Занятость детей профильным обучением по национально-прикладному искусству в учебно-производственном технологическом комплексе Первомайской средней школы Тындинского района Амурской области
№№ пп. | Направления профильного обучения | Г о д ы | ||||
1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | ||
1. | Обработка и выделка шкур, меха, шитье | 15/2 | 17/2 | 14/2 | 18/2 | 12/2 |
2. | Изготовление национальной одежды, головных уборов из меха и кожи |
36/3 |
35/3 |
34/3 |
29/3 |
30/3 |
3. | Изготовление мужской и женской национальной одежды |
15/2 |
15/2 |
14/2 |
19/3 |
21/3 |
4. | Обработка дерева и художествен.резьба по дереву. Обработка кости и художественная резьба по кости |
35/3 |
35/3 |
37/3 |
29/3 |
34/3 |
5. | Работа с мехом, изготовление кумаланов, сумок и др. предметов прикладного искусства, сувениров |
30/2 |
33/2 |
34/2
|
32/2 |
31/2 |
6. | Таксидермия, резьба по дереву, кости | 8/1 | 7/1 | 7/1 | 7/1 | 8/1 |
Всего уч-ся и мастеров | 139/13 | 142/13 | 140/13 | 134/14 | 136/14 |
Примечание: В первой графе (числитель) – количество детей, во второй (знаменатель) – количество мастеров.
Данная таблица, отражающая результаты свободного выбора учащимися с 5 по 11 класс направлений профильного обучения в зависимости от их желаний, способностей и возможностей и с учетом мнений родителей, показывает, что в школе все дети охвачены трудовым обучением и трудовой подготовкой. Динамика показателей позитивная.
Таблица 2
Готовность старшеклассников к традиционным видам труда по выбранной (изученной) специальности. Сводные данные в процентах к числу охваченных опытно-экспериментальной работой на начало (1995 г.) и конец (1999 г.) эксперимента
Уровни готовности | Н | К | Намерение работать по изуч. специаль- ности к концу эксперимента | Да | Нет | З/о | Намерение учиться по изученной специальности | Да | Нет | З/о |
Высокий | 15 | 65 | Высокий | 40 | 9 | 16 | Высокий | 40 | - | - |
Средний | 45
| 35 | Средний | 24 | 4 | 7 | Средний | 21 | - | 3 |
Низкий | 40 | 2 | Низкий | - | - | - | Низкий | 10 | - | - |
Примечание: Первоначальный срез обозначается буквой Н, конечный – К, Да – буду работать, Нет – не буду работать, З/о – затрудняюсь ответить.
Как видно из таблицы, в результате опытно-экспериментальной работы по новой модели трудового обучения произошли значительные изменения в уровнях готовности к труду по традиционным народным промыслам. Численность учащихся с высоким уровнем нравственно-психологической и практической готовности к труду к концу экспериментальной работы возросла с 15% до 65%; уменьшение со средним уровнем готовности к труду с 45% в начале эксперимента до 35% к заключительному этапу объясняется переходом 10% учащихся в группу с высоким уровнем готовности к труду. В эксперимент включены понятия-термины «готовность к труду», «уровни трудовой подготовки: высокий, средний, низкий».
В понятие содержания готовности к труду по избранными учащимися специальностями мы вложили два основных параметра: нравственно-психологический и практический. В свою очередь как практическую, так и нравственно-психологическую степени готовности условно разделили на три групповых уровня: высокий, средний, низкий.
Таблица 3
Отношение родителей к выбору видов профильного обучения их детьми и педагогов экспериментальных школ к работе по новой модели трудового обучения (сводные
данные в процентах к числу охваченных опытно-экспериментальной работой на начало (Н) (1995г.) и конец (К) эксперимента (1999 г.)
№№ п/п | Отношение родителей | Н | К | №№ п/п | Отношение педагогов | Н | К |
1. | Согласны с решением детей - одобряю |
44 |
88 |
1 | Школа нуждается в изменении трудового обучения - одобряю |
71 |
100 |
2. | Негативно относится к решению детей | 32 | 4 | 2 | Негативно относится к новой системе трудового обучения | 10 | - |
3. | Занимают позицию невмешательства – как хочет | 24 | 8 | 3 | Не могу оценить – поживем - увидим | 19 | - |
Учитывая всевозрастающую роль образования, школы в инфраструктуре села на основе уже имеющейся практики в северных регионах России, наш педагогический коллектив при поддержке коренного населения изучает вопрос о создании на базе школы культурно-образовательного центра, в который должны входить школа, детсад, сельские клуб и библиотека, медпункт. В рамках создания такого центра нами разработана программа перспективного развития школы на 2001-2005 гг., в которой предусмотрено восстановление и развитие национальных промыслов, сохранение и развитие национальной культуры, трудоустройство и занятость наших выпускников и т.д.
В наших планах, как альтернатива традиционной системе обучения в школах Севера, - открытие кочевой школы для некоторых детей из села Усть-Уркима, создание групп вечернего обучения, соединение видов основного и дополнительного образования в рамках национально-регионального компонента, что позволит превратить школу для детей коренных малочисленных народов в образовательный этнокультурный центр.
- Благовещенский государственный педагогический университет
- Проблемы сохранения традиционных форм природопользования коренного малочисленного народа Приамурья в новых социально-экономических условиях
- I. Краткий обзор развития отраслей традиционного комплекса эвенкийского таежного хозяйства Северного Приамурья
- Структура денежных доходов от оленеводства в колхозах Амурской области в 1937-1975 гг. (%)
- Структура товарной продукции национальных колхозов Севера Амурской области за 1971-1975 гг., % к итогу*
- II. Современное состояние оленеводства и охотничьего хозяйства на территории традиционного природопользования севера Амурской области
- Площади оленьих пастбищ и расчет перспективного поголовья оленей в северных совхозах Амурской области
- Динамика численности северных оленей Амурской области в 1926-2002 гг. (на конец года, голов)
- Динамика численности северных оленей Амурской области в 1926-2002 гг. (на конец года, голов) (продолжение)
- Показатели численности северных оленей в Амурской области в национальных хозяйствах Севера и у населения в 1969 и 2001 гг. (на конец года, голов)
- Структура оленепоголовья Амурской области по формам собственности (на конец года, %)
- Показатели развития северного оленеводства в национальных хозяйствах Амурской области в 1971-2000 гг.
- Реализация северных оленей на убой в Амурской области в 1990-2001 гг. (живой вес, тонн)
- Сравнительная численность поголовья северных оленей в 1960-2003 гг., тыс. Голов на 1 января
- Ресурсы основных видов госохотфонда национальных хозяйств Севера Амурской области по состоянию на март 2001 года (тыс. Голов)
- Динамика заготовок соболя северными национальными хозяйствами Амурской области в 1985-2002 гг. (шт.)
- III. Социально-экономическое положение эвенков
- Численность населения в национальных селах Севера Амурской области в 1990-2003 гг. На 1 января
- Средняя месячная зарплата работников, занятых в общественном производстве, руб.
- Эвенкийские национальные предприятия Севера Амурской области
- Показатели финансово-экономического состояния северных национальных хозяйств Амурской области в 2000-2002 гг.
- Использованная литература
- Об исчезающем языке амурских эвенков
- Этнолингвистическая классификация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
- Распределение умерших эвенков по причинам смерти
- Распределение умерших эвенков по возрасту
- Распределение эвенков по возрасту
- Использованная литература
- Участие анализаторов тактильной, зрительной и слуховой чувствительности в формировании эвенкийского языка
- «Белые пятна» в языковой картине мира Амурчан
- Использованная литература
- Эколого-географическая характеристика среды проживания эвенков Амурской области
- I. Названия, связанные с географическими особенностями
- II. Названия, связанные с особенностями растительности
- III. Названия, связанные с животным миром
- IV. Названия, связанные с хозяйственной деятельностью
- V. Названия, связанные с бытом эвенков и обрядами
- Использованная литература
- Серебренников в.И. Проблемы таёжного природопользования восточной части зоны бам // Вопросы сельскохозяйственного освоения Восточной части зоны бам. - Благовещенск, 1978. - с.84-121.
- Эколого-ландшафтная характеристика района проживания эвенков в пределах поселка Бомнак
- Использованная литература
- Социально-экологические проблемы амурских эвенков л.Г. Колесникова, в.А. Кашина
- Среднемесячное потребление основных продуктов питания в семьях
- Суточное потребление основных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов) и калорийность в расчете на человека
- Социально-демографическая и правовая ситуация в селе Ивановское Селемджинского района (1999-2000гг.)
- Роль национальной литературы в формировании национального самосознания подрастающего поколения
- Использованная литература
- Традиционное воспитание детей у эвенков
- Использованная литература
- Профильная школа для детей Севера: теоретические предпосылки, эксперимент, опыт
- Использованная литература
- О концепции модели этнической (национальной) школы для коренных малочисленных народов Севера России
- Занятость детей профильным обучением по национально-прикладному искусству в учебно-производственном технологическом комплексе Первомайской средней школы Тындинского района Амурской области
- Этнокультурная специфика физического воспитания аборигенов Приамурья (вторая половина XIX – начало хх вв.)
- Ивульдер (эвенкийская сказка)
- Ивульдер (перевод на русский язык)
- Ивульдер (вариант эвенкийской сказки)
- Ивульдер (перевод на русский язык)
- Ядерная лексика языка амурских эвенков (пробные словарные материалы джелтулакского говора)
- I. Слова, характеризующие человека
- II. Числительные
- III. Местоимения
- IV. Наречия
- V. Склонение имён существительных
- VI. Шаманская атрибутика
- VII. Слова, характеризующие животных турэр, ичэвкэндерил бэйнэлвэ
- VIII. Слова, обозначающие расстояние, вкус, вес, температуру турэр, ичэвкэндерил горово, дагаванӈу, амтава, ургэвэн, температураван
- IX. Слова, обозначающие форму, размер
- XIV. Глаголы, связанные с охотой
- XV. Промысловые звери
- XVI. Другие домашние животные
- XXIII. Природа, окружающий мир
- XXIV. Глаголы, связанные с приготовлением и потреблением пищи
- XXV. Глаголы, связанные с содержанием оленей и перекочёвкой
- XXVI. Глаголы, связанные с деятельностью человека и движением
- XXVII. Пища (еда)
- XXVIII. Домашние животные
- XXIX. Человек
- XXX. Части тела
- XXXI. Жилище и его части
- XXXII. Утварь, посуда, постель
- XXXIII. Женские, мужские вещи
- XXXIV. Одежда
- Наши авторы
- Амурские эвенки большие проблемы малого этноса