Политика, как сфера социальной жизни.
Термин «политика» возник еще в Древней Греции (от греч. polis – город) и первоначально означал различные формы государственного правления. Так, название одного из первых произведений, посвященных изучению политики, трактат Аристотеля «La politika» дословно так и переводится: «То, что относится к государству». Впоследствии за политикой закрепилось множество смыслов: сфера, линия поведения и действий, способ урегулирования, характер человеческих отношений и т.д. По мере накопления представлений о свойствах и сущности политики, полученных с помощью разных областей знания, по мере составления ее многочисленных типологизаций, классификаций и оценок, подготавливалась почва для того «информационного шока», который не только разнообразит понимание политической действительности, но и нередко блокирует саму возможность выделить в ней нечто главное.
политику можно было бы определить как совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях реализации своих общественно значимых интересов.
Возникновение политического способа обеспечения межгрупповой конкуренции сопровождалось формированием особого слоя управляющих государством, которые стали профессионально заниматься регулированием социальных отношений, выработкой и поддержанием соответствующих норм и правил социальной деятельности. Появление же государства как нового центра социального притяжения качественно изменило и статусы конкурирующих сторон, для которых возможности удовлетворения их нужд и запросов стали зависеть не столько от имеющихся у них способностей или ресурсов, сколько от степени их близости или удаленности от центра публичной власти.
Этот качественно новый тип зависимости давал группам шанс за счет одной лишь помощи государства существенно расширить набор социальных благ для своих членов. Для поддержания постоянных контактов с государством эти группы вынуждены были создавать особые ассоциации, защищающие их властно значимые интересы и цели: партии, лобби, группы интересов и др. Стали меняться способы и формы включения людей в сферу публичной власти, механизмы социализации, содержание ролевых и функциональных нагрузок человека, а также другие параметры его поведения в этой социальной области.
Совокупность такого рода изменений, связанных с процессом становления и укрепления государства, свидетельствовала о возникновении в обществе особой сферы социальных отношений, в которой группы конкурируют между собой за влияние и контроль над публичной властью. Иными словами, процесс оспаривания государственных полномочий со стороны групповых субъектов породил особый политический уровень общественных отношений, или новый вид социальности, который «уводил» общество от тех форм социальной организации жизни, что поддерживали целостность и интеграцию человеческих связей на основе структур локальной солидарности, «местечковых» нравов и физического превосходства одной части населения над другой. Политика дала людям новые, дополнительные возможности для овладения общественными ресурсами, породив при этом соответствующие способы и приемы их распределения и перераспределения.
Таким образом, политика формировалась как особая система связей, сохраняющая объединенность жизни людей и скрепляющая их социальные узы посредством публичной власти. Она стала средством приведения разрушающих общество конфликтов к необходимой для выживания общества форме и его продвижения вперед за счет повышения уровня межгруппового согласия. Политика сформировалась как механизм перераспределения важнейших материальных, информационных, духовных и иных ресурсов, находящихся в распоряжении не только государства, но и всего общества в целом. Она преобразовала разрушительные последствия межгрупповых противоречий в созидательные импульсы общественного развития. Благодаря политике общество освободилось от варварского способа удовлетворения групповых интересов – борьбы на уничтожение. С политикой люди обрели возможность вести конкурентную борьбу по правилам, согласовывая свои интересы с интересами социального целого.
Однако, совмещая потребности и цели человеческих объединений, политика неизбежно подвергает их селекции, создавая дополнительные возможности наиболее перспективным и жизнеспособным с точки зрения общества группам. Политика как глобальный механизм социальной регуляции способна изменять и «перевертывать» статусы групп, создавая для тех или иных слоев населения условия жизни, более адекватные обще-коллективным и межгрупповым интересам. Конечно, здесь коренится постоянная возможность ошибки, возможность неверного определения и интересов общества, и возможностей отдельных групп. Позже мы увидим, как политика компенсирует свои генетические слабости, сейчас же важно подчеркнуть, что политика как способ постоянного выбора приоритетов, поиска и сознательного определения наиболее перспективных направлений общественных изменений и развития является своеобразным искусством налаживания и поддержания социального диалога.
Как особая социальная сфера политика демонстрирует различную степень концентрации усилий власти в налаживании межгрупповых отношений. Если процессы формирования органов государственной власти и принятия ими политических решений составляют как бы эпицентр политики, ее ядро, то за его границами, на периферии этих процессов могут решаться задачи, только приближающие те или иные силы к реальной конкуренции за власть. Например, группы, не способные на очередных выборах выиграть спор за власть, используют их не для борьбы за голоса избирателей, а для «обкатки» своего имиджа в глазах общественного мнения, апробирования программ, т.е. для позитивного закрепления своего курса в сознании избирателей в надежде использовать эту память на следующих выборах.
По мере развития государства и общества, формирования традиций демократического и гуманистического использования принудительных методов для конструирования социальной жизни неизбежно видоизменяются возможности и характер политического регулирования. Если в период складывания государства политика использовалась как способ жесткого подавления социального протеста различных слоев населения, то в современных демократических государствах она последовательно обретает черты механизма поддержки социального и культурного экспериментирования групп и личности, поддержки индивидуальных жизненных проектов.
В то же время невероятная сложность формирования политики, постоянно существующая внутренняя возможность использования ее конструктивных возможностей в узкоэгоистических интересах правящей группы порождают противоречивые и даже противоположные оценки этого регулятивного механизма. Например, У. Бек делает упор на «творческую, самовыражающуюся» сущность политики, которая извлекает из группового противопоставления «новые содержания, формы, коалиции», что дает основание рассматривать ее не как «политику политиков», а как «политику общественности», ищущую новые социальные возможности для «самосогласования» интересов и развития социума. В то же время другой немецкий ученый Т. Майер считает, что современная политика «парализует общество», ставя свои возможности на службу не людям, а интересам политиков в области их карьерного продвижения, повышения служебного и общественного статуса, увеличения индивидуальных доходов и т.д.
Из лекции:
Политика не является изначально заданной, отдельной областью. То, что мы называем политическим зависит от того, как к этому относится люди. То есть, политическим являение становится в донаучном дискурсе.
НО: даже если явление называется политическим, по сути оно им может не являться.
=> Политика не имеет собственной экзистенции. Она существует в виде мышления, поведения людей. Отдельной политической реальности не существует. Политическое привностися в социальное бытие людьми.
=> Все, что угодно может стать политическим.
=> Политика - повсеместный факт человеческой жизни. Каждый из нас в той или иной форме вовлечен в политику.
Политическая сфера шире, чем набор явлений, которые носят конкретный и сугубо политический характер.
Каждый из нас является субъектом или объектом политики. Вне политики не остается никто.
Раймон Арон:
Политика - главная характерная черта сообщества, ибо она определяет условия любого взаимодействия между людьми.
Историчский подход: политикогенез.
Философский подход: логические концепции появления полтитики. Напр.: Почему? - Потребность в безопасности. Политика появляется при выработке определенных правил и появлении людей, которые следят за их соблюдением.
Гоббс (о созникновении политического тела):
-
Изначально люди находятся в естественном состоянии, где нет привил, религии, обычаев и т.д.. Изначально все люди рождаются свободными и равными. Ничто так не свидетельствует о том, что нечто распределено между людьми равным образом, как то, что каждый доволен своей долей. ("Свой ум каждый видит вблизи, а чужие в отдалении".)
-
Если все равны, то все имеют право на все! И это ведет к войне всех против всех. Условия для этого: что из себя представляет человек, люди как таковые. Люди от природы наделены страстями, это и ведет к тому, что начинается bellum omnia contra omnius. В такой ситуации никто не может быть уверен в результатах своего труда (т.к. остальные тоже имеют право на него).
-
Но ведь люди наделены разумом, это их удерживает. Не гарантий личной безопасности.
-
Люди приходят к мысли, что выйти из естественного состояния можно, заключив общественный договор. (Мнение Локка другое - людям свойственно не вредить себе.) Каждый договаривается с каждым, что "я отказываюсь от части своих прав, при условии что ты тоже отказываешь от своих прав.Эти права мы передаем третьему" (суверену).
Политика возникает из требований, взаимно предъявляемых людьми друг к другу. Из усилий по разрешению возникающих противоречий. Из усилий по распраделению дефицитных благ. И по руководству обществом в деле достижения общих целей. А цель - обеспечения безопасности.
Конфликты, которые должны регироваться особыми правилами, разрешение этих правил при помощи властных структур и правил.
Политика - процесс государственного управления;
общественного принятие решений;
стремление к власти и реализация этого стремления;
благородное стремление к справедливости и разумному порядку или стремление к власти.
Суворов: это тухлое яйцо.
Вернон ван Дейк:
Политика - это борьба субъектов, преследующих в общественной жизни конфликтующие меджу собой цели. (ничего не сказано о результате борьбы, является ли он политикой, максизм тоже так считает. Самым крайним проявлением этой точки зрения было мнение Карла Шмидта. Он был признан после его смерти. Связь с фашистами? В представлении К. Шмидта политика - представление "друг" и враг" - политика высекается из отношений очень острых. Политическое может извлекать силу из противоречий религиозных, социальных, моральных, правовых и др.. Политическое - не особое, а возникает из ассоциации или диссоциации людей от названных отношенй. Когда это ассоц. и диссоц. приобр острых характер, рождатеся политика.)
Другой подход - Талкот Парсонс: явление можно рассматривать как политическое, если оно затрагивает организацию и мобилизацию ресурсов, необходимых для осуществления целей данного коллектива. Политическое помогает достижению коллективных целей.
Дэвид Истон:
Политика - это регулируемое и контролируемое властью распределение ценностей. (а вот и результат борьбы).
Макс Вебер:
Понятие политики имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все види деятельности по самостоятельному руководству. Политика банка, профсоюза, корпорации, умной жены. Что в них общего - это то, что помогает в достижении целей людей, которые имеют разные интересы и при этом вынуждены взаимодействовать между собой.
Понимание помитики как коллективного предприятия (т.к. невиданное развитие капитализма). Коллективизм+принуждение, насилие.
Политика - это предприятие, обеспечивающее признанное большинством общества принуждение, насилие. Все мы задействованы в этм предприятии, но по-разному. Именно поэтому оно функционирует. Можно выбрать качество участия:
-
Политики по случаю (мы на выборах, митингах)
-
Политики по совместительству ("Активисты" - для них это не дело всей жизни, но они активно эти занимаются, посвящают политике большую часть свободного времени)
-
Профессиональные политики (гос. деятели, лидеры партии и т.п.)
Аристотель:
Политика - наука о человеческом счастье. Человек - животное политическое. Вне политики могут жить только боги (выше) или животные (ниже). То есть по Аристотелю политика - это как раз то, что делает человека человеком.
Политика - это борьба субъектов, преследующих в общественной жизни противоречащее друг другу цели, результато которой является регулируемое и контролируемое властью распределение ценностей. (Это универсальное определение!) Потилика возникает из разницы интересов и необходимости эту разницу регулировать.
Что делает институты политическими? - то, что они создаются для того, чтобы реализовать противоречащие или просто разные интересы и при этом "не пожрать друг друга". Политические институты существуют не для того, чтобы продвигать свои интересы, а чтобы общность продолжала существовать, чтобы создать возможность для реализации остальными их интересов.
Если политические огранизации начинают вести себя как все остальные, они теряют свою суть! Поэтому так опасна коррупция - т.к. доминируют частные интересы чиновников.
Главная цель - опять же обспечение безопасности. Наша проблема - отсутствие ответственности чиновников. Важно то, что по Гоббсу государство не наделяет людей никакими правами. Выступать против государства нельзя! Единственное основание - если суверен прикажет вас убить, т.к. это вы сами создали это государство.
Та или иная трактовка появляется в соответствии с особенностями времени. Однако есть и вечные проблемы, которые поднимали Аристотель, Платон и др. (напр.: Богатые - бедные).
Вывод: политика - это сфера, где сталкиваются различные интересы и происходит их урегулирование с помощью власти. Если бы не было противоречий, власть была бы не нужна. Кроме того, здесь сталкиваюся индивиды, которые конкурируют за власть.
- Политическая наука: становление, предмет и функции
- Проблема предмета политической науки
- Функции политической науки
- Методы политической социологии
- Политика, как сфера социальной жизни.
- Политика как объект исследования обществознания.
- Понятие и теоретические подходы к интерпретации власти.
- Структура и элементы властных отношений
- 7. Происхождение и природа политической власти
- Проблема легитимности политической власти Понятие легитимности политической власти
- Источники легитимности
- Типы легитимности
- Кризисы легитимности и способы их урегулирования
- Макроконцепции политики. Понятие политической системы
- 10. Теоретические модели политической системы
- Понятие и основные формы социальной стратификации. Политическая стратификация.
- Основные акторы политики. Индивид как субъект политики
- Основные подходы к анализу политического поведения
- Факторы и мотивация политического поведения.
- Категория «политическая элита», подходы к пониманию элиты. Контрэлита.
- Понятие, структура и функции политической элиты
- Основные элитистские концепции
- Механизмы и каналы рекрутирования политических элит
- Основные характеристики политических элит
- Политическое лидерство: понятие и современные концепции. Лидерство
- Типы и функции политических лидеров:
- Понятие политического института и основные подходы к пониманию
- 23. Концепция «неоинституционализма». Понятие «институционального дизайна»
- 24. Государство как политический институт: основные теоретические подходы к пониманию государства
- 25. Понятие, функции и генезис политических партий Понятие политической партии
- Функции политических партий
- Основные этапы партогенеза
- 26. Организационное устройство политических партий
- 27. Проблема типологии политических партий: Типология партий
- 28. Партийные системы и их основные типы. Сущность и разновидности партийных систем
- 29 Политические партии в современной России
- I . Закон о политических партиях.
- II. Политический спектр России.
- III. Сравнительный анализ Программ ведущих политических сил.
- Главные ценности.
- 2.Отношение к государству.
- 3.Экономический раздел.
- 4. Социальный раздел.
- 30. Понятие и функции групп интересов Понятие групп интересов
- 31 Типология групп интересов Типология групп интересов
- 32. Условия, формы и методы политической активности групп интересов
- 33. Лоббизм как политическое явление.
- 34. Понятие, структура и основные компоненты политического процесса.
- 35 Понятие и этапы развития политических конфликтов
- Пошаговая этапизация конфликта
- 36. Политические конфликты: их роль в жизни общества и проблема регулирования
- Основные стратегии управления конфликтами
- 37. Понятие, задачи и основные этапы процесса государственного управления.
- 38. Процесс принятия политических решений: сущность и основные этапы
- 39. Политический режим: понятие и типы
- 1. Демократические режимы:
- 2. Недемократические режимы:
- 40. Демократия как политический режим.
- 41. Признаки и виды диктаторских режимов.
- Диктатура в Древнем Риме
- Диктатура в древнегреческих государствах
- Диктатура в Средние века
- Диктатура в Новейшее время Диктаторские режимы правого толка в Европе
- В Азии, Африке, Латинской Америке
- [Править]Диктаторские режимы левого толка
- Скрытые формы диктатуры
- 42. Признаки и виды авторитарных режимов
- Признаки авторитарного режима
- [Править]в России после распада ссср
- 43. Тоталитарные диктаторские режимы
- Признаки тоталитарного общества по версии к. Фридриха и з. Бжезинского
- 44. Понятие, основные характеристики и соотношение политических изменений и политического развития
- 45. Современные теории политического развития
- 46. Понятия устойчивости, стабильности, кризис в политических исследованиях.
- 47. Современные теории модернизации
- 48. Современные концепции транзитологии
- 49. Понятие, основные компоненты и функции политической культуры Сущность и понятие политической культуры
- Функции политической культуры
- Структура политической культуры
- 50. Проблема классификации политических культур. Понятие субкультуры. Критерии типологизации политической культуры
- Особенности политических культур западного и восточного типов
- 51. Особенности политической культуры современной России.
- 52. Политическая социализация Сущность политической социализации
- Основные способы и механизмы политической социализации
- Этапы политической социализации
- 54. Основные виды современных политико-идеологических доктрин
- 55. Исторические этапы развития и современное состояние мировой политики Новейшие тенденции развития мировой политики
- Особенности современной внешнеполитической стратегии России
- 56. Мировая политика: основные подходы к анализу.
- 57. Понятие геополитики Возникновение и сущность геополитики
- Классические геополитические теории
- 58. Современные концепции геополитики
- 59. Глобализация: основные подходы к интерпритации
- История
- [Править]Политика и управление
- Критика глобализации
- 60. Основные факторы и тенденции глобализации
- 61. Понятие политической коммуникации. Содержание и основные участники. Сущность коммуникации как политического процесса
- Структура политической коммуникации
- 62. Основные компоненты и этапы политической коммуникации
- 63. Виды современных политических коммуникаций
- 64. Современные подходы к изучению политических коммуникаций. Микроуровневые теории политической коммуникации
- 2.3. Системно-кибернетическая макроуровневая теория политической коммуникации
- Грачев м.Н.
- Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития