Понятие и теоретические подходы к интерпретации власти.
В настоящее время в научной литературе можно насчитать более 300 определений власти. Большинство из них, трактуя ее как явление социальное, тем самым раскрывают и природу политической власти. Многообразные теоретические представления о власти делают акцент на ее разнообразных сторонах и аспектах, то представляя ее как особый тип поведения (бихевиоральные концепции) или способ организации целенаправленной деятельности (структурно-функциональные подходы), то подчеркивая психологические свойства ее носителей, то указывая на функциональное значение принуждения, то выделяя способности власти к силовому воздействию на объект и контролю над ресурсами и т.д. Если попытаться систематизировать все более-менее значимые представления о природе власти с точки зрения ее основополагающих источников, то можно выделить два наиболее общих класса теорий, на основе которых удается объяснить все ее атрибуты: основания, объем, интенсивность, формы и методы принуждения, а также другие основные параметры.
Первое из этих направлений можно условно назвать атрибутивно-реляционистским. Его сторонники связывают сущность власти с различными свойствами человека и сторонами его индивидуальной (микрогрупповой) деятельности. По своей сути такой теоретический подход развивает своеобразную «философию человека», заставляя его приверженцев усматривать сущность власти в волевых (Гегель), силовых (Т. Гоббс), психологических (Л. Петражицкий) и прочих свойствах и способностях индивида или в использовании им определенных средств принуждения (инструменталистские теории) и поведенческого взаимодействия (Г. Лассуэлл).
В качестве типичных примеров такого подхода можно назвать теорию «сопротивления» (Д. Картрайт, Б. Рейвен, К. Леви), согласно которой власть возникает в результате преодоления одним субъектом сопротивления другого. Такова же по существу и «теория обмена ресурсов» (П. Блау, Д. Хиксон), авторы которой предполагают, что власть формируется в результате обмена одним субъектом своих (дефицитных для контрагента) ресурсов на необходимое ему поведение другого. Показательна и теория «раздела зон влияния» (Дж. Ронг), интерпретирующая власть в качестве следствия контакта социальных зон, которые находятся под контролем разных субъектов. В это же направление вписывается и телеологическая концепция Б. Рассела (в которой власть рассматривается как форма целенаправленной деятельности человека), и идеи школы «политического реализма», делающие акцент на силовом воздействии контролирующего ресурсы субъекта (Г. Моргентау), и некоторые другие.
Различаясь в деталях, все теории этого типа интерпретируют власть в качестве асимметричного социального отношения, которое складывается и развивается на основе обмена деятельностью между различными субъектами, в результате чего один из них изменяет поведение другого. Представая в качестве определенной формы реализации человеческих свойств и устремлений, формы воплощения интересов (намерений, целей, установок и т.д.) индивидуальных или групповых субъектов, с присущими им разнообразными средствами, ресурсами и институтами властеотношений, политическая власть выявляет свою способность к существованию лишь в определенных точках социального пространства. При этом формируемые ею связи и зависимости господства и подчинения всегда дают возможность ответить на вопрос: кому принадлежит политическая власть, «для кого», в чьих интересах используются полномочия и возможности субъекта власти?
Вместе с тем указанным позициям противостоит точка зрения, трактующая власть в качестве анонимного, надперсонального, безличного свойства социальной системы, обезличенной воли обстоятельств, принципиально несводимой к характеристикам индивидуального или группового субъекта. И это направление (обозначим его как системное) также представлено многочисленными теоретическими конструкциями.
Например, представитель структурно-функционального подхода Т. Парсонс трактовал власть в качестве «обобщенного посредника» в социальном (политическом) процессе, а К. Дойч видел в ней аналог денег в экономической жизни или «платежного средства» в политике, который срабатывает там, где отсутствует добровольное согласование действий. Для относящихся к этому направлению марксистских взглядов характерно представлять политическую власть в качестве функции социального аппарата того или иного класса, формирующего общественные отношения, предопределяющие его способность навязывать свою волю другому классу (или обществу в целом) и тем самым обеспечивающие его социальное господство. К данному направлению относятся и информационно-коммуникативные трактовки власти (Ю. Хабермас), рассматривающие ее как глобальный процесс многократно опосредованного и иерархиизированного социального общения, регулирующего общественные конфликты и интегрирующего человеческое сообщество.
Но наиболее ярко суть системного подхода выражена в постструктуралистских теориях (М. Фуко, П. Бурдье). В крайних вариантах они интерпретируют власть как некую модальность общения, «отношение отношений», изначально присущее всему социальному, не локализуемое в пространстве и не способное принадлежать кому-либо из конкретных общественных субъектов. Как пишет, к примеру, М. Фуко, «власть везде не потому, что она охватывает все, а потому, что она исходит отовсюду».* При таком подходе политическая власть по сути отождествляется не только со всеми политическими, но и со всеми социальными отношениями в целом. Ни в обществе, ни в политике не признается ничего такого, что могло бы выйти за рамки власти. И при этом выходит, что не люди обладают способностью присваивать власть, а сама власть присваивает на время того или иного субъекта (президента, судью, полицейского) для осуществления принуждения.
* Foucaut М. The History of Sexuality: An Introduction. Harmondsworth, Penjuin, 1980. P. 94.
В рамках системных теорий власть объявляется имманентным свойством любых социальных систем (общества, группы, организации, семьи), внимание сосредоточивается на сложившихся в каждой из систем политических статусах и ролях, механизмах принуждения, применяемых позитивных и негативных санкциях. Поэтому авторы и сторонники этих теорий легко дают ответы на вопросы «как?» и «над кем?» осуществляется властное доминирование, но затушевывают или вовсе скрывают источники его происхождения.
Учитывая, что в политической сфере главным субъектом власти является группа, политическую власть можно определить как систему институционально (нормативно) закрепленных социальных отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства для распределения разнообразных общественных ресурсов в интересах и по воле своих членов.
Из лекций:
С греческого "архэ" - "Верховный правитель", "инициатор, начинатель".
В риме "потестос" - сила, мошь, возможность осуществить определенные действия.
У нас власть - обладание (владыка, властитель). Одновременно это и повелитель - имеет возможность что-то делать по своему усмотрению.
=> многообразие подходов к пониманию власти. Наука кратология.
М. Вебер дал хорошее определение, из которого можно вывести много других подходов:
Власть есть возможноть осуществлять свою волю внутри определенного социального отношения, несмотря на сопротивление других его участников и независимо от источника этой возможности.
Интерпритация: навязывание воли; измененние поедения другого; каузальное определение власти; атрибутивные концепции.
а) Р. Даль: А имеет власть над Б настолько, что А может заставить Б изменить поведение настолько, насколько А необходимо.
Способность индивидов или групп навязать свою волю другим с помощью угрозы прекращения регулярных вознаграждений или наказания.
С силовых концепциях принуждение может быть разным - вплоть до применения насилия.
б) Атрибутавные концепции: власть как атрибут субъекта, но власть не принадлежит субъекту, а является характеристикой отношений между субъектом или объектом.
в) Противоположное Веберу: концепция, которая не рассматривает власть как принуждение. Эту точку зрения высказывает Парсенс: общество - саморегулируемая система, основное свойство которой - равновесие. Удерживать равновесие помогает власть. Власть - способность общества мобилизовать свои ресурсы для достижения коллективных целей.
г) Увязывание понятия власти с принятием решений: Ласвелл. Власть - это влияние или способность влиять на принятие решений в выбор альтернатив для деятельнсоти других людей.
Даль: Изучение власти - бездонное болото.
Выводы:
-
Власть - это не свойство субъекта и не его атрибут, а свойство отношения!
-
Власть нельзя рассматривать вне средств, которые обеспечивают осуществление властного отношения. Власть - отношение, опосредованное средством. Без средств о власти говорить бессмысленно. Более того, о средствах должно быть известно! - только этот фактор позволяет включить ресурс в отношения. До тех пор пока ресурс не включен во властеотношния - это потенциально властный ресурс.
-
Единство континуальности и дискретности. В каждый конкретный момент фиксируется отношение. Власть - всегда развивающееся нечто, но в каждый конкретный момент можно зафиксировать отношения объет - субъект - ресурс.
-
Ассиметричность. Всегда есть субъект и объект, даже если это одно и то же лицо.
Аристотель: во всем, что, будучи составленным из нескольких частей, составляющих единое целое, сказывается властвующее начало и начало подчиненное. Это общий закон природы. Ему подчинены одушевленные существа, и неодушевленные тоже.
Вступая в отношения в другими людьми мы являемся носителями различий. Для социальной деятельности характерно: общественная деятельность. В ходе этого взаимодействия участники проявляют себя как нисители конкретных интересов.
=> Формой, которая обеспечивает взаимосвязь в социальной деятельности, необходим мезанизм подчинения. Отношения подчинения, обеспеченные средствами, проятляются в той или иной форме власти.
Две стороны власти: а) власть для чего-то; б) власть кого-то над кем-то.
Р. Миллс: любая политическая власть - это власть элиты, узурпировавшей ее.
Маркс: это власть господствующего класса, узурпировавшего средства производства, которая используе свою власть для достижения своих целей.
Ни одну из этих сторон нельзя абсолюбизировать: субъект не может до бесконечности пренебрегать интересами объекта. Потому что если выпадает объект (умер), власти уже нет! Здесь и возникает проблема легитимности.
Политическая (публичная) власть - ее происхождение скрыто в глубине веков, первый признак появление власти - разделение функций. Организованное меньшинство концентрирует в своих руках властные функции. Это патестарные отношения. (напр., в "Маугли" вождь Акелла) Власть там, где статус закреплен, а в ситуации Акеллы значение имеют только его личные свойства. Это ситуация до возникновения власти.
Путь установления равновесия, которое достигается властью, значения не иммет. Цель - поддержание этой системы господства и подчинения.
Господство в социологии обозначает легитимную власть. Легитимная власть предполагает, что упраяляемые признают за управляющими право править. Когда мы говорим о лигетимности, главное здесь - объекты, почему они подчиняются именно этим субъектам. А не почему те или иные субъекты правят.
Источники легитимности по Веберу:
-
тредиционная легитимность. Основана на авторитете "вечно-вчерашнего" (традиции, обычаи, как делали предки) Напр., Д'артаньян служит королю, потому что так сказал его папа. Сейчас это тоже существует, т.к. существуют политические субкультуры ("моя семья - республиканцы")
-
харизматическая. С греческого харизма - дар - то, чем наделели Боги властителя. Но ведь у новителя власти может и не быть! Когда мы говорим о легитимности - это то, что видят у носителя власти. В условиях современного общества, массовых коммуникаций, харизму можно создавать. (Про Сталина с советское кино) Рутинизация харизмы после смерти личности.
-
легальная легитимность. Основана на подчинении Праву, иерархии. "Ты начальник - я дурак, я начальник - ты дурак." Личные свойства не имеют значение, важно, какой статус имеет человек. Вопрос лигетимности - ключевой вопрос для любой власти. Насильственный характер власти ставит под сомнение наличие самой власти. Легитимная не значит законная! Легитимная власть может быть легальной, если она получена законными способами, а потом утратить легитимность. Революции наоборот - незаконные, но легитимные!
- Политическая наука: становление, предмет и функции
- Проблема предмета политической науки
- Функции политической науки
- Методы политической социологии
- Политика, как сфера социальной жизни.
- Политика как объект исследования обществознания.
- Понятие и теоретические подходы к интерпретации власти.
- Структура и элементы властных отношений
- 7. Происхождение и природа политической власти
- Проблема легитимности политической власти Понятие легитимности политической власти
- Источники легитимности
- Типы легитимности
- Кризисы легитимности и способы их урегулирования
- Макроконцепции политики. Понятие политической системы
- 10. Теоретические модели политической системы
- Понятие и основные формы социальной стратификации. Политическая стратификация.
- Основные акторы политики. Индивид как субъект политики
- Основные подходы к анализу политического поведения
- Факторы и мотивация политического поведения.
- Категория «политическая элита», подходы к пониманию элиты. Контрэлита.
- Понятие, структура и функции политической элиты
- Основные элитистские концепции
- Механизмы и каналы рекрутирования политических элит
- Основные характеристики политических элит
- Политическое лидерство: понятие и современные концепции. Лидерство
- Типы и функции политических лидеров:
- Понятие политического института и основные подходы к пониманию
- 23. Концепция «неоинституционализма». Понятие «институционального дизайна»
- 24. Государство как политический институт: основные теоретические подходы к пониманию государства
- 25. Понятие, функции и генезис политических партий Понятие политической партии
- Функции политических партий
- Основные этапы партогенеза
- 26. Организационное устройство политических партий
- 27. Проблема типологии политических партий: Типология партий
- 28. Партийные системы и их основные типы. Сущность и разновидности партийных систем
- 29 Политические партии в современной России
- I . Закон о политических партиях.
- II. Политический спектр России.
- III. Сравнительный анализ Программ ведущих политических сил.
- Главные ценности.
- 2.Отношение к государству.
- 3.Экономический раздел.
- 4. Социальный раздел.
- 30. Понятие и функции групп интересов Понятие групп интересов
- 31 Типология групп интересов Типология групп интересов
- 32. Условия, формы и методы политической активности групп интересов
- 33. Лоббизм как политическое явление.
- 34. Понятие, структура и основные компоненты политического процесса.
- 35 Понятие и этапы развития политических конфликтов
- Пошаговая этапизация конфликта
- 36. Политические конфликты: их роль в жизни общества и проблема регулирования
- Основные стратегии управления конфликтами
- 37. Понятие, задачи и основные этапы процесса государственного управления.
- 38. Процесс принятия политических решений: сущность и основные этапы
- 39. Политический режим: понятие и типы
- 1. Демократические режимы:
- 2. Недемократические режимы:
- 40. Демократия как политический режим.
- 41. Признаки и виды диктаторских режимов.
- Диктатура в Древнем Риме
- Диктатура в древнегреческих государствах
- Диктатура в Средние века
- Диктатура в Новейшее время Диктаторские режимы правого толка в Европе
- В Азии, Африке, Латинской Америке
- [Править]Диктаторские режимы левого толка
- Скрытые формы диктатуры
- 42. Признаки и виды авторитарных режимов
- Признаки авторитарного режима
- [Править]в России после распада ссср
- 43. Тоталитарные диктаторские режимы
- Признаки тоталитарного общества по версии к. Фридриха и з. Бжезинского
- 44. Понятие, основные характеристики и соотношение политических изменений и политического развития
- 45. Современные теории политического развития
- 46. Понятия устойчивости, стабильности, кризис в политических исследованиях.
- 47. Современные теории модернизации
- 48. Современные концепции транзитологии
- 49. Понятие, основные компоненты и функции политической культуры Сущность и понятие политической культуры
- Функции политической культуры
- Структура политической культуры
- 50. Проблема классификации политических культур. Понятие субкультуры. Критерии типологизации политической культуры
- Особенности политических культур западного и восточного типов
- 51. Особенности политической культуры современной России.
- 52. Политическая социализация Сущность политической социализации
- Основные способы и механизмы политической социализации
- Этапы политической социализации
- 54. Основные виды современных политико-идеологических доктрин
- 55. Исторические этапы развития и современное состояние мировой политики Новейшие тенденции развития мировой политики
- Особенности современной внешнеполитической стратегии России
- 56. Мировая политика: основные подходы к анализу.
- 57. Понятие геополитики Возникновение и сущность геополитики
- Классические геополитические теории
- 58. Современные концепции геополитики
- 59. Глобализация: основные подходы к интерпритации
- История
- [Править]Политика и управление
- Критика глобализации
- 60. Основные факторы и тенденции глобализации
- 61. Понятие политической коммуникации. Содержание и основные участники. Сущность коммуникации как политического процесса
- Структура политической коммуникации
- 62. Основные компоненты и этапы политической коммуникации
- 63. Виды современных политических коммуникаций
- 64. Современные подходы к изучению политических коммуникаций. Микроуровневые теории политической коммуникации
- 2.3. Системно-кибернетическая макроуровневая теория политической коммуникации
- Грачев м.Н.
- Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития