовой ценности этого типа политической культуры убеждения в необходимости обязательного посредника между рядовым человеком и властью (гуру, учителя, старшего). Человек рассматривал политическую власть как область божественного правления. Состязательность, плюрализм, свобода исключались из атрибутов этой области жизни, а признание главенствующей роли элит дополнялось отсутствием потребности в контроле за ее деятельностью. Основным уделом человека признавались исполнительские функции, поддержание идей справедливости, порядка, гармонии верхов и низов. Не удивительно, что такие нормы постоянно порождали тенденции к изоляции верхов и низов, авторитарные тенденции, упрощение форм организации власти и политических отношений.
Противоположность базовых ориентиров западного и восточного типов имеет крайне устойчивый характер, который не могут поколебать даже серьезные политические реформы. К примеру, в Индии, где в наследство от колониального владычества Великобритании страна получила достаточно развитую партийную систему, парламентские институты и т.д., по-прежнему доминируют архетипы восточного менталитета. И поэтому на выборах главную роль играют не партийные программы, а мнения деревенских старост, князей (глав аристократических родов), руководителей религиозных общин и т.д. В свою очередь и в ряде западноевропейских стран даже повышенный интерес к восточным религиям и образу жизни тоже никак не сказывается на параметрах политической культуры, не ведет к изменению ее.
Правда, в некоторых государствах все-таки сформировался некий синтез ценностей западного и восточного типов. Так, например, технологический рывок Японии в клуб ведущих индустриальных держав, а также политические последствия послевоенной оккупации этой страны позволили усилить в ее политической культуре значительный заряд либерально-демократических ценностей и образцов политического поведения граждан. Весьма интенсивное взаимодействие Запада и Востока происходит и в политической жизни стран, занимающих срединное геополитическое положение (Россия, Казахстан и др.), – там формируется определенный симбиоз ценностных ориентации и способов политического участия граждан. И все же качественные особенности названных мировых цивилизаций, как правило, обусловливают взаимно не преобразуемые основания политических культур, сближение которых произойдет, очевидно, в далеком будущем.
Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами[1][2]. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. Как правило, субкультура проносится человеком на протяжении всей жизни. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы[3]. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.
- Политическая наука: становление, предмет и функции
- Проблема предмета политической науки
- Функции политической науки
- Методы политической социологии
- Политика, как сфера социальной жизни.
- Политика как объект исследования обществознания.
- Понятие и теоретические подходы к интерпретации власти.
- Структура и элементы властных отношений
- 7. Происхождение и природа политической власти
- Проблема легитимности политической власти Понятие легитимности политической власти
- Источники легитимности
- Типы легитимности
- Кризисы легитимности и способы их урегулирования
- Макроконцепции политики. Понятие политической системы
- 10. Теоретические модели политической системы
- Понятие и основные формы социальной стратификации. Политическая стратификация.
- Основные акторы политики. Индивид как субъект политики
- Основные подходы к анализу политического поведения
- Факторы и мотивация политического поведения.
- Категория «политическая элита», подходы к пониманию элиты. Контрэлита.
- Понятие, структура и функции политической элиты
- Основные элитистские концепции
- Механизмы и каналы рекрутирования политических элит
- Основные характеристики политических элит
- Политическое лидерство: понятие и современные концепции. Лидерство
- Типы и функции политических лидеров:
- Понятие политического института и основные подходы к пониманию
- 23. Концепция «неоинституционализма». Понятие «институционального дизайна»
- 24. Государство как политический институт: основные теоретические подходы к пониманию государства
- 25. Понятие, функции и генезис политических партий Понятие политической партии
- Функции политических партий
- Основные этапы партогенеза
- 26. Организационное устройство политических партий
- 27. Проблема типологии политических партий: Типология партий
- 28. Партийные системы и их основные типы. Сущность и разновидности партийных систем
- 29 Политические партии в современной России
- I . Закон о политических партиях.
- II. Политический спектр России.
- III. Сравнительный анализ Программ ведущих политических сил.
- Главные ценности.
- 2.Отношение к государству.
- 3.Экономический раздел.
- 4. Социальный раздел.
- 30. Понятие и функции групп интересов Понятие групп интересов
- 31 Типология групп интересов Типология групп интересов
- 32. Условия, формы и методы политической активности групп интересов
- 33. Лоббизм как политическое явление.
- 34. Понятие, структура и основные компоненты политического процесса.
- 35 Понятие и этапы развития политических конфликтов
- Пошаговая этапизация конфликта
- 36. Политические конфликты: их роль в жизни общества и проблема регулирования
- Основные стратегии управления конфликтами
- 37. Понятие, задачи и основные этапы процесса государственного управления.
- 38. Процесс принятия политических решений: сущность и основные этапы
- 39. Политический режим: понятие и типы
- 1. Демократические режимы:
- 2. Недемократические режимы:
- 40. Демократия как политический режим.
- 41. Признаки и виды диктаторских режимов.
- Диктатура в Древнем Риме
- Диктатура в древнегреческих государствах
- Диктатура в Средние века
- Диктатура в Новейшее время Диктаторские режимы правого толка в Европе
- В Азии, Африке, Латинской Америке
- [Править]Диктаторские режимы левого толка
- Скрытые формы диктатуры
- 42. Признаки и виды авторитарных режимов
- Признаки авторитарного режима
- [Править]в России после распада ссср
- 43. Тоталитарные диктаторские режимы
- Признаки тоталитарного общества по версии к. Фридриха и з. Бжезинского
- 44. Понятие, основные характеристики и соотношение политических изменений и политического развития
- 45. Современные теории политического развития
- 46. Понятия устойчивости, стабильности, кризис в политических исследованиях.
- 47. Современные теории модернизации
- 48. Современные концепции транзитологии
- 49. Понятие, основные компоненты и функции политической культуры Сущность и понятие политической культуры
- Функции политической культуры
- Структура политической культуры
- 50. Проблема классификации политических культур. Понятие субкультуры. Критерии типологизации политической культуры
- Особенности политических культур западного и восточного типов
- 51. Особенности политической культуры современной России.
- 52. Политическая социализация Сущность политической социализации
- Основные способы и механизмы политической социализации
- Этапы политической социализации
- 54. Основные виды современных политико-идеологических доктрин
- 55. Исторические этапы развития и современное состояние мировой политики Новейшие тенденции развития мировой политики
- Особенности современной внешнеполитической стратегии России
- 56. Мировая политика: основные подходы к анализу.
- 57. Понятие геополитики Возникновение и сущность геополитики
- Классические геополитические теории
- 58. Современные концепции геополитики
- 59. Глобализация: основные подходы к интерпритации
- История
- [Править]Политика и управление
- Критика глобализации
- 60. Основные факторы и тенденции глобализации
- 61. Понятие политической коммуникации. Содержание и основные участники. Сущность коммуникации как политического процесса
- Структура политической коммуникации
- 62. Основные компоненты и этапы политической коммуникации
- 63. Виды современных политических коммуникаций
- 64. Современные подходы к изучению политических коммуникаций. Микроуровневые теории политической коммуникации
- 2.3. Системно-кибернетическая макроуровневая теория политической коммуникации
- Грачев м.Н.
- Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития