Роль гипотез
Гипотеза – это, в сущности, утверждение о том, как, по нашему мнению, обстоят дела в действительности. Она сообщает о том, что мы ожидаем увидеть в результате правильно организованных наблюдений за событиями, [c.60] происходящими в реальном мире. Гипотезы представляют собой декларативные предположения, описывающие ожидаемые нами взаимосвязи между явлениями, обозначаемыми нашими понятиями. Обычно они формулируются в следующем общем виде:
Чем выше (ниже, значительнее, больше, медленнее и т. п.) _______, тем выше (ниже, значительнее, больше, медленнее и т. п.)______.
Прочерки будут заполнены названиями явлений, которые, как мы ожидаем, изменяются одновременно. Например, исходя из теории, модель которой дана на рис.2.2, мы могли бы предложить следующую гипотезу:
Чем выше в округе процент бедного населения, тем скорее их представитель будет голосовать в поддержку законов о социальном обеспечении.
Это предсказывающая, ковариционная гипотеза. Она не сообщает, как определяются результаты голосования, однако указывает нам нечто, что мы можем наблюдать, пытаясь получить данные о соответствии между теорией и действительностью.
Получение этих данных с помощью эмпирического наблюдения требует перехода от теории, сформулированной в самом общем виде, к более конкретному уровню, на котором можно организовывать наблюдение. Поступая таким образом, мы должны начать рассуждать в терминах переменных.Переменная может быть определена как эмпирически наблюдаемое свойство некоторого явления, которое может принимать более одного значения. Например, такие переменные, как пол и национальность, могут принимать ограниченное число значений, и могут быть “измерены” лишь качественно, путем приписывания им таких характеристик, как “мужской” или “англичанин”. Другие переменные, как, например, возраст и годовой доход, могут иметь гораздо более широкий спектр значений; их можно измерять количественно путем подсчета.
Переменные позволяют переводить утверждения, содержащие лишь абстрактные понятия, в утверждения с более точными эмпирическими определениями, так что эмпирическая правильность утверждений Может быть оценена. У нас нет необходимости использовать различные термины для понятий, имеющих Точные эмпирические определения, таких, как возраст или пол. Однако более абстрактные понятия для проведения исследований могут потребовать представления в виде переменных. Например, [c.61] важное место в политологии занимает понятие плюрализма, однако его эмпирические референты не совсем ясны. Чтобы проверить эмпирическую правильность утверждения, связывающего плюрализм с другими объектами, мы должны представить это понятие в виде переменной или множества переменных, имеющих отчетливые эмпирические определения. В качестве переменной, представляющей в нашем исследовании понятие плюрализма, можно было бы использовать число организованных групп в стране, связанных определенными интересами. Затем мы можем обдумать все, начиная с отношений между переменными, чтобы оценить эмпирическую правильность утверждений об отношениях между понятиями. Если нам захочется считать, что переменная число организованных групп по интересам отражает основное значение понятия плюрализм, мы захотим получить подтверждение, что эта переменная связана с некоторой другой переменной (такой, как уровень правительственных расходов на социальное обеспечение), в доказательство того, что плюрализм также связан с этой второй переменной или понятием, которое она отражает.
Переменные занимают центральное место в процессе исследования по двум причинам. Во-первых, предоставляя более четкие эмпирические определения, они помогают установить, за чем следует наблюдать, чтобы проверить нашу теорию. Во-вторых, зная, какова роль переменных в рамках гипотез, мы можем организовать наше наблюдение. Переменные, которые рассматриваются как меняющие свое значение в ответ на изменение значения других переменных, называются зависимыми переменными. Их значение зависит от значения других переменных. Переменные, которые воздействуют на значение других переменных, меняя свои собственные значения, называются независимыми переменными.
Будет ли переменная зависимой или независимой, определяется отношением, утверждаемым гипотезой, содержащей данную переменную. Одна и та же переменная может быть зависимой в одном исследовании и независимой в другом. Например, некий исследователь, наблюдая за лоббистской борьбой заинтересованных групп, мог бы сделать вывод, что, чем больше в государстве организованных групп, связанных определенными интересами, тем выше будет [c.62] уровень правительственных расходов на программы по социальному обеспечению. В этом случае число групп является независимой переменной (НП), а уровень расходов – зависимой переменной (ЗП). Другой исследователь мог бы прийти к выводу, что группы, связанные определенными интересами, возникают в результате осознания людьми возможности получения от правительства определенных благ, и утверждать, что, чем больше средств правительство тратит на социальное обеспечение, тем больше будет число организованных групп, имеющих свои интересы. Здесь правительственные расходы – независимая переменная, а количество групп – зависимая. Различие между двумя точками зрения на возникающие в этих случаях отношения изображены на рис.2.3.
Все это очень важно, так как цель исследования отчасти определяется той ролью, которая приписана различным переменным. Если мы утверждаем, что рост числа заинтересованных групп ведет к увеличению правительственных расходов, мы не собираемся исследовать увеличение правительственных ассигнований в период между 1970 и 1980 гг., а затем отмечать изменение количества организованных групп в период между 1980 и 1990 гг. Этот рост никак не связан с уровнем предшествовавших ему расходов. Если же мы выдвигаем гипотезу, что увеличение расходов ведет к росту числа групп, то подойдет только что описанная стратегия исследования. Поскольку знания о зависимом или независимом статусепеременных помогают организовать проведение исследования, наши гипотезы должны очень аккуратно фиксировать этот статус. [c.63]
При внимательном рассмотрении рис.2.3 мы обнаруживаем еще один тип переменной, важной для социального анализа. В теории, представленной в виде диаграммы на рис.2.3a, лоббистская деятельность является промежуточной переменной; она возникает между числом организованных групп, связанных общими интересами, и уровнем правительственных ассигнований. Промежуточные переменные осуществляют связь между независимыми и зависимыми переменными. В этом случае заинтересованные группы не могли бы воздействовать на уровень правительственных ассигнований, если бы они Не занялись парламентской деятельностью, чтобы получить фонды, предназначенные для этой цели. Если бы организациям было запрещено действовать в кулуарах законодательных органов, появление организаций, представляющих заинтересованные группы, не связывалось бы с уровнем правительственных ассигнований.
На рис.2.3б в качестве промежуточной переменной выступает осознание возможных благ. Переменная организация заинтересованных групп не была бы связана с уровнем общественных ассигнований, если бы члены группы не осознавали выгод организованности. Если бы, например, почти все правительственные ассигнования шли на оборонные проекты и лишь небольшая часть – на внутренние программы, многие гражданемогли бы не видеть никакой пользы от увеличения правительственных ассигнований и не организовывались бы в группы даже тогда, когда общественные ассигнования быстро возрастали.
Промежуточные переменные регулируют взаимосвязи между другими переменными. Это означает, что значение, принимаемое промежуточными переменными, может воздействовать на силу и направление отношений между другими переменными. Если лоббистская деятельность в ситуации, изображенной на рис.2.3a, незначительна, связь между организацией заинтересованных групп и общественными ассигнованиями будет слабой. Если Деятельность носит активный характер, связь между двумя другими переменными будет сильной.
Поскольку промежуточные переменные определяют отношения между другими переменными, знание роли, которую они играют, будет оказывать влияние на наши ожидания, касающиеся связей между переменными. Если [c.64] мы строим теорию, в соответствии с которой лоббистская деятельность занимает промежуточное положение между организацией групп и увеличением ассигнований, мы можем дать следующие прогнозы:
Организация заинтересованных групп будет положительным образом связана с увеличением правительственных ассигнований в том случае, если лоббистская деятельность носит активный характер.
Организация заинтересованных групп будет лишь незначительно связана с правительственными ассигнованиями в том случае, когда лоббистская деятельность очень ограничена.
При этом недостаточно просто предсказать, что организация заинтересованных групп будет связана с увеличением правительственных ассигнований, так как, по нашему мнению, наличие связи между двумя переменными зависит от значения промежуточной переменной – лоббистской деятельности. Поэтому в наших теориях мы должны точно определить порядок отношений и роль, выполняемую каждой переменной.
Последний тип переменной, существенный в этой связи, – это антецедентная переменная. В то время как промежуточные переменные занимают место между независимой и зависимой переменными, антецедентные переменные вступают в действие до независимой переменной. Проводившиеся в США исследования поведения на выборах показали, что люди, глубоко осознающие партийную принадлежность, с большей вероятностью принимают участие в голосовании, чем те, у кого такого осознания нет. Мы могли бы сделать из этого вывод, что осознание партийной принадлежности способствует участию в голосовании. Однако что заставляет одних глубоко чувствовать партийную принадлежность, а других нет? Вероятно, важную роль в формировании у человека чувства партийной принадлежности играет глубина чувства партийной принадлежности, свойственного его родителям. Таким образом, партийная принадлежность родителей является антецедентной переменной в каузальной цепи, обусловливающей вероятность голосования.
Использование в наших теориях промежуточных и антецедентных переменных помогает уточнить понятие каузальных цепей, реально действующих и способствующих появлению явлений, которые мы хотим объяснить. Это увеличивает возможности по формированию гипотез, с [c.65] помощью которых мы можем проверить полезность наших теорий, поскольку гипотезы – это в значительной степени утверждения об отношениях между переменными. Они создают основу для сбора данных об эмпирической полезности всей нашей теоретической конструкции. Чем больше отношений мы постулируем и чем детальнее эти отношения, тем больше прогнозов об окружающем мире мы можем дать и тем более мощными средствами проверки нашей теории мы располагаем.
Остается открытым вопрос, каким образом мы получаем эти прогнозы, или гипотезы. Как именно мы решаем, какие отношения между переменными использовать при формулировании гипотез, вокруг которых организуются исследовательские проекты? [c.66]
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания вступительная статья
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания предисловие
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- Введение
- 1. Процесс исследования
- Формулирование теории
- Операционализация теории
- Выбор адекватных методов исследования
- Наблюдение за поведением
- Анализ данных
- Интерпретация результатов
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания подготовка к исследованию
- 2. Создание теории: понятия и гипотезы в политологии
- Что такое теория?
- Логика построения теории
- Компоненты теории
- Проверка и совершенствование теории
- Роль гипотез
- Формулирование гипотез
- Заключение
- Дополнительная литература к главе 2
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 3. От абстрактного к конкретному: операционализация и измерение
- Операционализация: связь между теорией и наблюдением
- Операционные определения
- Измерение
- Уровни измерения
- Рабочая гипотеза
- Ошибка измерения
- Валидность
- Типы валидизации
- Надежность
- Заключение
- Дополнительная литература к главе 3
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 4. Работа по плану: как составить программу исследования
- Цель и программа исследования
- Учет в программе исследования альтернативных конкурирующих гипотез
- Экспериментальные программы исследования
- Программа классического эксперимента
- Программа эксперимента с двумя контрольными группами, разработанная р.Соломоном
- Программа эксперимента с двумя контрольными группами, разработанная р.Соломоном
- Формирование групп
- Полевые эксперименты и неэкспериментальные программы
- Квазиэкспериментальные программы
- Выбор программы исследования
- Факторы, угрожающие валидности
- Факторы, угрожающие внутренней валидности
- Факторы, угрожающие внешней валидности
- Дополнительная литература к главе 4
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 5. Кто, что, где, когда: проблема выборки
- Репрезентативная выборка
- Процедуры формирования репрезентативной выборки
- Установление необходимого объема выборки
- Краткие характеристики выборок разного объема
- Заключение
- Дополнительная литература к главе 5
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания методы сбора данных
- 6. Опрос
- Этапы проведения опроса
- Концептуализация
- Подготовка инструментария
- Планирование опроса и построение выборки
- Проблемы, связанные с финансированием опроса
- Обучение и инструктаж персонала
- Предварительное тестирование
- Проведение опроса
- Наблюдение за ходом опроса (мониторинг)
- Контрольная проверка
- Вторичный анализ данных опроса
- Дополнительная литература к главе 6
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 7. Интервьюирование
- Выборочное интервьюирование
- Формулирование вопросов
- Отбор интервьюеров
- Направленное интервьюирование
- Методика направленного интервьюирования
- Специализированное интервьюирование
- Дополнительная литература
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 8. Шкалирование
- Построение шкалы: две основные проблемы
- Шкалирование по лайкерту
- Шкалирование по гуттману
- Шкалирование по тёрстоуну
- Метод семантического дифференциала
- Дополнительная литература
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 9. Контент-анализ
- Подготовка к контент-анализу
- Проведение содержательного контент-анализа
- Проведение структурного контент-анализа
- Некоторые проблемы, возникающие в ходе контент-анализа
- Дополнительная литература к главе 9
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 10. Источники и применение сводных данных
- Типы сводных данных
- Проблемы, связанные с использованием сводных данных
- Источники сводных данных
- Сбор сводных данных
- Заключение
- Дополнительная литература к главе 10
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 11. Поверх границ: практика сравнительных исследований
- Выявление “кочующих” вопросов
- Поиск эквивалентной меры
- Отбор стран для изучения
- Отбор независимых наблюдений
- Отбор материала
- Заключение
- Дополнительная литература к главе 11
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания обработка данных
- 12. Подготовка и обработка данных
- Кодирование: что все эти цифры значат?
- Книга кодов и кодировальный бланк
- Макет кодировки для исследования “Информационные агентства о некоторых странах”
- Как обработать данные
- Дополнительная литература
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 13. Описание данных: построение таблиц, диаграмм, гистограмм
- Перечневая таблица
- Голоса белых и чернокожих избирателей, поданные за демократов в 1960 - 1976 гг., % *
- Линейная диаграмма
- Секторная диаграмма и гистограмма
- Двусторонняя гистограмма
- Расовые различия на президентских выборах 1964 г., %
- Расовые различия на президентских выборах 1972 г., %
- Некоторые предостережения
- Дополнительная литература
- Далее 14. Статистика I: анализ одномерных распределений к оглавлению примечания
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 14. Статистика I: анализ одномерных распределений
- Измерение средней тенденции и дисперсии
- Частотное распределение: типы занятий респондентов
- Измерения для номинальных переменных
- Измерения для порядковых переменных
- Уровни образования по трем массивам
- Измерения для интервальных переменных
- Заключение
- Дополнительная литература
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 15. Статистика II: изучение взаимосвязей между двумя переменными
- Измерение связи и статистической значимости
- Измерение связи и значимости для номинальных переменных
- Определение партийности на основании партийной принадлежности отца (1)
- Определение партийности на основании партийной принадлежности отца (2)
- Определение партийности на основании партийной принадлежности отца (3)
- Значения, используемые для получения χ2
- Измерение связи и значимости для порядковых переменных
- Обобщенная таблица взаимной сопряженности признаков
- Измерение связи и значимости для интервальных переменных
- Значения, используемые для вычислений по уравнению регрессионной прямой
- Значения, используемые при определении коэффициента корреляции (r)
- Заключение
- Дополнительная литература
- Далее: 16. Статистика III: изучение взаимосвязей между несколькими переменными к оглавлению примечания
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 16. Статистика III: изучение взаимосвязей между несколькими переменными
- Анализ таблиц
- Соотношение между получением образования в колледже и политическим мировоззрением
- Гипотетические отношения между получением образования в колледже и политическим мировоззрением для мужчин
- Гипотетические отношения между получением образования в колледже и политическим мировоззрением для женщин
- Множественная регрессия
- Интерпретация результатов множественной регрессии
- Решение общих проблем множественной регрессии
- Анализ временных рядов
- Заключение
- Дополнительная литература
- Далее: 17. Математическое моделирование к оглавлению примечания
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 17. Математическое моделирование
- Процесс моделирования
- Зачем нужны модели?
- Примеры математических моделей политического поведения
- Другие типы моделей
- Сложности, связанные с моделированием
- Заключение
- Дополнительная литература
- Далее: 18. Некоторые обобщения к оглавлению примечания
- Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания
- 18. Некоторые обобщения
- Разработка гипотезы, измерения и программы исследования
- Сбор и анализ данных
- Контрольный бланк для оценки исследований
- Контрольный бланк для оценки исследования
- Заключение
- К оглавлению Примечание