Поиск эквивалентной меры
После того как мы определили для себя вопрос, допускающий сравнительный подход, нам предстоит отыскать [c.337]эквивалентную мерудля всех рассматриваемых стран. Иначе говоря, сравнительное исследование должно в разных культурах измерять одно и то же понятие. Этого можно достичь двумя способами: либо используя везде одну и ту же переменную, либо выбирая переменные, специфичные для каждой страны. Такая альтернатива может показаться на первый взгляд однобокой: ведь ничто так не обеспечивает эквивалентности в подходе к разным странам, как использование одной и той же переменной. Это верно, однако, только в том случае, если наша “единая” переменная для каждой из изучаемых нами стран означает одно и то же.
Чтобы понять, в чем здесь таиться трудность, представим, к примеру, что мы поставили цель сравнить уровни терпимости к правам меньшинств применительно к обществу. Существует два подхода. Во-первых, мы можем сравнить, до какой степени люди в разных странах желают обеспечить политическими правами определенные группы, например, религиозные секты. Если основываться на этом измерении, то мы, вероятно, придем к заключению, что граждане отдельных стран более терпимы, чем другие. Но если люди в изучаемой нации более или менее враждебны к такой группе, то наше измерение покажет, как люди разных стран воспринимают группу, а не терпимость к правам меньшинств.Это означает, что наша “тождественная” мера терпимости неодинакова в различных государствах.
Однако мы можем использовать второй путь. Мы можем узнать, желают ли люди признать политические права групп, которые им совершенно не нравятся. Это позволит нам проконтролировать различия в восприятии различных групп в различных странах. Однако тогда встает еще один вопрос. Некоторые народы особенно не любят группы, которые а) более многочисленны и б) более влиятельны, чем в других странах, где та же самая группа может быть очень маленькой и слабой. Если так, то степень, с которой люди хотят признать политические права группы, может отражать уровень угрозы, которую группа составляет для большинства нации. В этом случае наша мера может отражать более уровень страха граждан, чем меру их политической терпимости. Таким образом, для [c.338] того чтобы наши сравнения были весомыми, нам нужна мера, которая бы адекватно отражала одно и то же лежащее за ней понятие, какие бы страны мы ни включали в нашу выборку.
Подобные проблемы возникают постоянно, вне зависимости от того, какой вопрос или какую страну мы рассматриваем. Например, мы хотим сравнить уровни социального обеспечения в странах, находящихся на разных ступенях социально-экономического развития. Можно предположить, что в более развитых странах на социальные программы выделяется больше средств. И наоборот, чем более слаборазвита страна, тем меньше она выделяет средств на социальные нужды. Казалось бы, не так трудно определить однозначную меру уровня социального обеспечения: стоит только оценить долю расходов на программы социального обеспечения (пенсии, помощь инвалидам и беднякам и пр.) в общем объеме государственных расходов или в общем объеме произведенных товаров и услуг (измеряя его совокупным общественным продуктом). Применяя эту меру, мы скорее всего обнаружим, что наше предположение верно: чем более развита страна, тем большая доля средств выделяется в ней на социальные нужды.
Однако и здесь наша мера может оказаться неприложимой к целому ряду стран. Определяя ее в терминах таких формальных параметров, как правительственные выплаты пенсионерам, инвалидам и нуждающимся, мы можем недооценивать степень участия неформальных или местных организаций в оказании помощи нуждающимся в тех странах, где официальные социальныепрограммы либо не существуют, либо ограничены по масштабам. Когда в слаборазвитых странах фермеры или односельчане организуют помощь своим неимущим родственникам или соседям, предоставляя им пищу, кров и т.п., то они, по сути дела, занимаются перераспределением общественных средств в том же глубинном смысле, в каком это делают социальные программы в развитых странах. Следовательно, разные сообщества могут опираться на разные способы обеспечения нуждающихся, и мера, учитывающая только официальные программы помощи, вполне может исключить из поля зрения исследователя [c.339] неофициальные, но отнюдь не менее важные действия по перераспределению средств. В этом случае наша мера социального обеспечения отражает не столько заботу о нуждающихся, сколько общий уровень институционализации в стране.
Оба примера показывают, что использование одной меры для всех стран может привести к серьезным промахам в том случае, если наши переменные в разных странах наполняются разным содержанием. В качестве альтернативного решения мы можем использовать в применении к каждой изучаемой стране свою, специфичную переменную, ставя ее выбор в зависимость от конкретной культуры. В этом случае мы должны удостовериться, что каждая такая переменная отражает одно и то же базовое понятие. Как и при выборе единых или общих показателей, это может представить определенную трудность, поскольку нет гарантии, что выбранные нами переменные равнозначны (эквивалентны). В подтверждение этому рассмотрим проблему политического протеста. Ясно, что посколькув каждой политической системе действуют свои правила, регулирующие политическую жизнь, то и протест против системы может принимать в разных странах неодинаковые формы. В то время как в одной стране правительство разрешает массовые демонстрации и существование инакомыслия, правительство другой страны за то же самое подвергает своих граждан серьезным наказаниям, вынуждая их искать другие способы выражения своего недовольства. Так, можно было бы утверждать, что в странах, где открытое инакомыслие наказуемо, люди протестуют скрытыми способами, к которым относится уклонение от требований и предписаний правительства13. Лишенные возможности открыто выразить свое несогласие с системой, люди могут обратиться к таким средствам борьбы, как растрата государственных средств, уклонение от уплаты налогов, злоупотребление бюрократическими инструкциями. Таким образом, чтобы сравнить антиправительственную деятельность в разных странах, мы будем в одних случаях рассматривать открытые выражения протеста, а в других – “беловоротничковую” преступность (если допустить, что мы умеем ее измерять). Вполне правдоподобно, что обе эти переменные являются эквивалентными мерами протеста, но у нас нет достаточно убедительных [c.340] доказательств этого. Другой исследователь на нашем месте, возможно, стал бы утверждать, что эти два вида деятельности на самом деле отражают разные вещи: открытый протест – это хороший барометр нашего базового понятия, а “беловоротничковая” преступность – нет. Люди могут растрачивать государственные средства, уклоняться от уплаты налогов, злоупотреблять своим служебным положением в силу самых разных причин, вовсе не обязательно напрямую связанных с недовольством политической системой или с протестом против нее. Если это так, то обе наши меры не эквивалентны и в разных странах мы имеем дело с явлениями разного порядка. Другими словами, “беловоротничковая” преступность, возможно, не является в данном случае надежным показателем, потому что отражает не совсем то, что мы хотим измерить. Следовательно, использование специфичных для каждой страны переменных лишает нас гарантии, что мы оперируем данными, сравнимыми по всем странам нашей выборки.
Все это означает, что обе возможности выбора переменных, стоящие перед нами, – будь то использование одного и того же или культурно обусловленных показателей – имеют свои ограничения. Ни одна из них не гарантирует эквивалентности переменных. Вместе с тем можно предложить несколько путей разрешения этой проблемы. Во-первых, необходимохорошее, основательное знание культуры каждой изучаемой страны, которое позволяло бы определить адекватность применения к ней конкретной меры. Во-вторых, необходимо использовать сложные меры или показатели. Если, например, мы в состоянии определить несколько различных способов измерения протеста и если они приводят нас к одинаковым выводам, – то мы можем быть до некоторой степени уверены, что наши измерения верны. Следование этим стратегиям помогает получить эквивалентные, или сравнимые, данные для всех изучаемых нами стран. [c.341]
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания вступительная статья
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания предисловие
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- Введение
- 1. Процесс исследования
- Формулирование теории
- Операционализация теории
- Выбор адекватных методов исследования
- Наблюдение за поведением
- Анализ данных
- Интерпретация результатов
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания подготовка к исследованию
- 2. Создание теории: понятия и гипотезы в политологии
- Что такое теория?
- Логика построения теории
- Компоненты теории
- Проверка и совершенствование теории
- Роль гипотез
- Формулирование гипотез
- Заключение
- Дополнительная литература к главе 2
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 3. От абстрактного к конкретному: операционализация и измерение
- Операционализация: связь между теорией и наблюдением
- Операционные определения
- Измерение
- Уровни измерения
- Рабочая гипотеза
- Ошибка измерения
- Валидность
- Типы валидизации
- Надежность
- Заключение
- Дополнительная литература к главе 3
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 4. Работа по плану: как составить программу исследования
- Цель и программа исследования
- Учет в программе исследования альтернативных конкурирующих гипотез
- Экспериментальные программы исследования
- Программа классического эксперимента
- Программа эксперимента с двумя контрольными группами, разработанная р.Соломоном
- Программа эксперимента с двумя контрольными группами, разработанная р.Соломоном
- Формирование групп
- Полевые эксперименты и неэкспериментальные программы
- Квазиэкспериментальные программы
- Выбор программы исследования
- Факторы, угрожающие валидности
- Факторы, угрожающие внутренней валидности
- Факторы, угрожающие внешней валидности
- Дополнительная литература к главе 4
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 5. Кто, что, где, когда: проблема выборки
- Репрезентативная выборка
- Процедуры формирования репрезентативной выборки
- Установление необходимого объема выборки
- Краткие характеристики выборок разного объема
- Заключение
- Дополнительная литература к главе 5
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания методы сбора данных
- 6. Опрос
- Этапы проведения опроса
- Концептуализация
- Подготовка инструментария
- Планирование опроса и построение выборки
- Проблемы, связанные с финансированием опроса
- Обучение и инструктаж персонала
- Предварительное тестирование
- Проведение опроса
- Наблюдение за ходом опроса (мониторинг)
- Контрольная проверка
- Вторичный анализ данных опроса
- Дополнительная литература к главе 6
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 7. Интервьюирование
- Выборочное интервьюирование
- Формулирование вопросов
- Отбор интервьюеров
- Направленное интервьюирование
- Методика направленного интервьюирования
- Специализированное интервьюирование
- Дополнительная литература
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 8. Шкалирование
- Построение шкалы: две основные проблемы
- Шкалирование по лайкерту
- Шкалирование по гуттману
- Шкалирование по тёрстоуну
- Метод семантического дифференциала
- Дополнительная литература
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 9. Контент-анализ
- Подготовка к контент-анализу
- Проведение содержательного контент-анализа
- Проведение структурного контент-анализа
- Некоторые проблемы, возникающие в ходе контент-анализа
- Дополнительная литература к главе 9
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 10. Источники и применение сводных данных
- Типы сводных данных
- Проблемы, связанные с использованием сводных данных
- Источники сводных данных
- Сбор сводных данных
- Заключение
- Дополнительная литература к главе 10
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 11. Поверх границ: практика сравнительных исследований
- Выявление “кочующих” вопросов
- Поиск эквивалентной меры
- Отбор стран для изучения
- Отбор независимых наблюдений
- Отбор материала
- Заключение
- Дополнительная литература к главе 11
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания обработка данных
- 12. Подготовка и обработка данных
- Кодирование: что все эти цифры значат?
- Книга кодов и кодировальный бланк
- Макет кодировки для исследования “Информационные агентства о некоторых странах”
- Как обработать данные
- Дополнительная литература
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 13. Описание данных: построение таблиц, диаграмм, гистограмм
- Перечневая таблица
- Голоса белых и чернокожих избирателей, поданные за демократов в 1960 - 1976 гг., % *
- Линейная диаграмма
- Секторная диаграмма и гистограмма
- Двусторонняя гистограмма
- Расовые различия на президентских выборах 1964 г., %
- Расовые различия на президентских выборах 1972 г., %
- Некоторые предостережения
- Дополнительная литература
- Далее 14. Статистика I: анализ одномерных распределений к оглавлению примечания
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 14. Статистика I: анализ одномерных распределений
- Измерение средней тенденции и дисперсии
- Частотное распределение: типы занятий респондентов
- Измерения для номинальных переменных
- Измерения для порядковых переменных
- Уровни образования по трем массивам
- Измерения для интервальных переменных
- Заключение
- Дополнительная литература
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 15. Статистика II: изучение взаимосвязей между двумя переменными
- Измерение связи и статистической значимости
- Измерение связи и значимости для номинальных переменных
- Определение партийности на основании партийной принадлежности отца (1)
- Определение партийности на основании партийной принадлежности отца (2)
- Определение партийности на основании партийной принадлежности отца (3)
- Значения, используемые для получения χ2
- Измерение связи и значимости для порядковых переменных
- Обобщенная таблица взаимной сопряженности признаков
- Измерение связи и значимости для интервальных переменных
- Значения, используемые для вычислений по уравнению регрессионной прямой
- Значения, используемые при определении коэффициента корреляции (r)
- Заключение
- Дополнительная литература
- Далее: 16. Статистика III: изучение взаимосвязей между несколькими переменными к оглавлению примечания
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 16. Статистика III: изучение взаимосвязей между несколькими переменными
- Анализ таблиц
- Соотношение между получением образования в колледже и политическим мировоззрением
- Гипотетические отношения между получением образования в колледже и политическим мировоззрением для мужчин
- Гипотетические отношения между получением образования в колледже и политическим мировоззрением для женщин
- Множественная регрессия
- Интерпретация результатов множественной регрессии
- Решение общих проблем множественной регрессии
- Анализ временных рядов
- Заключение
- Дополнительная литература
- Далее: 17. Математическое моделирование к оглавлению примечания
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 17. Математическое моделирование
- Процесс моделирования
- Зачем нужны модели?
- Примеры математических моделей политического поведения
- Другие типы моделей
- Сложности, связанные с моделированием
- Заключение
- Дополнительная литература
- Далее: 18. Некоторые обобщения к оглавлению примечания
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 18. Некоторые обобщения
- Разработка гипотезы, измерения и программы исследования
- Сбор и анализ данных
- Контрольный бланк для оценки исследований
- Контрольный бланк для оценки исследования
- Заключение
- К оглавлению Примечание