logo search
учебник Бурденко, Журавлев Политология

3. Стадия закрепления правового статуса партий в демократических государствах, превращения их в посредников между гражданским обществом и государством.

Эволюция партии как политического института сопровождалась теоретическим осмыслением этого феномена. На протяжении длительного времени в политической теории существовала устойчивая традиция антипартизма — негативное или в лучшем случае сдержанное отношение к партиям. В ее основе лежало представление о государстве как выразителе народного суверенитета и общей воли. Партии же воспринимались как носители "частных интересов", источник кризисов и раскола общества.

С закреплением политического и правового статуса партий к концу XIX в. изучение этого института превратилось в отдельное направление политической науки. Наибольшую известность получили работы М. Острогорского и Р. Михельса, которых по праву считают основоположниками современной партологии.2 В научной литературе сложились различные подходы к пониманию сущности политических партий и их определению:

1) идеологическое направление рассматривают партию как идейную общность, союз единомышленников;

2) организационный подход делает акцент прежде всего на организационно-структурном аспекте деятельности партий. Выделяются такие признаки как наличие особой структуры, длительность существования, связи между организациями, работа со сторонниками и др.;

3) функциональный подход предполагает исследование роли и задач партий в политическом механизме. Значительная часть политологов

считает определяющей "избирательную" функцию партии и делает акцент на ее участии в подготовке и проведению выборов;

4) социально-классовый подход рассматривает партию как объединение социальных слоев или классов.

Таким образом, различные подходы к определению партии отражают важные стороны этого политического института и имеют определенное познавательное значение. Поэтому в научной литературе предпринимаются попытки дать своего рода "синтезированное" определение партии с использованием системы признаков и критериев.

Политическую партию можно охарактеризовать как организованную группу единомышленников, представляющих интересы части народа и стремящуюся реализовать их путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении .

В научной литературе сформулированы следующие отличительные признаки современных партий:

- наличие формализованной организационной структуры (субординация органов, партийный аппарат и т.п.);

- установка на достижение политической власти: завоевание и осуществление власти;

- обладание определенной программой деятельности, отражающей мировоззрение членов партии;

- активное участие в избирательных кампаниях и др.

Место и роль партии в политической системе во многом определяется ее функциями. Рассмотрим их более детально.

1. Главная политическая функция партий борьба за власть и ее осуществление. В условиях современной демократии эта функция включает в себя участие в выборах органов центральной, региональной и местной власти; парламентскую деятельность партийных фракций; политическое рекрутирование; управление государством. В демократическом обществе политические партии отвергают насильственные методы борьбы за власть и ориентируются на избирательный процесс. Выборы являются главной ареной соперничества партий. Поэтому одной из главных задач партии является обеспечение поддержки избирателей, создание и расширение электората. Выборы дают партиям доступ к рычагам власти, а их итоги определяют, какие именно партии в течение установленного закона срока будут осуществлять руководство государством. Победившие на выборах партии формируют парламент путем образования парламентских фракций.

В странах Запада действует принцип относительной автономии партийных фракций в парламентах и муниципалитетах. В соответствии с ними члены фракций учитывают не только партийные установки, но и волю избирателей, интересы спонсоров, субсидировавших избирательные компании. Результаты выборов влияют также на формирование органов исполнительной власти.

В общемировой практике имеется опыт, когда в парламентских республиках премьер-министром становится либо лидер или представитель правящей партии, победивший на выборах и имеющей большинство в парламенте, либо представитель партийной коалиции.

В России председателя правительства назначает Президент с согласия Государственной Думы.

2. Важное место в деятельности партий занимает агрегирование и представительство интересов классов, социальных групп и слоев. Его содержанием является выявление членами партий совокупного политического интереса поддерживающих ее социальных сил и реализация этого интереса через политическую систему.

В идеале каждая партия стремится определить свои цели, разработать программу, выработать идеологию и стратегию развития общества, чтобы убедить граждан в правильности ее политических действий. Однако в реальной политической жизни связи социальных групп и слоев с партиями неоднозначны. Партия может не получить поддержку социальной группы, чьи интересы она намерена представить. Интересы одной группы могут представляться несколькими партиями. Люди могут ошибочно поддерживать партии, деятельность которых противоречит их интересам.

Последние десятилетия XX в. внесли значительные перемены в содержание функции представительства. На смену классовым партиям с середины XX в. приходят так называемые "общенародные партии", или "партии для всех". Такие партии стремятся избежать отождествления себя с интересами какого-либо одного класса или слоя, представить себя выразителями общего интереса. Облик партии формирует сегодня не столько классовая ориентация, сколько определенный тип политики. Во второй половине XIX в. в Европе помимо либеральных и консервативных возникли жестко организованные социал-демократические партии. В конце XX в. партиями всего народа провозглашают себя социал-демократы Западной Европы. На широкую социальную базу ориентированы конфессиональные партии — Христианско-демократическая партия (ХДП) в Италии, Христианско-демократический союз (ХДС) и Христианско-социалистический союз (ХСС) в Германии. Успех может быть обеспечен только тем партиям, которым присущи не узкогрупповые, а общенациональные интересы.

Претензии на представительство интересов блока сил или даже общенациональных отражают объективные перемены в жизни современного общества. Вместе с тем термин "партия для всех" нельзя понимать буквально. Несмотря на расширение социальной базы партий, между ними сохраняются различия как с точки зрения сил, на которые они опираются прежде всего, так и с точки зрения общей идейно-политической ориентации.

3. Следующей функцией партий является выработка программных установок, социально-политической стратегии. Программные установки, как правило, основываются на определенных идеологических принципах. Даже если партия не опирается на какую-то идеологическую систему, ее мировоззрение проявляется в ценностях и конкретной деятельности. Для некоторых партий, прежде всего коммунистических, идеологический момент имеет принципиальное значение. Для ряда партий, например Республиканской и Демократической в США, значение идеологии невелико.

Большинство партий Запада избегает принятия догматизированных программ. Чаще всего дело ограничивается изложением принципов и общих ориентиров. Основное же внимание уделяется проработке конкретных направлений политического и социально-экономического курса.

Особенно активную деятельность по обновлению своих программных установок партии развивают в период пребывания в оппозиции. Свобода от бремени власти, которую они обретают после поражения на выборах, дает благоприятную возможность для переосмысления прежней политики и поиска нового лица. Неудивительно, что все сколько-нибудь заметные изменения в политике стран Запада осуществляются партиями, прошедшими испытание оппозицией. Приверженность членов партий общим программным установкам не исключает возможности существования в партиях фракций и соперничества между ними. Идейно-политические различия имеют, однако, свои пределы, преодоление которых ведет к расколу и возникновению новых партий. Некоторые партии (прежде всего левые) запрещают фракционную борьбу как несовместимую с уставными целями и задачами.

4. Формирование общественного мнения, политическая социализация граждан. Партии заинтересованы в поддержке своей политической линии общественным мнением. С этой целью они стремятся не только к обновлению своих доктрин, но и к широкому распространению в средствах массовой информации своих партийных документов и взглядов. Пропагандистская деятельность партий предполагает политическое просвещение своих членов и сторонников, воспитание общества в духе определенных ценностей и традиций, приобщение граждан к политической жизни. Все это в конечном счете способствует политической социализации общества.

Следует отметить, что эффективность выполнения партиями своих функций в немалой степени зависит от стиля их деятельности — прагматического или идеологического. Прагматический стиль предполагает постоянную нацеленность на достижение конкретных целей, использование по преимуществу консенсусных технологий борьбы за власть, готовность жертвовать идеологическими ограничениями во имя соглашений, коалиций и т.п. Этот стиль повышает политическую стабильность общества. Идеологический стиль партийной деятельности, основанный на определенных идеалах и принципах, ведет к конфронтации общественных сил, к конфликтности политического процесса.

Таким образом, политические партии обеспечивают связь населения с государственными структурами, руководствуясь различными нормативно-правовыми актами, в том числе статьями о политических партиях в конституциях, законами о политических партиях, законами о финансировании деятельности партий, избирательными законодательствами и др.

Типология политических партий

Многообразие исторических и социокультурных условий разных стран привело к возникновению партийных структур, отличающихся друг от друга строением, функционированием и характером деятельности. В основу классификации партий могут быть положены различные критерии: социальная база, идеологический облик, место в политическом спектре, отношение к другим элементам политической системы, принципы организации и т.д. Исходя из природы социальной базы, можно выделить партии, представляющие интересы отдельных классов (например, буржуазные, крестьянские, рабочие и т.д.); отдельных слоев и групп (например, олигархов, интеллигенции, женщин, молодежи и т.п.); этнических групп. В зависимости от отношения к идеологии партии разделяются на прагматические и доктринальные. Прагматические партии опираются в большей степени на программу или лидера, а не на идеологии и принципы. К этому типу принадлежат все ведущие партии США, Великобритании, Канады и других стран. Доктринальные партии в своей деятельности исходят из определенной идеологии, например, либеральной, религиозной, т.п:-) С идеологическим основанием связано понятие "политической семьи", выведенное М. Дюверже. Им обозначены крупнейшие партийные течения — либералов, консерваторов, христиан, социалистов, коммунистов, фашистов. По идеологическому признаку партии можно разделить на:

- консервативные, стремящиеся сохранить общественный строй, допуская при этом незначительные изменения;

- реформистские, ориентирующиеся на значительные преобразования существующего строя при сохранении его основ;

- революционные, отвергающиеся существующий строй и ставящие своей целью его замену;

- реакционные, ориентирующиеся на частичный или полный возврат к прежнему строю.

Следует отметить, что по шкале политического спектра партии размещаются справа на лево. Правыми в политологии называют тех, кто отстаивает сильное государство, охраняющее частную собственность. Левыми называют тех, кто ориентирован на общественную собственность, выступает за социальную равенство, претендует на роль выразителя интересов трудящихся. Как правило, это коммунистические рабочие партии. Например, в российском политическом спектре правыми являются прежде всего такие либерально ориентированные партии, как Партия экономической свободы, Демократический выбор России. Партии этого направления — сторонники социально ориентированного рыночного хозяйства, сокращения государственного вмешательства в экономику. Их объединяет приверженность общецивилизационным принципам политического демократизма (разделение властей, многопартийность, обеспечение прав личности, независимость СМИ и т.п.). В сфере внешней политики они выступают против имперских традиций, изоляционизма и конфронтационности. Левый фланг политического спектра занимают: Социалистическая партия трудящихся (СПТ), Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП), Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКПБ). СПТ и КПРФ выступают за доминирование в экономике государственного спектра, но не возражают против частного предпринимательства в легкой промышленности и сфере услуг под контролем государства. КПРФ, прокламируя в программных документах приверженность интернационализму, в практической деятельности подчеркивает приоритетность "русских национальных интересов" и"державности". В программе РКРП — восстановление СССР, борьба с "капитализацией" общества, возврат к социалистическим ценностям и идеалам. В отличие от других левых организаций, ВКПБ объединяет наиболее последовательных сторонников сталинского социализма.3

Вместе с тем уже сейчас виден дрейф партий правого и левого флангов к центру по кардинальным проблемам общественно-экономического развития. Демократический выбор России корректирует свои позиции с учетом того обстоятельства, что недооценка социальных аспектов в процессе реформ, радикализм в экономике не встречают одобрения основной массы населения. Более "центристской" становится КПРФ ввиду неэффективности ортодоксально левых позиций.

По отношению к другим элементам политической системы партии разделяются на демократические и недемократические (тоталитарные и авторитарные).

Демократические партии характеризуются толерантностью по отношению к другим партиям и организациям, готовностью к конкуренции в рамках плюрализма. В отличие от них недемократические партии, например, тоталитарные партии стремятся к абсолютному подчинению других политических институтов, в том числе государственных органов. Для них характерна жесткая регламентация членства, отсутствие фракций, первостепенное значение идеологического фактора Авторитарные партии действуют, как правило, в развивающихся странах и возникают из модернизаторских или национальных движений, противостоящих колониальному правлению. Используют преимущественно силовые методы, ограничивающие политические свободы.

В зависимости от отношения к режиму партии подразделяются на правящие и оппозиционные. В свою очередь оппозиционные партии можно разделить на:

- легальные, т.е. не запрещенные государством;

- полулегальные, т.е. не зарегистрированные компетентными государственными органами;

- нелегальные, т.е. функционирующие в условиях конспирации и подполья, как правило, среди нелегальных — революционные или радикально-националистические партии, ставящие своей целью насильственное свержение существующего строя.

Классическая типология партии, разработанная М. Дюверже, делит их по организационному принципу на кадровые и массовые.

Кадровые партии возникли в процессе эволюции с середины XIX в. из электоральных комитетов и парламентских групп. Они немногочисленны по своему составу и состоят из электоральных групп и парламентских групп, в которые входят профессиональные политики, опирающиеся на финансовую поддержку привилегированных слоев общества. Отличаются свободным членством и функционируют исключительно для обсуждения выборов, получения максимального числа мандатов с целью формирования правительства и проведения своей политики через законодательную и исполнительную власть. Примерами таких партий являются Республиканская и Демократическая партия США, Консервативная партия Великобритании.

Массовые партии представляют собой централизованные образования с жесткой организацией и уставом, обязательным членством в первичной партийной организации. Возникли позже кадровых в связи с распространением избирательного права, во многом на волне рабочего движения. Отличаются строгой дисциплиной, преобладанием идеологической и воспитательной форм деятельности, подчинением вождям. Чаще всего формируются снизу — на основе профсоюзных, кооперативных и иных общественных движений, артикулирующих интересы определенных слоев, профессиональны групп, сторонников тех или иных идей. Ориентируются на вовлечение в свои ряды максимально большого числа членов, финансируются за счет членских взносов.

По способам связи партии с ее парламентской фракцией разделяются на мягкие и жесткие. Мягкие (например, Республиканская и Демократическая партии США и др.) не требуют от депутатов обязательного выполнения партийных директив, в том числе при голосовании. Жесткие (например, Консервативная партия Великобритании, западногерманский ХДС и др.) предписывают своим парламентариям обязательное голосование. По характеру политических действий можно выделить умеренные, радикальные и экстремистские партии. Партии могут быть харизматическими, объединившимися вокруг той или иной популярной фигуры и действующими как группы его поддержки (например, "партия Жириновского"). Они могут быть и так называемыми гротесковыми, видящими смысл своей деятельности в выражении пристрастий той или иной группы граждан (например, "Партия любителей пива"). Гротесковые партии не претендуют на власть, но весьма настойчиво выражают специфический круг интересов, и на выборах, как правило, объединяются с влиятельной политической партией, образуя "избирательный блок". Вследствие социально-экономических преобразований в обществе, со становлением информационно-коммуникативного общества к 80-м годам XX в. относится появление новых партий движенческого типа. Так, например, Партия "Зеленых" (ФРГ), возникшая на базе экологического движения, отличается полной открытостью внутрипартийной жизни, минимум профессионального аппарата, отсутствием постоянного партийного лидера и традиционно оформленного членства.

Следует отметить, что в политической науке существуют и другие типологии партий кроме рассмотренных в зависимости от основания, используемого при их классификации.

Сущность и разновидности партийных систем

Взаимодействующие друг с другом партии и принципы отношений между ними определяются понятием "партийная система". Партийные системы структурируют социальные интересы, дают им возможность выразится на местном и национальном уровнях в частности через механизм выборов. Они являются составной частью политической системы, важным механизмом осуществления власти. Развитая, устоявшаяся партийная система, выработавшаяся эффективные нормы регуляции отношений с государственной властью — гарантия стабильности общества, его способности решать возникающие проблемы и преодолевать кризисы. Партийные системы приято классифицировать по качественным характеристикам и по количественному составу. В зависимости от характера режима можно говорить о демократических и недемократических: авторитарных и тоталитарных партийных системах. В соответствии с господствующими в государстве социальными ценностями выделяют социалистические и буржуазные партийные системы. С учетом характера отношений между партиями и государством различают конкурентные и неконкурентные партийные системы.

Среди критериев типологизации партийных систем наиболее распространенным является количественный критерий. В капитальном труде "Партии и партийные системы" итальянский политолог Дж. Сартори

предлагает семиступенчатую классификацию:

- система с одной партией;

- система с партией гегемоном;

- система с доминирующей партией;

- двухпартийная система;

- система ограниченного плюрализма;

- система крайнего плюрализма;

- атомизированная система.

По существу речь идет о разных типах однопартийности и многопартийности. Однопартийная система характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. Создание других партий запрещено законом. В такой системе партия срастается с государством. Основные политические решения принимаются партийными руководителями, роль государственных деятелей в основном исполнительская. Опыт функционирования однопартийных систем в XX в. показал их неэффективность и антидемократичность. Монополизация властных функций неизбежно ведет к волюнтаризму и преобладанию командных методов управления, в конечном счете — к отчуждению граждан от политики. Однопартийные системы существовали при тоталитарном режиме в СССР и нацистской Германии, в Албании, Румынии. В настоящее время они существуют в КНДР и на Кубе. Система с партией, осуществляющей гегемонию по отношению к другим партиям, существует в настоящее время в Китае, до конца XX в. была в Мексике и в большинстве стран Восточной Европы.

"Квазимногопартийность" также порождает тенденцию к сращиванию партийного и государственного аппарата, хотя и не в такой степени, как при однопартийности. Являясь вариантом однопартийности, такая система не предоставляет достаточных возможностей для выражения различных идей и интересов, что приводит к ее кризису.

Система с доминирующей партией, характеризуется длительным пребыванием у власти одной партии при наличии малоэффективной оппозиции. До начала 90-х годов XX в. такими были Либеральнодемократическая партия Японии и Индийский национальный конгресс. В Швеции доминирующей партией является социал-демократическая. Система доминации позволяет сформировать стабильное однопартийное правительство, но несет опасность косности и застоя для правящей партии.

Двухпартийная система (бипартизм) предполагает наличие двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению в результате выборов. Эти партии периодически сменяют друг друга у власти. Бипартизм не исключает существование в стране и других, менее

влиятельных партий. Они также участвуют в политическом процессе, но не в состоянии реально претендовать на власть. Классическая модель двухпартийной системы сложилась в США, где периодически сменяют друг друга у кормила государственной власти Демократическая и Республиканская партии. Классификацию Дж. Сартори целесообразно дополнить системой "двух партий с половиной". Для нее также характерна конкуренция двух крупных партий, но ни одна из них не может получить абсолютное большинство на выборах в парламент и для формирования правительства должна войти коалицию с третьей партией. Эта партия играет роль баланса для обеспечения перевеса одной из ведущих партий. Такая система существует в Германии; партии ХДС/ХСС и Социалдемократическая партия Германии (СДПГ) могли сформировать правительство, только вступив в блок с третьей партией — со Свободными демократами, в последнее время их место заняла Партия "зеленых". Подобная система существует также в Канаде, Австралии, где "третьи" партии располагают возможностью выступать в качестве регуляторавласти.

Бипартизм позволяет обеспечить относительную стабильность власти, так как создает однопартийное правительство, свободное от неустойчивости коалиционных соглашений. Оппозиционные партии действуют здесь в русле одних и тех же базовых ценностей. Двухпартийная система упрощает процесс артикуляции и агрегации интересов, поскольку каждая из соперничающих партий стремится обобщить требования различных социальных групп с целью максимального расширения своей электоральной базы. Вместе с тем двухпартийность подвергается критике за то, что отстраняет от участия в принятии решений мелкие партии, выражающие требования меньшинства. Главным признаком ограниченного, или умеренного, плюрализма является конкуренция нескольких политических партий, каждая из которых не в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и самостоятельно осуществлять политическую власть. Как правило, при таких системах остро стоит проблема союзников и партнеров с целью создания коалиций. В условиях умеренного плюрализма идеологические различия между партиями невелики. Система умеренного плюрализма существует в таких странах, как Австрия, Бельгия, Нидерланды, где конкурируют три — четыре партии.

Система крайнего (поляризованного) плюрализма существует в таких странах, как Франция и Италия. Она имеет ряд признаков:

- включает партии, выступающие против существующей политической системы. Эти партии придерживаются полярно противоположных идеологий — анархизма, фашизма и прочих;

- функционируют несколько политических партий, объединенных в два или более крупных блока. Эти блоки способствуют консолидации политических сил, преодолению дробности политического процесса. Например, во Франции противостоят друг другу блок левых сил, возглавляемых социалистической партией, и блок правых сил во главе с Объединением в поддержку Республики;

- доступ к формированию правительства возможен только для партий центра — правого и левого. Крайние же партии, выступающие против существующей системы, не могут принимать участие в правительстве.

Следует отметить, что для автомизированной партийной системы характерно существование десятков и даже сотен партий. Данные партийные системы функционируют в настоящее время в Малайзии, Боливии и других странах.

Современные политики и политологи расходятся в оценке предпочтительности вариантов многопартийности. Так, Дж. Сартори считает, что появление пяти и более партий создает "крайнюю многопартийность", опасную для самостоятельного существования государства.

Единого стандарта в оценке эффективности партийных систем не существует. Важнейшими основаниями для сопоставления их деятельности являются восприимчивость к социальным запросам и нуждам населения, способность трансформировать их во властно значимые решения, возможность обеспечить демократический контроль населения за деятельностью политической элиты.

Характер и особенности партийных систем обусловлены множеством факторов — социальной структурой, расстановкой социальноклассовых сил, уровнем политического сознания и культуры, национальным составом, религиозной ситуацией, действующим законодательством.

Как известно, чаще всего наибольшую роль в формировании партийных систем играют характер социальной структуры общества, действующее законодательство (прежде всего избирательные законы), социокультурные традиции. Так, в странах, где нет значительных крестьянских слоев, как правило, не возникают аграрные партии. Если социальная структура пронизана противоборством тех или иных классов и слоев, то и партийная система будет носить конфликтный характер. Если социальные группы ориентируются на единую систему ценностей, то и партийной системе будет свойственны более мягкие формы отношений между партиями.

Законы могут влиять на характер партийной системы, ограничивая деятельность тех или иных партий, препятствуя оппозиционным партиям в допуске к выборам, санкционируя насильственные действия по отношению к нелегальным партийным структурам. Там, где действуют избирательные системы мажоритарного типа, в рамках которых победитель определяется по большинству полученных голосов, как правило, формируются двухпартийные системы или системы с доминирующей партией. Пропорциональные избирательные системы, напротив, дают шансы на представительство в органах власти большому числу партий, инициируют создание многопартийных систем и партийных коалиций, облегчают возникновение новых партий.

В обществах с множеством экономических укладов, разнообразием культур и языков, многочисленными институтами и каналами артикуляции социальных, национальных, религиозных и прочих интересов, как правило, больше предпосылок для создания многопартийных систем.

Партийно-парламентский механизм в странах Запада достиг большой гибкости и отлаженности, но, начиная с конца XX в. стали обнаруживаться его слабые стороны. Партии, особенно массовые, стали громоздкими, возник слой партийных функционеров, обособленный от рядовых членов.

Партийно-парламентская политика все чаще воспринимается общественным мнением как сфера, оторванная от жизни, со своим условным языком и стандартами, политическими интригами и не всегда оправданными претензиями выступать от имени избирателей. Если когда-то неискушенный в политике человек воспринимал как должное стремление партий оказать влияние на формирование его надежд и объяснить, кого и для чего следует поддерживать, то современный гражданин обладает достаточно широким кругозором и стремится сам разобраться во всем. В результате партии все больше теряют поддержку общественного мнения, сокращается число их приверженцев, прогрессирует неучастие в выборах. В то же время успех нередко сопутствует независимым кандидатам и новым партиям. Эти партии по своему строению и организационным принципам ориентированы на социальные движения, получившие широкое распространение в конце XX в. — экологическое, женское, потребительское и другие.

Именно массовые социальные движения рассматриваются значительной частью населения, особенно молодежью, как непосредственные выразители воли народа. Так, партия "зеленых" в ФРГ, выросшая из экологического движения позаимствовала многие "свободные" и "импровизированные" формы, свойственные подобным движениям. Многие стороны деятельности "зеленых" расценивались общественным мнением как попытка "взорвать" закоснелые партийно-парламентские традиции: отсутствие постоянного лидера, полная открытость и гласность внутрипартийной жизни, практический отказ от профессионального аппарата, даже сам свободный стиль поведения "зеленых" (их депутаты являлись на заседания парламента в джинсах и свитерах). "Зеленые" и подобные им партии пробились в ряд национальных парламентов и в Европейский парламент, но в целом феномен выдвижения новых партий оказался ограниченным.

Тем не менее в парламентско-политической жизни почти всех стран наметилась тенденция извлечения уроков из опыта партий — движений. Прежде всего наметилась явная переоценка эффективности громоздких партийных структур как механизма завоевания политического влияния. В партиях, связанных с рабочим движением, считалось необходимым иметь рычаги, позволяющие контролировать партийные массы и приводить их в движение. Теперь подвергается сомнению сама ставка на массовость партий и отдается предпочтение структурам, обеспечивающих гибкость и подвижность.

В поиске путей обновления партий европейские политики обращаются не только к опыту движений, но и к особенностям функционирования американской партийной системы. Стремление партий к более тесной связи с обществом находит выражение в омоложении лидеров, в выдвижении на руководящие посты, даже в сугубо респектабельных партиях, выходцев из социальных низов (примером может послужить недавний лидер британских консерваторов Дж. Мейджор).

Становление многопартийности в России

Следует отметить, что если в странах Запада партии выросли в результате естественного развития, то в России своим появлением они вомногом обязаны авторитарно-олигархической системе. Первые политические партии возникают в России в начале XX в. Особенностью является появление прежде всего партий социалистической направленности. Большинство политических партий образованы в ходе первой буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг. Политические партии отличались не только по социально-классовому составу, но и по средствам и методам достижения главной цели — завоевание власти. Однако многопартийность в России просуществовала только до начала 1920 г. Однопартийная система в СССР сначала не была юридически оформленной, но затем ее закрепили в ст. 6 Конституции СССР 1977 г. о руководящей и направляющей роли КПСС. Ее отмена в 1991 г. Съездом народных депутатов означала по сути конец монополии на власть какойлибо политической партии. Началась новая политическая история многопартийности в России. Российские партии возникли на поверхности фрагментированного общества после краха тоталитарной системы и поддержались властью скорее не ради содействия зарождающемуся институту демократии, а для обеспечения управляемости политическим процессом. Характерным свидетельством тому служат попытки власти создать двухпартийную систему накануне выборов в Государственную Думу в 1995 году.4

Деятельность политических партий в России регламентируется Конституцией РФ и "Законом о политических партиях" (2001 г.), согласно которому политическая партия должна иметь не менее 10 000 сторонников, причем более чем в 50% субъектах Российской Федерации, с условием, что в каждом из субъектов будет не менее 100 членов партии.5 Таким образом, новый федеральный закон о политических партиях призван упорядочить организационную структуру многих политических партий. Очевидно, что большинство из официально зарегистрированных партий в Министерстве юстиции РФ до принятия данного закона не будут перерегистрируемы. Так, в 1998 г. в России было зарегистрировано 92 общероссийских и межрегиональных партий.

Партиям в России, однако, не удалось стать основным посредником между властью и обществом. Они не выполняют сколько-нибудь удовлетворительно ни одну из функций, свойственных этому институту в демократических государствах. Российские политические партии в начале третьего тысячелетия не сумели стать ни массовыми объединениями, выражающими интересы определенных социальных слоев, ни универсальными партиями избирателей, стремящимися предоставить интересы самых широких слоев населения. Они не являются также конкурирующими корпорациями менеджеров по управлению государством, предлагающими услуги на выборах, каковыми становятся, например, Демократическая и Республиканская партии в США, так как процесс оформления большинства партий идет не снизу вверх, а наоборот. Узкая группа единомышленников или один потенциальный лидер сами ищут себе сторонников, финансовую поддержку и лишь затем создают политическую партию. В результате большинство партий известно исключительно благодаря их лидерам.

Следует заметить, что в России складывается партийная система, ориентированная на поддержание внутриэлитной коммуникации и содействие представителям элиты, стремящимся через выборы институционализировать свое участие в публичной политике. Партии существуют в основном за счет средств банков и финансово-промышленных структур, которые в условиях непредсказуемости будущего стремятся заручиться поддержкой наиболее перспективных претендентов на власть, использовать их в качестве лоббистов своих интересов при принятии тех или иных законов.

В настоящее время российские партии остаются протопартиями, для которых характерны малочисленность и организационная слабость, аморфность программ и фракционная борьба, популизм при отсутствии ощутимых результатов деятельности. Отсутствие социальной базы вынуждает их лавировать с целью получения конъектурных преимуществ, объединяться и блокироваться с временными союзниками. Большое число этих партий на политической арене отражает не многообразие социальных интересов, а неупорядоченность, текучесть и бессистемностполитических отношений.

Российские партии (за исключением КПРФ и ультранационалистического Русского национального единства) не ведут активную планомерную работу с населением, т.е. со своим потенциальным электоратом, а действующая Конституция фактически лишает партии и парламент рычагов воздействия на исполнительную власть. Поэтому в обозримой перспективе вероятность превращения российских партий в существенный фактор политической и гражданской жизни незначительна. Слабость партий компенсируется формированием сети групп интересов, лоббирования и давления. Это свидетельствует о формировании в России элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии.

Современные политологи выделяют пять важнейших факторов, негативным образом воздействующих на партийное строительство в России. Это:

- относительная неразвитость демократической политической культуры и гражданского общества;

- специфика протекания российского транзита, когда политические изменения опережают экономическую трансформацию;

- введение в стране президентской формы правления (в президентских республиках партийное строительство протекает сложнее, чем в парламентских);

- особенности российской избирательной системы, препятствующей консолидации партий;

- федеративное устройство страны (в федерациях учреждение и консолидация партий протекают значительно труднее, чем в унитарных государствах).

Формирование влиятельных партий является важным условием демократического развития России. Однако оно в любом случае не может повторить аналогический процесс в странах Запада, с одной стороны, в результате самобытности национально-культурной традиции, а с другой, — в силу необратимости исторического времени.