logo search
Вклад негосударственных некоммерческих организаций в решение социальных проблем в России

Методология исследования

Проведенное исследование базируется на основе опросов двух групп экспертов, представляющих различные категории (группы) участников процесса разработки социальной политики на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном). Для каждой из групп был разработан свой методологический инструментарий – анкета. Опрос проводился методом формализованного интервью.

В первую категорию экспертов вошли представители НКО и ресурсных центров. Всего в опросе участвовали 52 эксперта данной категории (далее – «эксперты НКО»). В свою очередь, они подразделялись на следующие подгруппы:

В опросе участвовали руководители ресурсных центров, в числе которых были Северо-Западный центр общественного развития, Южный региональный ресурсный центр, Историко-эко-культурная ассоциация «Поволжье», Сибирский центр поддержки инициатив, Центр поддержки НКО «Служение», Женский ресурсный центр при НКП «Женский альянс», Центр общественного развития «Амур-батюшка».

Опрос проводился в пяти федеральных округах Российской Федерации: Западном, Южном, Приволжском, Уральском и Сибирском. Опросом были охвачены 20 российских регионов: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Марий-Эл, Республика Мордовия, Алтайский Край, Краснодарский край, Ставропольский край, Амурская область, Иркутская область, Кемеровская область, Кировская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Ростовская область, Самарская область, Тюменская область и Читинская область.

Анкета экспертов НКО содержала 61 вопрос, в том числе 14 «открытых», позволяющих экспертам подробно описать свою деятельность по разработке социальной политики на разных уровнях, дать обоснованные оценки отношению законодательных органов власти к этой деятельности. С целью выявления результативности деятельности организаций некоммерческого сектора по участию в выработке социальной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в дополнение к анкете экспертам предлагалось заполнить три приложения (таблицы).

Социологический инструментарий позволял отдельно проанализировать мнение экспертов-представителей самих организаций (НКО) и экспертов-представителей ресурсных центров (РЦ) и сопоставить их взгляды по наиболее важным вопросам разработки социальной политики. Представители РЦ, отвечая на вопросы анкеты, описывали деятельность известных им некоммерческих организаций. По самооценке данной группы экспертов, треть из них говорила о 10%-25% известных им организаций, чуть более трети (36%) оценивала работу 25%-50% НКО, каждый пятый имел в виду 50%-75% организаций, и лишь два эксперта полагали, что представляют работу менее чем 10% НКО. В целом экспертные оценки отразили нормотворческую деятельность в области социальной политики почти половины НКО.

Вторую категорию экспертов представляли депутаты органов законодательной власти на федеральном и региональном уровнях. В анкете, предлагаемой для данной категории респондентов, содержалось 29 вопросов, включая 5 «открытых». Всего были получены анкеты 42 экспертов данной категории из 16 регионов РФ.

Социологические индикаторы (вопросы, предлагаемые варианты ответов – шкалы) в анкетах, предлагаемых для первой и второй категорий экспертов, частично совпадали. Экспертный опрос представителей законодательной власти проводился в тех же регионах, в которых проходил опрос экспертов-представителей НКО. Такой подход позволял сравнить и проанализировать точки зрения обеих участников законодательного процесса – и представителей общественности, и законодателей – по одним и тем же проблемам.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о достаточно высоком уровне экспертной репрезентативности и предположить, что полученные результаты в определенной степени отражают общероссийскую ситуацию.

Вместе с тем, специфика экспертного опроса (величина выборки, значительное число конкретных примеров, фактов, не поддающихся формализации, и пр.) не позволяет делать строгие выводына основе количественного анализа полученных данных. Приводимые ниже абсолютные и относительные показатели (цифры, проценты) дают самое общее представление о тенденциях, совпадении или различии экспертных мнений.

В целом, в ходе исследования был получен значительный фактический материал, дающий возможность оценить деятельность некоммерческих организаций по разработке социальной политики, достаточно подробно познакомиться с ее региональными особенностями, а также детально проанализировать работу каждой из представленных организаций, что, однако, потребует последующего целенаправленного изучения. В настоящем отчете представлены результаты исследования, дающие общее представление о деятельности НКО в области формирования социальной политики. Мнения экспертов приводятся в обобщенном виде3.