logo search
учебник Бурденко, Журавлев Политология

Раздел I. Историко-методологическое введение

Тема 1. Введение в предмет. Политология в системе обществознания

Тема 2. Возникновение и развитие политической мысли 18

Тема 3. Современная политология: основные концепции 36

Тема 4. Политические идеи и учения в России XI - XX вв. 52

Раздел II. Политическая власть и общество 64

Тема 5. Политика и власть как общественные явления 64

Тема 6. Политические системы и политические режимы 89

Тема 7. Гражданское общество и государство 102

Тема 8. Политические партии и партийные системы ПО

Тема 9. Группы интересов в политике 131

Тема 10. Международные отношения и внешняя политика. Геополитика и глобализация 141

Раздел III. Человек в политическом процессе 155

Тема 11. Индивид как субъект и объект политики. Политическое участие 155

Тема 12. Политические элиты и политическое лидерство 164

Тема 13. Политическое сознание. Современные политические идеологии 174

Тема 14. Политическая культура 184

Приложения 192 Литература 192 Дополнительная литература к темам курса для подготовки

рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ 193 Темы рефератов 212 Контрольные вопросы 214 Структурно-логические схемы 216 Тесты 267 Терминологический словарь 304

РАЗДЕЛ I Историко-методологическое введение

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. ПОЛИТОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Политология как наука и учебная дисциплина: история и современность

Процесс формирования политологии как науки берет свое началовДревнем мире. Об этом свидетельствуют крупнейшие работы того времени, предметом исследования в которых являлись некоторые элементы того, что сегодня составляет сферу политического. В этот же период появилось и понятие для обозначения этой отрасли знаний.Завершениепроцесса становления политологии как самостоятельной наукиследует связывать с периодом дифференциации наук и вычленения политических знаний из совокупности философских, исторических, юридических и др. знаний в период конца XIX — начала XX в.

Как самостоятельная учебная дисциплина политология имеет сравнительно небольшую историю. Во второй половине XIX в. в Колумбийском колледже (США) была открыта кафедра истории и политической науки. В 1872 г. во Франции была основана первая школа политических наук — ォПриватная школа политического образованияサ. В ней готовилась правящая элита для государственного аппарата.

Важной вехой в истории политологии как науки и как учебной дисциплины' стало образование в 1903 г. в США Американской ассоциации политических наук, объединившей на тот период около 200 исследователей и преподавателей. Затем под эгидой ЮНЕСКО и по инициативе Американской, Канадской, Французской и Индийской национальных ассоциаций политических наук в 1949 году была основана Международная ассоциация политической науки (МАПН). В 1950 г. состоялся 1-й конгресс МАПН, в котором приняли участие ученые из 23 стран. С тех пор конгрессы МАПН проводятся с интервалом в три года. Последний конгресс состоялся в 2000 г. в канадском городе Квебек.

Исследование и преподавание политической проблематикив Россиив конце XIX — начале XX в. осуществлялось в основном в рамках юридических дисциплин, а также усилиями историков, философов, социологов.

В послереволюционное, советское время политологогия в качестве особой учебной дисциплины не преподавалась. Отдельные аспекты политики и власти очень бегло рассматривались в исторических, экономических, философских курсах, в теории социализма2. За этим фактом можно увидеть общую тенденцию, свидетельствующую о том, что при определенных политических режимах нет условий и возможности для постоянного, углубленного исследования и более или менее систематического и широкого изучения политики. Проблемы политики и власти исследовались и изучались лишь в меру необходимости и не имели публичного характера, скорее предназначались для профессионального использования.

Крупных работ по проблемам власти и политики за советский период практически не выходило. Та же

литература, которая появлялась, носила в основе своей идеологизированный и апологетический характер. И это понятно, поскольку для развития науки, кроме свободы доступа к информации, необходима свобода слова.

В конце 80-х, начале 90-х г.г.для исследований в области политики ситуация принципиально изменилась. Появилось значительное число работ отечественных и зарубежных авторов, в которых представлены важнейшие результаты отечественной и мировой политологической науки.

С конца 80-х годов XX в., тогда еще в СССР, а затем в современной России, политология стала активно конституироваться как самостоятельная отрасль знаний и учебная дисциплина: - вводится ученая степень кандидата и доктора политических наук; - вводится преподавание политологии в вузах, - появляются кафедры и факультеты политологии, разрабатываются учебные программы, курсы и спецкурсы, - издаются учебники по политологии, подготовленные российскими авторами; - начинают издаваться политологические журналы (ПОЛИСサ с 1990-х г. г.,ォВластьサ с 1993 г.,ォПолитияサ с 1997 г.,ォПолитические науки. Вестник МГУサ с 1994 г.,ォВестник МГУ. Социология и политологияサ с 1994 г. и др.). - В феврале 1998 г. состоялся Первый, а в апреле 2000 г. Второй Всероссийский конгресс политологов.

Вместе с тем, следует отметить, что для этих качественных изменений некоторые предпосылки созданы были ранее. Так, в 1960 году создается Советская ассоциация политических наук(САПН), с1961 года САПН стала членом МАПН.В 1979 году в Москве состоялся XI конгресс МАПН.

По проблемам политики и власти в российской политологии сегодня широко известны работы таких зарубежных авторов, как: Г. Алмонд, X. Арендт, Р. Арон, Б. Барнс, К. Бейме, Д. Белл, Ж. Бешлер, П. Бурдье, М. Вебер, Е. Вятр, Р. Даль, М. Доган, М. Дюверже, Д. Истон, А. Лейпхарт, С. Липсет, М. Крозье, К. Манхейм, Ф. Ожье, Р. Пайпс, Р. Пантем, Т. Парсонс, К. Поппер, Дж. Розенау, Дж. Сартори, Р. Такер, А. Турен, М. Фуко, Ю. Хабермас, Ф. Хейек, П. Шампань, К. Шмитт, Й. Шумпетер, К. Ясперси др.

Российская политология находится в процессе становления. Наиболее важные задачи современного этапа: дальнейшее усвоение богатого мирового опыта исследований мира политики; выявление национальной специфики российской политики и обоснование наиболее эффективных методов и методологии ее исследования; актуальной для российской политологии остается проблема деэтатизации политологического знания.

Предмет, методы и функции политической науки

Науки характеризуются направленностью своего внимания на определенный объект и выделяемую в нем относительно самостоятельную специфическую область — предмет исследования. При рассмотрении вопроса о специфике предмета политологии и ее взаимоотношениях с родственными дисциплинами следует иметь в виду сложившуюся методологию социального познания, а именноусловное выделение и анализ, с одной стороны, фактов (позитивизм)и, с другой стороны,норм, институтов,ценностей (нормативизм).

Нормативизмизучает мир политическогоне столько таким как он есть, атаким, каков он должен быть. Здесь преобладает ценностный подход в исследовательском процессе, представление о вневременных, внеисторических аспектах бытия, с точки зрения которых оценивается политическая сфера.В качестве нормативной дисциплины в системе политического знания выступает политическая философия.Именно в этом смысле употребляет впервые понятие ォполитическая философияサ Аристотель,когда пишет:ォНе следует, однако, оставлять без разъяснения, в чем заключается равенство и в чем — неравенство; этот вопрос представляет трудность, к тому же он принадлежит к области политической философии.

Позитивистский подходстремится устранять из анализа политических процессов ценностные факторы иописывает политику такой, как она есть.Современным направлением позитивистского подходаявляетсятеория рационального выбора,согласно которой политология должна исходить из рациональной природы человека, озабоченного прежде всего насущными текущими проблемами и стремлением к увеличению собственных материальных ресурсов.

Однако, по мнению ряда исследователей, ォполитическая наука как эмпирическая область знаний, не опирающаяся на систему моральных и этических ценностей и альтернатив и не связанная с политическими действиями, обречена на неизбежный крахサ В связи с этим некоторые исследователи рассматривают политическую науку какォсвязующее звено между политикой и политической философиейサ Такой подход, на наш взгляд, представляется плодотворным, поскольку здесь подчеркивается не только тесная связь между реальной политикой, политической наукой и политической философией, но и проводится разграничение между политической наукой и политической философией как различие между конкретно-научным и ценностным типами знания. Далее следует иметь в виду, чтонаряду с понятием «политическая наука» или «политология» широко используется понятие «политические науки»サ. Последнее, как правило, отражает совокупность политических дисциплин, основной задачей которых является исследование политических процессов с точки зрения той или иной обществоведческой дисциплины. Для более четкого понимания содержания политической науки следует иметь в виду и специфику понятия. «политическая теория».サ Политическая теория выступает в качестве рефлексии и методологии политической науки.Это часть политологии, представляющая самосознание политической науки.Политическая теория в современной западной науке рассматривается как область знаний, включающая историю политической мысли, концептуальное обоснование понятийного аппарата, посредством которого осуществляется описание политической жизни (демократия, свобода, тоталитаризм и др.), обоснование процедур и техники построения формальных моделей развития политического процесса. Вместе с тем наблюдается тенденция отграничения политической теорииォот политической философии, с одной стороны, и от политической науки, с другойサ В данном случае политическую теорию рассматривают не как часть политической науки, а как самостоятельную, специфическую область знаний. И, наконец, следует иметь в виду, что понимание предмета политической науки обусловлено тем, как представители тех или иных направлений понимают важнейшие детерминанты социального развития, истоки и причины общественно-политических преобразований, место в них политики и власти.

С учетом сказанного, следует отметить бесспорность того, что объектом политологии выступает политическая сфера, политические системы, политическая жизнь и, главное, - политическая власть. Закономерности, тенденции, особенности ее формирования и функционирования составляют предмет политической науки. Однако в рамках этого общепризнанного положения существует многообразие подходов к пониманию предмета политической науки. Отсутствие единства в понимании предмета политической науки не есть слабость политологии. В многообразии подходов к этому вопросу отражается объективно ногогранное содержание мира политики, теоретическая невозможность в одной абстракции (определении) отразить богатство и динамику ее проявлений. Вместе с тем различные подходы в трактовке предмета политологии дают возможность конкретнее представить специфику этой научной отрасли, область ее проблематики. Итак, с учетом истории и современного состояния политологии рассмотрим лишь некоторые из основных подходов к пониманию предмета политической науки.В рамках институциональный подхода предметом политологии выступают институты, посредством которых формируется и функциониру-

ет политическая власть. В соответствии с этим подходом американская политология с самого начала концентрировала свое внимание на изучении деятельности государства и различных правительственных учреждений, политических партий, групп давления, конституции. Так современный американский исследователь Дж. Ганнел отмечает, что политическая наука в конце XIX в. понималась какォнаука о государствеサ. Французский политолог М. Прело подчеркивает:ォ

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД.Политология не изучает непосредственно людей и их взаимоотношения. Она не соприкасается с психологией.Она концентрируется на изучении политических институтовв их возникновении, развитии, упадке, исчезновении. В ФРГ широко представлено направление, согласно которому политическая наука — это государствоведение, дополненное анализом динамики государственных институтов. Следует отметить, чтоинституциональный подходимеет давние истоки. Крупнейшие мыслители (Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, Ж. Боден, Т. Гоббс, Ш. Монтескье,

М.М. Сперанский, Б.Н. Чичерин и др.) в анализе политических процессов первостепенное внимание уделяли исследованию государства как важнейшего института общества. Слабость институционального подходазаключается в том, чтоформально-статичное понимание предмета политологии оказывается малоэффективным при исследовании динамичных политичских процессов. В этой связи исследователи стали обращать внимание на иные аспекты политической жизни,изучать не институты, а поведение индивида или социальных групп в политике.

В качестве реакции на критику институционализма в конце XX в. в политологии стала распространятьсяидея нового институционализма. Если классический институционализм был ориентирован на изучение прежде всего государства, то новый придает, во-первых, широкое толкование понятиюォинститутサ, рассматривая его как правила игры в обществе, как формально созданные человеком процедуры, которые организуют взаимоотношения людей в обществе. И, во-вторых, неоинституционализм при исследовании политических процессов пытается интегрировать достижения различных школ.

Бихевиоризм (в политологии –бихевиорализм).Недостатки институционализма в первой половине XX в. пытались преодолеть представители так называемогобихевиористского (поведенческого) подходак предмету политологии. Под влиянием бихевиоризма (бихевиорализма)политическая наука стала исследовать конкретное поведение индивида как в формальных, так и в неформальных структурах. Американские исследователи У. Липпман в работеォОбщественное мнениеサ (1922 г.) и Г. Лассуэлл в работеォПсихология и политикаサ (1930 г.) под влиянием идей 3. Фрейда широко использовали психоанализ в качестве метода, позволяющего обнаружить скрытые, подсознательные побуждения людей,

определяющие их поведение в политической сфере.

Главная цель политической науки при таком подходе— выявление закономерностей поведения людей в сфере политики. Здесьобъектомвнимания исследователя выступают не политические институты, не программы, а реакции людей на политические стимулы.Предметомже политологии выступают тенденции и закономерности поведения человека как важнейшие детерминанты

политических процессов. В бихевиоризме превалирует сциентистская идея изучения поведения человека по аналогии с тем, как, например, физика изучает движение молекулы. Бихевиористы, склоняясь к позитивизму, руководствовались такими принципами, как повторяемость, верификация (проверка выводов эмпирическими данными), квантификация (точная регистрация данных), четкое различение эмпирического и этического и др.

Бихевиористы рассматривают политические институты как пустые раковины, которые наполняются конкретными людьми, действующими по принципу: «стимул-реакцияサ». Однако, описывая внешние действия индивида, бихевиоризм упускает из виду ускользающие от наблюденияォвнутренние мотивыサ человеческого поведения. В связи с этим в конце 60-х годов бихевиористы поставили проблему пересмотра некоторых базовых аспектов своего направления.

Постбихевиоралисты(так стали называть сторонников нового направления) заявили, что и исследование и терминォбихевиоризмサ уступил место терминуォбихевиорализмサ. В этом отразилось стремление американских политологов подчеркнуть специфику поведенческого подхода в политической науке. Исследование поведения и ценностей является неотъемлемой частью изучения политики. В качестве замены поведенческого подхода американские исследователи стали применять к политологии некоторые общие аксиомы теории рационального выбора, распространенной в экономике. Однако по существу понимание предмета политологии теоретиками рационального выбора и бихевиоралистами совпадает, поскольку базовым принципом понимания политического мира представителями рационального выбора является признание того, что социальные и политические структуры, политика и власть вторичны по отношению к индивиду. Различие лишь в том, что теоретики рационального выбора при анализе политического поведения индивидов смещают акцент с исследования биопсихических аспектов на исследование рациональных мотивов поведения человека,

который, как полагают эти теоретики, действует согласно утилитарному, сознательно имеющемуся в виду принципу: ォполучение максимальных результатов при минимизации затратサ. В рамках бихевиоризма в последнее время развивается популярное направление анализа политических процессов —биополитика, представители которого подчеркивают огромное значение для политологииисследования политического поведения человека прежде всего как представителя биологического вида, необходимость анализа иррациональных аспектов политической жизни.

Наряду с указанными трактовками предмета политологии, на наш взгляд, необходимо выделить социологическое понимание предмета политической науки. Представители социологического подходарассматривают политологию как сферу знаний, которая исследует отношения между социальными группами (классы, социальные слои, массы и элиты, правящие и управляемые, этносы и др.) по поводу власти.

В марксизме такими группами выступают классы. Чтобы понять специфику марксистской политической науки, как указывают некоторые исследователи, необходимо учитывать, чтоисходным в ней является определение политики как борьбы между классами по поводу власти

Согласно концепции американского исследователя А. Бентли субъектами политики являются заинтересованные группы (теория групп), которые и следует изучать политологам. Бентли выпустил в начале XX в. книгу. «Процесс правления», в которой критиковал политологию за увлеченность в изучении формальных характеристик властных институтов. В противовес этому он выдвинул идею о том, чтоактивность людей обусловлена их интересами, а свои интересы люди защищают посредством объединения в группы на основе общности интересов. В отличие от бихевиористов у Бентли речь идет о том, что индивидуальное поведение человека приобретает определенную значимость лишь в контексте той или иной группы.

ПОЛИАРХИЯ. Некоторые идеи Бентли воспринял при анализе политического процессатеоретик полиархииР. Даль. Он рассматривал политическую сферу в условиях демократии как процесс взаимовлияния и соперничества заинтересованных групп в давлении на правительственные институты.

Примерами социологического подхода к пониманию предмета политической науки являются работы немецкого автора К. Шмитта. Предметом политического исследования, согласно его теории, являютсяотношения самых разных групп людей, различия между которыми проходят по линии ォдруг-враг или свой-чужойサ.

Современной вариацией социологического подхода к пониманию предмета политологии являются концепции теоретиков феминизме?. Сторонники феминистских политических теорий рассматривают брачно-семейные, сексуальные и тендерные отношения как политические. Традиционные понятия политической науки (власть, справедливость, демократия и др.) с их точки зрения требуют серьезного переосмысления, а политическая наука при анализе политических процессов обязана включать в себя феминистский аспект.

И, наконец, специфика культурологического подхода к пониманию предмета политологии заключается в том, что представители этого направления рассматривают политику и власть в неразрывной связи с особенностями политической культуры общества. Политическая культура рассматривается как фундаментальная детерминанта политических процессов, вне которой невозможно исследовать власть.

Конечно, выделение различных подходов к пониманию предмета политической науки условно. Возможны иные подходы к выявлению точек зрения на предмет политологии. Но важно подчеркнуть, что ни один из подходов к пониманию предмета политологии не является самодостаточным в объяснении сложного,

многомерного, динамичного мира политики, однако их совокупность дает возможность приближения к пониманию специфики и объемности предмета этой науки.

МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ. Специфика понимания предмета политологии во многом обусловливает особенности методов изучения мира политики. Как известно,методы науки — это способы получения или приращения новых знаний.

В исследовании мира политики политология использует как традиционные, так и современные методы:историзма и диалектики, сравнительный, системный и структурно-функциональный методы, а также совокупность социологических методов (анкетирование, интервьюирование, изучение документов), математическое моделирование, методы теории игр и др.

Особенности предмета политологии, сложность, многомерность и динамичность мира политики требуют от исследователя применения комплексной методологии, всего многообразия методов и подходов современных социально-политических наук.

Так, применение структурно-функциональногометода позволяет, к примеру, исследовать структуры и функции политических систем и власти. Однакосравнительный методпри анализе одних и тех же элементов различных политических систем показывает, что существенные различия в функционировании сходных элементов разных политических организмов обусловлены культурными факторами, что приводит к необходимости подключенияцивилизационного подходак арсеналу методологических оснований исследования. Структурно-функциональный подход вне культурно-цивилизационной методологии приводит к упрощенным и ошибочным результатам и выводам. Поэтому при анализе политического процесса методологически плодотворнееучитывать прежде всего специфику и природу самого политического процесса, который ...представляет собой сочетание различных логик, одна из которых означает отнесение к интересам, другая — к ценностям, третья — к причинам (предшествующим состояниям), четвертая — к ожиданиям желаемого будущего и т.п.サ

Сторонники системного подходав политологии оперируют, как правило, моделями жестко упорядоченного мира и всеми теми элементами политики, которые порождают стабильность, организуемость, предсказуемость.

Сторонники функционализмав противовес представителям аксиологической методологии также извлекают из мира политики лишь то, что работает на упорядоченность и эффективность и отвлекаются от этических проблем власти, от вопросов, касающихся высших целей и смыслов в политическом мире.

Теснейшая связь политологических проблем с практикой требует использования социоинженерного подхода к анализу политических процессов. Этот подход получил научное обоснованиев работах К. Поппера, А. Лейпхарта, П. Бергера, Т. Лукмана и других западных исследователей. Как отмечал К. Поппер, вотличиеォот историцистов, полагающих, что возможность разумных политических действий зависит от степени понимания нами хода истории, сторонники социальной инженерии считают, что научная основа политики покоится на совершенно иных принципах — она состоит в сборе фактической информации, необходимой для построения или изменения общественных институтов в соответствиии с нашими целями или желаниями.サ

Воспринимая методологию политической инженерии, современные исследователи не отбрасывают принципов исторического анализа, как это делаетК. Поппер, и считают необходимым при исследовании политики использовать как возможности социоинженерии, так и требования исторического подхода, категории культуры. Современные исследователи отмечают, что:ォ...ни один вид мышления не может сегодня реально претендовать на общезначимую истину. Эти теоретические основания следует подчеркнуть, учитывая, что традиционная методология социального исследования, стремящаяся к одномерным, линейным и безальтернативным результатам, в современом сверхдинамичном мире обнаруживает свою узость. Сама политическая реальность, развертывающаяся как стохастическая (вероятностная), неопределенная и нелинейная, поливариантная, все больше требуетсинергетических подходовк ее анализу. В связи с этим при анализе политических процессов важно обратить внимание на синергетическую картину мира и соответствующий стиль научного мышления, согласно которымразвитие мира рассматривается как спонтанное, нелинейное, многовероятностное, хотя и не лишенное некоторого упорядочения. Идеи синергетики играют в современной политологии важное методологическое значение.Знания, добываемые исследователями и складывающиеся в систему наук об окружающем мире и самом человеке, выполняют различные социальные функции. Перечислим важнейшие функции политологии.

Познавательная функция политической науки реализуется в исследовании мира реальной политики, его описании и выявлении особенностей, тенденций, закономерностей, действующих в сфере политики и власти.

Методологическая функция политологии проявляется; во-первых, в использовании знаний, накопленных этой наукой для дальнейших исследований мира политики; во-вторых, в использовании политологических знаний в качестве теоретической основы конкретными политическими науками (например, электоральной политологией, сравнительной политологией).

Прогностически-управленческая функцияполитологии проявляется в возможности, опираясь на ее научный багаж, прогнозировать ход событий, понимать их и принимать эффективные управленческие решения.

Оценочная функцияполитологии проявляется в способности общественных субъектов, опираясь на науку, выносить суждения о значимости, приемлемости или неприемлемости тех или иных политических фактов. Оценочная функция политических знаний имеет давнюю историю. Известно, что уже древние мыслители (Платон, Аристотель, Полибий и др.), осуществляя классификацию государств, обязательно ставили и рассматривали вопрос о приемлемости той или иной формы государства для совместной жизни людей.

Социализирующая функцияполитической науки проявляется в том, что изучение политической науки способствует приобретению навыков анализа политической жизни и рационально-критической оценки властвующих, формированию современной политической культуры, выработке норм консенсусных отношений в условиях политического плюрализма, умению понимать и реализовывать свои политические интересы,

гражданские права и обязанности.