Макроконцепции политики. Понятие политической системы
Истон рассматривал политическую систему как совокупность разнообразных, взаимосвязанных видов деятельности, которые влияют на принятие и исполнение решений. При этом сущность политической системы он усматривал в целенаправленном распределении соответствующих ценностей, которые и делали возможной взаимосвязь всех человеческих действий, направляя их на задачи управления. Широта признания ценностей власти со стороны общества признавалась основной предпосылкой жизнестойкости системы.
Понятие системы пришло к нам из естественных наук. Основоположником теории политической системы явл. Т.Парсонсом; Д. Истон - политическая наука должна предложить макротеории.
Понятие системы: есть некая совокупность элементов, которые между собой взаимосвязаны. Изменяя какие-то элементы мы можем повлиять на всю ситему вцелом. Два вида взаимоотношений в системе: взаимодействие и взаимозависимость. Если взаимодействие - изменение одного элемента ведет к изменению системы сразу или последовательно. Взаимозависимость: отношения между элементами системы не носят прямого независимого харектера. Если мы изменим один элемент, система остается неизменной, но если изменения приобретают массовый характер, ситема изменится. (Пример: все учатся на юристов, и только единицы - на инженеров. Спрос на юристов падает, а на инженеров снова возрастает.)
Системы бывают открытыми и закрытыми. Социальные системы практически не могут быть закрытыми. Закрытые системы - искусственные системы.
К макроконцепциям относися древняя и не отвергнутая до сих пор концепция государства.
Теории политической системы:
1) Д. Истон. Он основывался на общей теории систем. Политическая система погружена в среду, из которой она получает импульсы. Эти импульсы воздействуют на политическую систему, которая генерирует...
среда -> (input; опоры) [тут привратники]-> политическая система (здесь происходит конверсия - обработка и превращение действий в решения политической системы) -> (output) -> реакция среды
Т.о. цепочка замыкается. Система стремится к тому, чтобы самосохраниться, вырабатывает решения, которые должны вырабатывать такую реакцию среды, чтобы в ней нарастали опоры, а среда посылала такие импульсы, которые не вызывали бы дисфункцию системы.
Требования среды: совокупность запросов, просьб. Чтобы требования были восприняты политической системой, они должны быть абстрактными. Простое недовольство не может быть воспринято средой.
Кто формулирует требования? - формулирование требований может быть структурным и культурным. Это делают "партье, привратники", которые должны формулировать требования. Они также определяют в каком виде впустить или не впустить. Они придают требованиям форму, благоприятную для восприятия средой. Это могут быть знать, депутаты, партии и др..
Культурное регулирование - отбор требований согласно тому, насколько они значимы для той или иной среды. Маргинальные требования предъявляются, но не попадают в политическую систему.
Смысл: мы можем увидеть, что система на справляется с потоком требований ("короткое замыкание"). Система может перестать существовать, перестать работать. Причиной этого может быть плохая работа привратников, тогда требования пойдут в обход привратников (массовые акты, террористические акты и т.п.).
Опоры - те силы, которые поддерживают политическую систему. Они дают возможность сохраниться как системе. Опоры могут быть активными (демонстрации) и пассивные (когда люди просто не выступают против системы).
Варианты: требования очень сильны, но и опоры сильны (это система стабильной демократии). Требования сильны, а опоры слабы - кризисная ситуация. Опоры слабы, но и требования слабы (это как в СССР, и как сейчас - "не хожу на выборы, т.к. не вижу в этом смысла"), в этой ситуации система может должго существовать, хоть и не очень эффективно. Когда требования слабы, а опоры сильны - так не бывает.
Три вида опор (опоры - элемент легитимности): а) опоры политического сообщества - желание людей жить совместно в рамках данного политического сообщества, несмотря на то, что их что-то и не устраивает. Базируется на идеях, мифах, ценностях, которые мешают разделению.
б) опоры политического режима. Граждане поддерживают конституционные идеи, правовые нормы, воотще все. (В западных демократиях 85% приверженцев демократии, у нас - 32%, причем высокий рейтинг руководителей).
в) опоры политических авторитетов, персон. Поддержка конкретных руководителей. Когда доминирует именно этот тип опор (как у нас), у управляющих появляется большой простор для деятельности, что бы они не делали - их рейтинг не падает.
Ретроактивность (output). Цель входа - создание выхода, который должен пораждать новие импульсы среды.
Критика: не говориться, что происходит в "черном ящике". Кто находится внутри политической системы влияет ведь на результаты выхода. Уж очень прамолинейно взаимодействуют элементы политической системы. В политике больше действует принципо взаимозависимости.
2) Габриэль Алмондт - структурно-функциональная модель. Он попытался соединить микро и макроподход - раскрыть содержимое "черного ящика". (Алмондт на месте не стоит, он еще пишет новые книги.)
Модель включает три аналитических уровня: а) уровень процесса. На нем действуют политические структуры
функции процесса
input-> группы интереса, выполняют артикуляцию интерсов (формулируют их) -> политические партии, агрегирование интересов в политические программы (общие у разных групп) -> граждане делают выбор парламент выработка политики ->
-> осуществление политики Органы исполнительной власти Суды.
б) уровень управления (коллективными ресурсами)
функции управления
извлечение ресурсов (фин., чел.) регулирование ресурсов распределение и перераспределение
в) уровень системы (над предыдущими). Происходит адаптация общества к системе и системы к обществу.
3 функции на уровне системы: социализация, рекрутирование, коммуникация.
Идея воспроизводства системы тоже доминирует.
Критика: здесь нет возможности для развития, изменения системы.
3) Кибернетическая
4) Дойча. Тоже экологический подход. Акцент делается на взаимодействии в форме коммуникаций. Многие вещи рассматриваются с точки зрения взаимодействия.
- Политическая наука: становление, предмет и функции
- Проблема предмета политической науки
- Функции политической науки
- Методы политической социологии
- Политика, как сфера социальной жизни.
- Политика как объект исследования обществознания.
- Понятие и теоретические подходы к интерпретации власти.
- Структура и элементы властных отношений
- 7. Происхождение и природа политической власти
- Проблема легитимности политической власти Понятие легитимности политической власти
- Источники легитимности
- Типы легитимности
- Кризисы легитимности и способы их урегулирования
- Макроконцепции политики. Понятие политической системы
- 10. Теоретические модели политической системы
- Понятие и основные формы социальной стратификации. Политическая стратификация.
- Основные акторы политики. Индивид как субъект политики
- Основные подходы к анализу политического поведения
- Факторы и мотивация политического поведения.
- Категория «политическая элита», подходы к пониманию элиты. Контрэлита.
- Понятие, структура и функции политической элиты
- Основные элитистские концепции
- Механизмы и каналы рекрутирования политических элит
- Основные характеристики политических элит
- Политическое лидерство: понятие и современные концепции. Лидерство
- Типы и функции политических лидеров:
- Понятие политического института и основные подходы к пониманию
- 23. Концепция «неоинституционализма». Понятие «институционального дизайна»
- 24. Государство как политический институт: основные теоретические подходы к пониманию государства
- 25. Понятие, функции и генезис политических партий Понятие политической партии
- Функции политических партий
- Основные этапы партогенеза
- 26. Организационное устройство политических партий
- 27. Проблема типологии политических партий: Типология партий
- 28. Партийные системы и их основные типы. Сущность и разновидности партийных систем
- 29 Политические партии в современной России
- I . Закон о политических партиях.
- II. Политический спектр России.
- III. Сравнительный анализ Программ ведущих политических сил.
- Главные ценности.
- 2.Отношение к государству.
- 3.Экономический раздел.
- 4. Социальный раздел.
- 30. Понятие и функции групп интересов Понятие групп интересов
- 31 Типология групп интересов Типология групп интересов
- 32. Условия, формы и методы политической активности групп интересов
- 33. Лоббизм как политическое явление.
- 34. Понятие, структура и основные компоненты политического процесса.
- 35 Понятие и этапы развития политических конфликтов
- Пошаговая этапизация конфликта
- 36. Политические конфликты: их роль в жизни общества и проблема регулирования
- Основные стратегии управления конфликтами
- 37. Понятие, задачи и основные этапы процесса государственного управления.
- 38. Процесс принятия политических решений: сущность и основные этапы
- 39. Политический режим: понятие и типы
- 1. Демократические режимы:
- 2. Недемократические режимы:
- 40. Демократия как политический режим.
- 41. Признаки и виды диктаторских режимов.
- Диктатура в Древнем Риме
- Диктатура в древнегреческих государствах
- Диктатура в Средние века
- Диктатура в Новейшее время Диктаторские режимы правого толка в Европе
- В Азии, Африке, Латинской Америке
- [Править]Диктаторские режимы левого толка
- Скрытые формы диктатуры
- 42. Признаки и виды авторитарных режимов
- Признаки авторитарного режима
- [Править]в России после распада ссср
- 43. Тоталитарные диктаторские режимы
- Признаки тоталитарного общества по версии к. Фридриха и з. Бжезинского
- 44. Понятие, основные характеристики и соотношение политических изменений и политического развития
- 45. Современные теории политического развития
- 46. Понятия устойчивости, стабильности, кризис в политических исследованиях.
- 47. Современные теории модернизации
- 48. Современные концепции транзитологии
- 49. Понятие, основные компоненты и функции политической культуры Сущность и понятие политической культуры
- Функции политической культуры
- Структура политической культуры
- 50. Проблема классификации политических культур. Понятие субкультуры. Критерии типологизации политической культуры
- Особенности политических культур западного и восточного типов
- 51. Особенности политической культуры современной России.
- 52. Политическая социализация Сущность политической социализации
- Основные способы и механизмы политической социализации
- Этапы политической социализации
- 54. Основные виды современных политико-идеологических доктрин
- 55. Исторические этапы развития и современное состояние мировой политики Новейшие тенденции развития мировой политики
- Особенности современной внешнеполитической стратегии России
- 56. Мировая политика: основные подходы к анализу.
- 57. Понятие геополитики Возникновение и сущность геополитики
- Классические геополитические теории
- 58. Современные концепции геополитики
- 59. Глобализация: основные подходы к интерпритации
- История
- [Править]Политика и управление
- Критика глобализации
- 60. Основные факторы и тенденции глобализации
- 61. Понятие политической коммуникации. Содержание и основные участники. Сущность коммуникации как политического процесса
- Структура политической коммуникации
- 62. Основные компоненты и этапы политической коммуникации
- 63. Виды современных политических коммуникаций
- 64. Современные подходы к изучению политических коммуникаций. Микроуровневые теории политической коммуникации
- 2.3. Системно-кибернетическая макроуровневая теория политической коммуникации
- Грачев м.Н.
- Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития