logo search
учебник Бурденко, Журавлев Политология

Тема 3. Современная политология: основные концепции 39

ォнаивысшей сущностью — не потому, что оно осуществляет всемогущий диктат или подчиняет себе все прочие институты, но потому, что оно принимает решения и, следовательно, может подавить все иные антагонистические группировки.... Там, где оно существует, социальные конфликты могут разрешаться с сохранением нормальной ситуации — порядкаサ.

Представленная трактовка политики и государства как тотального института исключает либеральную идею парламенсткого суверенитета. И действительно К. Шмитт резко критикует либерализм и его политические

институты (парламентскую демократию, которая ォфункционирует лишь как пустой аппаратサ). Предполагается, указывает К. Шмитт, что посредством парламентаризма осуществляется обсуждение и согласование многообразия интересов в обществе, через столкновение идей открывается путь к очевидному. Однако это не так. В виду существенного роста полномочий государства, борьба за демократию приводит к вырождению парламентаризма. В борьбе за преобладание в парламентах партии осуществляют электоральную пропаганду, обрабатывают массы и господствуют над общественным мнением. Сами парламенты становятся ареной борьбы за свежий электорат. Исчезли те первоначальные принципы и условия

парламентов, когда в них занимались независимым рассмотрением вопросов и рациональным взвешиванием различных мнений. Таким образом, как подчеркивал Шмитт, парламенты XX в. оказались во власти парали-

зующей их деятельность партийной политики. Шмитт разрабатывает концепцию ォквалифицированной демократииサ, в которой определяющую роль играют специалисты: профессиональные политики, политические чиновники, военные.

Ханна Арендт (1906-1975)— немецко-американский политолог и политический философ. Во времена фашизма эмигрировала во Францию, а затем в США. Стала широко известна как исследователь тоталитарных режимов. Ее крупнейшие работы —ォИстоки тоталитаризмаサ (1951),ォО революцииサ (1963) и др. В своих исследованиях она показала, что тоталитарные движения - это массовые организации атомизированных, изолированных индивидов. Тоталитаризм- стал возможен как результат деклассирования общества, его социальной атомизации и крайней индивидуализации. Исследуя процесс деклассирования в Германии и СССР, Арендт вы-