I. Что такое политика
Мир политики многолик и противоречив. Он встречает нас с первым выпуском газет и провожает ночными теленовостями, от решений, принимаемых политиками, зависит наше благополучие, а часто и судьба. Участвуя в выборах, обсуждая политические проблемы, становясь членами политических организаций, принимая на себя обязанности гражданина, воина, депутата или посла, мы вступаем и действуем в мире политики, в той или иной форме воздействуем на механизм ее осуществления.
Но что такое политика? Какой вид деятельности, отношений между людьми ею называется? В чем заключаются сущностные, т. е. присущие любому виду политики, черты, без которых политическое отношение просто не возникает?
Во-первых, нетрудно видеть, что мы входим в мир политики, когда интересуемся и решаем не только свои частные проблемы, но действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов, частных или бытовых отношений, когда этими же проблемами озабочены многие другие люди, живущие в определенном регионе, стране, принадлежащие к той или иной социальной группе. Момент связи частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (группы, страны, человечества) обязательно присутствует в любом виде политики.
Во-вторых,именно поэтому любой тип политики в той или иной мере связан с решением проблем существования и функционирования государства —такого социального института, который как раз "и служит для решения проблем, задач, интересующих все общество, всех людей, которые в нем живут. Эта черта политики отмечается представителями различных школ и направлений политологии. «Политические функции связаны с нуждами ансамбля политической системы» ,— считает видный французский политолог М. Дюверже. Для американца Л. Пая «политика только там, где есть государство, и там, где оно может
==76
изменять законы»2. В объединительной способности видит сущность политики французский политолог Ж. Фрён, она складывается из взаимодействия трех типов отношений: руководства и повиновения, частного и публичного, друга и врага .
Для политики и „государства—как,. концентрированного выражения свойственно постоянное движение между двумя полюсами—фрагментарности (т. е. приоритетности интересов определенной социальной группы или личности) и всеобщности (отражением и обслуживанием потребностей социальной целостности, всего общества). В любой клеточке политики это сочетание постоянно присутствует, а игнорирование или абсолютизация той -или иной стороны оказывается для нее разрушительным, уничтожает специфику, сущностные качества. К. Маркс писал о Германии начала XIX в. как об обществе, «где не существует политического государства, государства как государства» , именно в силу нацеленности этого государственного организма на обслуживание интересов узкой социальной группы, а не всего общества в целом, при игнорировании интересов других социальных групп.
В-третьих, необходимо учитывать, что политика всегда в той или иной мере связана с действиями -больших масс людей, это вполне естественно для нее в связи с отражением и выражением интересов больших социальных групп. Часто ее определяют как «особую сферу реальности, формируемую образованием и распадом больших социальных групп» . Это свойство политики отнюдь не исключает ее зависимости от действий отдельных личностей, небольших социальных или политических образований, но предполагает необходимость видения их связи с более фундаментальными образованиями и интересами, возникающими в ходе взаимодействия больших масс людей.
В-четвертых, следует иметь в виду, что целостное отражение таких видов связей может быть осуществлено только в сфере теории, в таких особых видах политической рефлексии, как программа, доктрина, декларация.
Конечно, в сфере политики проявляет себя богатейшая гамма человеческих эмоций, служащих важнейшим фактором политического поведения, учет и использование которого необходимы и служат важнейшим элементом, обеспечивающим успех политической деятельности. Но при этом следует иметь в виду, что чисто импульсивное реагирование здесь имеет чрезвычайно низкую результативность, зачастую оборачивается непредвиденными и неожиданными последствиями, значительно усложняющими течение политических процессов. Оно просто не может заменить необходимости трезвого анализа, учета многообразия условий и компонентов политических действий.
И, в-пятых, сущностной чертой политики служит властный характер, присущая ей способность принуждения, волевого
==77
воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей, для отражения в их деятельности интересов социальной целостности.
Необходимо принимать во внимание, что все вышеназванные качества не изолированы, а взаимно дополняют друг друга: так, властный характер политики предопределяет использование государственного механизма, соединение частных и общих интересов осуществляется посредством теории, программы, а ее реализация предполагает обращение к механизмам власти.'.
Схематично единство специфических черт политики можно изобразить следующим образом.
СВЯЗЬ С ГОСУДАРСТВОМ
ПОЛИТИКА | |
|
Исходя из выделенных выше свойств политики, ее можно определить как объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс люден, организованных социальных групп в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом.
Сложность самого явления порождает далеко не однозначные высказывания не только по поводу его сущности, но и по поводу возможности его определения. Первая группа суждений такого рода связана с отказом от самой возможности определения политики в связи с тем, что это настолько многогранное и противоречивое явление, что выразить его сущность в каком-то одном высказывании просто невозможно. Но реальная сложность
==78
феномена отнюдь не, отрицает возможности его отражения -в едином понятии, при этом необходимо стремиться к максимальному освобождению от представлений об отдельных, частных видах политики, выделить ее наиболее общие, сущностные
моменты. , Вторая группа суждений—определения политики, как раз и представляющие собой абсолютизацию тех или иных сторон этого явления в ущерб иным, не менее ему присущим. Особенно часто это бывает, когда происходит абсолютизация одной из сторон постоянно присутствующих в политике групп противоречий между: 1) политикой как институциональным образованием («структура институциональных установлений для авторитарного распределения ценностей в обществе» ) и действием («система поведения, которой все следуют»7); 2) политикой как средством или обновления или стабилизации («социальная деятельность, которая предполагает свое обеспечение силой, основанной на праве и направленной на поддержание внешней безопасности и внутреннего согласия особой политической общности, гарантируя порядок вместо борьбы, которая порождается различием мнений и интересов» ); 3) политикой как средством реализации интересов и потребностей социальной целостности посредством использования
институтов власти.
И в обыденной, и в научной лексике широко используется
теормин «.политизация», который применяется для обозначения двух типов процессов: усиления влияния политики на другие сферы общественной жизни и рост роли государства в обществе. В литературе отмечаются как позитивные (связанные с ростом активности, участия людей в управлении, регулировании общественных отношений), так и негативные последствия: политическому регулированию в этом случае подвергается слишком широкий спектр социальных отношений, в том числе и таких, которые должны саморегулироваться или нуждаются в иных, неполитических формах управленческого воздействия. Для обозначения негативных аспектов политизации применяется специальный термин «impolitique» — «политическая недальновидность», которая имеет самые разнообразные проявления, но прежде всего бывает связана с абсолютизацией терминов власти, политизацией других сфер общественной жизни, потерей контактов с действительностью и опытом .
- Введение
- I. Политология как наука
- 1. Чем занимается политология
- 2. Функции политологии в современном обществе
- II. Методологические проблемы истории политической науки
- 1. История политической науки как предмет изучения
- 2. Религиозная традиция
- 3. Юридическая традиция
- 4. Политико-социологическая традиция
- III. Политическая наука за рубежом
- I. Как возникла и утверждалась политическая наука в американском обществе
- 2. Кто стоял у истоков американской политической науки
- 3. Политическая наука во франции
- 4. Раймон арон и морис дюверже. Их вклад в политическую науку
- IV. Природа политики
- I. Что такое политика
- 2. Есть ли у политики законы?
- 3. Политика: наука или искусство?
- 4. Политический прогресс и его критерии
- V. Человек и политика
- 1. Политика в системе ценностных ориентации личности
- 2. Легитимность
- Э. Политическая социализация личности
- VI. Политические отношения
- 1. Понятие политических отношений
- 2. Субъекты и объекты политических отношений
- 3. Политическое пространство и время
- 4. Политические интересы
- VII. Политическое поведение
- 1. Два лика политики
- 2. Формы и структура политического поведения
- 3. Специфика массового поведения в политике
- 4. Регуляция политического поведения
- VIII. Политическая власть
- 1. Природа власти
- 2. Власть в гражданском и политическом обществе
- 3. Концепту альные модели гражданско-политической власти в современном обществе
- 4. Тоталитаризм как антипод гражданско-политической власти
- IX. Политическое сознание
- 1. Функции и структура политического сознания
- 2. Идеология: ее роль в политике
- 4. Общественное мнение
- 5. Политика и мировоззрение
- 6. Политическое и моральное сознание
- 7. Структура и динамикат10литической психологии
- X. Политическая культура
- I. Политика и культура
- 2. Структура политической культуры
- 3. Динамика политической культуры, ее типы и особенности
- 4. Становление демократической политической культуры в нашей стране
- XI. Политическая деятельность
- 1. Объективная детерминация политики. Политическая ситуация
- Использование политической власти как главного средства
- Законы политики. Их специфика заключается в том, что они
- 2. Рациональное и иррациональное в политике
- 3. Соотношение целей и средств в политической деятельности
- 4. Виды политической деятельности
- 5. Политическое лидерство
- XII. Политическая система
- 1. Системный подход к изучению политической жизни
- 2. Структура и функции политической системы
- 3. Политический порядок
- 4. Государство в политической системе общества
- 5. Политические организации
- XIII. Политические процессы
- I. Революция и реформа
- 2. Восстание, бунт, мятеж, путч
- 4. Политическая кампания
- 5. Политическое решение
- 2. Корреляция — внесение изменений в тактику движения; необходимость в ней возникает в силу появления новых
- 6. Прямое действие в политике
- 7. Политический плюрализм. Конфликт и кооперация в политике
- XIV. Политика и международные отношения
- 1. Международные отношения и место в них политических отношений
- 2. Механизм формирования и функционирования международных политических отношений
- 3. Теоретическое обоснование международных политических отношений