Основные акторы политики. Индивид как субъект политики
|
Особенности индивида как субъекта политики
Роль индивида в политике крайне специфична. Конечно, он не может затмить значение групповых объединений для формирования политического пространства в целом. Однако он может повлиять на характер развития абсолютно любой политической системы. Потому-то и недостаточно рассматривать индивида лишь в качестве одного из специфических субъектов политической сферы.
Будучи исходными социальными атомами, из совокупности действий и отношений которых складывается самое общество, индивиды способны выступать особой целью деятельности любой системы правления и власти. По сути дела, олицетворяя статус человека как относительно самостоятельного и свободного существа, чьи интересы и возможности так или иначе противостоят обществу и государству, индивид (личность) символизирует смысл и ценность любой коллективной деятельности. В этом плане отношения государства и индивида выражают отношения власти и человека — этих двух противоположных начал социальной жизни и двух самостоятельных источников общественной власти.
Организуя совместную жизнь людей, государство тем не менее всегда выступает как начало подавления и принуждения людей к поддержанию определенных политических порядков и форм поведения. Государство — это символ повиновения и принуждения человека к обязательному для него поведению и в этом смысле является агентом неизбежного ограничения его свободы и прав. Со своей стороны, индивид выступает как начало свободного и естественного волеизъявления. Имея определенные притязания к государству, связывая с ним возможности реализации своих интересов и перспективы, человек все же остается тем существом, которое обладает собственной программой жизнеутверждения и самовыражения. И если государство способно избрать любой путь своей эволюции, то человек всегда будет стремиться к защите собственного достоинства и свободы, счастья и жизни.
Наличие этих неистребимых человеческих стремлений, неизменность жизнеутверждающих потребностей личности к свободе и счастью составляют стержень гуманизма. Приобретая характер высших моральных принципов, данные требования становятся источником гуманности законов, поднимаясь по своему значению выше социальных отношений в конкретной стране, выше потребностей различных групп. Они не меняются в зависимости от этапов и типов развития общества, становясь мерой человечности всех социальных образований, критерием, используемым при оценке всех социальных явлений, в том числе универсальной мерой оценки человечности любой политической системы. Так что, оценивая человека как «меру всех вещей» (Протагор), эти гуманистические принципы способны задать совершенно определенные цели и принципы государственной политике, выступив гуманистическим ориентиром саморазвития власти.
Иными словами, государство и индивид взаимодействуют между собой как два взаимосвязанных и одновременно в известной степени взаимооппозиционных начала социальной жизни. Каждый из них не только обладает различными правами и возможностями, но и олицетворяет два различных источника и принципа организации власти в обществе. Конечно, человек и власть меняются, меняются и их интересы, а главное — возможности в преобразовании социума. И все же сложившаяся практика говорит о том, что принципиальные отношения между ними сохраняются. Государство остается внешней для индивидуальной жизни силой, обладающей по отношению к личности важнейшими принудительными прерогативами, правами и полномочиями. Однако и человек в ряде демократических стран становится высшей социальной ценностью политических отношений, направляя государственную политику. Как же в целом соотносятся возможности государства и личности?
Из лекций: СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Кто является активным участником политической борьбы?
Начиная с античности на этот вопрос давались разные ответы.
Античность: выдающиеся мужи, реформаторы. +Аристотель: животное политическое.
Средние века: великие государсвенные деятели. Макиавелли: государь в силах вывести политическое сообщество из кризиса.
Возрождение: сословия, "партии" - союзы сторонников чего-либо.
Новое время: Гоббс: политическое тело - целостный политический субъект; народ; общественность как субъект, который противостоит государство и тоже становится субъектом политической деятельности.
19 век: государтсво и отдельные его институты. Новый субъект - классы. Нации. Это прежде всего в марксизме. Зарождается групповой подход в политике (А. Бентли - группы и их взаимоотношения важны. Из их взаимодействия и появляется политический процесс).
20 век: элиты.
В период развития бехивеорализма развивается изучение поведения отдельных индивидов и групп.
Теория рационального выбора - на первый план выходит индивид и его имперически наблюдаемое поведение. С этого времени индивид признается основным субъектом политики. Поведение индивида со счетов мы сбрасывать не можем. Политика делается избирателями и теми, кого они избирают. В этом смысле их поведение мотивируется одинаково - рационально (из соображений выгоды, собственной пользы).
Концепции политического рынка. Обменные отношения между политиками и избирателями. Энтони Даунс - политики тоже руководствуются совими интересами, достижение общей пользы не есть их цель.
Проблема субъекта связана с проблемой объекта. На что воздействует субъект. Активное начало - субъект, и объект их воздействия. Политический субъект - главный источник политической активности, выстраиваемый в определненных отношениях или ситуациях и направленный на политический объект. Политичекий объект - реальность, в целом или часть политического мира, который преобразует политический объект. Их разделение относительно, они могут меняться местами (например, избирательная компания полит. партия сначала объект а потом субъект).
П. Бурдье: Агент - носитель политических интересов, он одновременно и объект и субъект.
В американской политологии индивид получает свою порцию приоритетов - это единица, которую хорошо можно обсчитать. Поэтому этот субъект удобен для научного анализа.
Классификация субъектов политики Джеймса Розернау: микроавторы и макроавторы (для больших общностей). Микроваторы: а) рядовой гражданин; б) общественный деятель, лидер какой-либо организации - он осуществляет мобилизацию и контроль в отношении рядовых граждан; в) автономные/частные авторы - пребывают в состоянии, нехависимом от организаций. Его поведение не подвергается политическому контролю.
Макроавторы: а) государство; б) большие общности, подгруппы больших общностей (напр., государсвенная бюрократия); в) транснациональные организации, МО, м.б. и транснациональные корпорации; г) неуправляемая общественность (массовые движения, глобальное гражданское общество); д) организованные и мобилизованные движения - управляемая общественность.
Розенау: первична в политике деятельность индивидов.
Наша традиция базируется на ином подходе. Роль личности оценивается не очень высоко. Основа - марксизм, где роль человека ниже роли его социально-классовой принадлежности.
Сегодня общепризнано, что основной субъект - это хомо политикус. Люди обединяются в (не)устойчивые и (не)институциализированные группы. Группа может выступать вместо индивида (продвигает интерес всей совокупности) или индивид выступает от имени группы (отвечает за всех).
Роль личности в политике. В последние десятилетия - принципиальные сдвиги. Без анализа личных качеств людей, участвующих в политике нельзя обяснить те или иные политические явления. (Что было бы, если бы в ген. секретарем был избран не Горбачев, а кто-то другой? Что было бы с нашей страной? С мировой системой социализма? С мировым сообществом?)
Компенсаторная теория власти Альфреда Адлера: поведение политиков вызвано конплексом неполноценности, появившимся у них в детстве.
Другие исследователи считают, что роль личности не велика. Личность выступает не как личность, а играет поределенные роли, это и важно. Или нужно изучать социальные факторы, которые детерминируют поведение личности. Разного рода организации также определяют поведение людей, а не их личные свойства.
Если граждане не ощущают себя субъектом демократии, никакие демократические институты не работают! (как у нас в 90-е) Но ведь сегодня политика невозможна без участия рядовых граждан.
Отношение личности к политике связано с идеологией. Разные понимание человеческой природы, отсюда разние мнения, нужно ли его ограничивать (Гоббс, Даль).
Интерес. У каждого индивида признается наличие интереса, более того дается ему оценка. "Интерес - двигатель прогресса". Носитель этого интереса являтся основням субъектом политики, поэтому не нужно ему мешать реализовывать интерес. Предел осуществления интереса одного индивида - только интерес другого индивида.
В рамках бихевиорализма развитие получила политическая психология. Большой вклад в изучение роли лидеров. Психобиографии - анализируется формирование личности лидеров, как их жизнь привела к формированию его характера, и как он отразился на судьбе государства и проч..
Еще в рамках. б. - место и роль личности с конкретной ситуации.
Еще в рамках. б. - построение типологий и классификаций личности. Например по признаку догматичности.
Ласвелл "Психология политики". Делил лидеров на: агитатор, администратор, функционер (управление), теоретик - формирует идеологию.
Фред Гринстайн предложил концепцию значения личности в политическом процессе. Условия, при которых роль личности возрастает: а) если новые, беспрецедентные ситуации, т.к. нельзя мобилизовать прошлый опыт; б) большое число неопределенности; в) есть выбор между различными политическими силами, которые предлагают разные решения. Роль личности в политике обусловлена тем, насколько восприимчива среда, личность политики должна совпадать в ожиданиями среды. Второй фактор - статус - позиция личности в политической системе, чем выше положение, тем больше сказываются характеристики личности на жизни. Также немаловажна собственная эго-политика - что человек сам о себе думает, уверенность в себе (напр., Жириновский).
Личность: биологический уровень (пол, возраст, темперамент, здоровье; напр. женщина-домохозяйка, голый торс Путина, Маргарет Тетчер - единственный мужчина в правительстве), пихологический уровень (воля, эмоциональная устойчивость, работа Гринстайна про карибский кризис и роль в нем уравновешенного Кеннеди), социологический уровень (статус формальный и неформальный, ожидания окружения, я-концепция).
Потичическая система состоит из ролей: избиратель, подданный, законодатель, парламентарий и т.п.
Превращения индивида в хомо политикус происходит путем политической социализации. Существует и обратный процесс - утрата навыков политического вопедения, дезориентация в системе ценностей. (вот в советстком союзе политическая социализация была сильной: октябрята - поинеры - комсомольцы, а потом произошел процесс политизации.
Политизация - использование усвоенных норм, ролей на практике. Деполитизация - отказ от практики применения усвоенных ценностей. Деполитизация может принимать форму дескопизма (это когда вообще человек не интересуется политикой, "внутренняя эмиграция").
Политические темпераменты. Разные классификации: напр. Айзенка - пересечение двух шкам ценностей и методов - авторитарные-либеральные и радикальные-консервативные. На пересечении будут получаться определенные политические темпераменты. "Единая Россия" - либеральные консерваторы. Классификация Адорно: личности классифицируются по уровню авторитарности. Ф-шкала - уровень фашизации.
Одно из важных направлений политической социологии - анализ политического поведения. 1944 г. Пол Лазарсфельд написал работу на эту тему, она до сих пор является основополагающей - "Выбор народа" - изучены выборы 1940 г. в США, определено, что является главным в политическом поведении избирателей: до выборов, во время и после выборов. Вывод: определяющим явтяеся то, к какой социально-классовой группе относятся избиратели. Оказалось, что выборами интересуются те, кто уже сделал свой выбор, а те, кто еще может изменить свой выбор выборами почти не интересуются. Поэтому воздействие агитации незначительно. Выяснилось, что интерес к политике достаточно небольшой. Выяснилось также, что СМИ - не главный источник политической информации, гораздо серьезнее влияют семья, окружение, друзья.
Есть не только модель социально-классового голосования, но и идеологического, голосования по принадлежности к определенной общностью (подтверждают свою приндалежность к определенной общности), голосование по выбору (когда человек перед каждыми выборами делает выбор, вникая в программы кандидатов), голосование по обмену (обмен своего голоса на что-нибудь полезное для жизни, напр. 500 р. или что-то получше; на западе в связи с этим вспоминают, что обещали в прошлый раз и выполнили ли? - "ретроспективное голосование").
Энтони Даунс - с основе политического поведения лежат принципы эгоизма - человек преследует собственные выгоды. Индивид рационален , он сопоставляет издержки и выгоды, которые он получит от своего выбора.
Питер Блау: политическое поведение - проявление рыночного обмена. Поведение субъекта рационально, он делает выбор ради обмена. Хомо политикус приравникается к человеку экономическому. От столкновения двух эгоизмов вполне может получиться общее благо.
Факторы, влияющие на политическое поведение: а) внешняя среда; б) собственные потребности; в) мотивы; г) установки; д) ценности; е) убеждения; ж) личностные особенности принятия решений (когнитивный стиль; вспомним работу Гринстайна о Карибском кризисе).
А) Внешняя среда: сама политическая система, которая либо стимулирует или не стимулирует заявление своих позиций. Могут ли в этой среде люди высказывать свое мнение, впроводить демонстрации (с колясками)) свободно? или "мы лучше поедем на дачу". Также значение имеет групповой климат ("не высовывайся", "что, тебе больше всех надо?"). Но в любом случае все внешние факторы преломляются через внутренний мир личности -
Б) Собственные потребности. Есть классическая шкала потребностей Абрахама Маслоу (пирамида), она иногда не совсем точна, т.к. люди могут перескакивать через некоторые ступени О.о. Деление политических потребностей на материальные постматериальные. Хиппи и некоторые другие более социализированные формы. "Тихая революция" (Ингол Харт) - появилось новое поколение с новым набором потребностям, материальные потребности все равно преобладают, но 2/5 потребностей все же постматериальные. На этой основе возникло очень много новых социальных течений, сдвиги в политической потребности.
В) Мотивы нацеливают людей на конкретное поведение. 3 основных мотива - власть, достижение, аффелиация. Власть м.б. и в семье и на работе и т.д., у некоторых людей этот мотив имеет преобладающий характер, власть - высшая ценность в системе мотиваций. В основном это происходит у людей с детсва, зависит очень от воспитания. 3 основных причины добиваться власти: господствовать над другими людьми, избежать господства над собой, достижение политических целей.
Мотив достижения - стремление к самосовершенствованию, повышению (карьеристы). В политике - для достижения определенных целей нужна власть, вот ее и добиваются. Также стремление избежать власти над собой, избежать провала.
Аффелиация - стремление к комфортным отношениям, единомышленникам. Это побуждает людей вступать в партии и объединения.
- Политическая наука: становление, предмет и функции
- Проблема предмета политической науки
- Функции политической науки
- Методы политической социологии
- Политика, как сфера социальной жизни.
- Политика как объект исследования обществознания.
- Понятие и теоретические подходы к интерпретации власти.
- Структура и элементы властных отношений
- 7. Происхождение и природа политической власти
- Проблема легитимности политической власти Понятие легитимности политической власти
- Источники легитимности
- Типы легитимности
- Кризисы легитимности и способы их урегулирования
- Макроконцепции политики. Понятие политической системы
- 10. Теоретические модели политической системы
- Понятие и основные формы социальной стратификации. Политическая стратификация.
- Основные акторы политики. Индивид как субъект политики
- Основные подходы к анализу политического поведения
- Факторы и мотивация политического поведения.
- Категория «политическая элита», подходы к пониманию элиты. Контрэлита.
- Понятие, структура и функции политической элиты
- Основные элитистские концепции
- Механизмы и каналы рекрутирования политических элит
- Основные характеристики политических элит
- Политическое лидерство: понятие и современные концепции. Лидерство
- Типы и функции политических лидеров:
- Понятие политического института и основные подходы к пониманию
- 23. Концепция «неоинституционализма». Понятие «институционального дизайна»
- 24. Государство как политический институт: основные теоретические подходы к пониманию государства
- 25. Понятие, функции и генезис политических партий Понятие политической партии
- Функции политических партий
- Основные этапы партогенеза
- 26. Организационное устройство политических партий
- 27. Проблема типологии политических партий: Типология партий
- 28. Партийные системы и их основные типы. Сущность и разновидности партийных систем
- 29 Политические партии в современной России
- I . Закон о политических партиях.
- II. Политический спектр России.
- III. Сравнительный анализ Программ ведущих политических сил.
- Главные ценности.
- 2.Отношение к государству.
- 3.Экономический раздел.
- 4. Социальный раздел.
- 30. Понятие и функции групп интересов Понятие групп интересов
- 31 Типология групп интересов Типология групп интересов
- 32. Условия, формы и методы политической активности групп интересов
- 33. Лоббизм как политическое явление.
- 34. Понятие, структура и основные компоненты политического процесса.
- 35 Понятие и этапы развития политических конфликтов
- Пошаговая этапизация конфликта
- 36. Политические конфликты: их роль в жизни общества и проблема регулирования
- Основные стратегии управления конфликтами
- 37. Понятие, задачи и основные этапы процесса государственного управления.
- 38. Процесс принятия политических решений: сущность и основные этапы
- 39. Политический режим: понятие и типы
- 1. Демократические режимы:
- 2. Недемократические режимы:
- 40. Демократия как политический режим.
- 41. Признаки и виды диктаторских режимов.
- Диктатура в Древнем Риме
- Диктатура в древнегреческих государствах
- Диктатура в Средние века
- Диктатура в Новейшее время Диктаторские режимы правого толка в Европе
- В Азии, Африке, Латинской Америке
- [Править]Диктаторские режимы левого толка
- Скрытые формы диктатуры
- 42. Признаки и виды авторитарных режимов
- Признаки авторитарного режима
- [Править]в России после распада ссср
- 43. Тоталитарные диктаторские режимы
- Признаки тоталитарного общества по версии к. Фридриха и з. Бжезинского
- 44. Понятие, основные характеристики и соотношение политических изменений и политического развития
- 45. Современные теории политического развития
- 46. Понятия устойчивости, стабильности, кризис в политических исследованиях.
- 47. Современные теории модернизации
- 48. Современные концепции транзитологии
- 49. Понятие, основные компоненты и функции политической культуры Сущность и понятие политической культуры
- Функции политической культуры
- Структура политической культуры
- 50. Проблема классификации политических культур. Понятие субкультуры. Критерии типологизации политической культуры
- Особенности политических культур западного и восточного типов
- 51. Особенности политической культуры современной России.
- 52. Политическая социализация Сущность политической социализации
- Основные способы и механизмы политической социализации
- Этапы политической социализации
- 54. Основные виды современных политико-идеологических доктрин
- 55. Исторические этапы развития и современное состояние мировой политики Новейшие тенденции развития мировой политики
- Особенности современной внешнеполитической стратегии России
- 56. Мировая политика: основные подходы к анализу.
- 57. Понятие геополитики Возникновение и сущность геополитики
- Классические геополитические теории
- 58. Современные концепции геополитики
- 59. Глобализация: основные подходы к интерпритации
- История
- [Править]Политика и управление
- Критика глобализации
- 60. Основные факторы и тенденции глобализации
- 61. Понятие политической коммуникации. Содержание и основные участники. Сущность коммуникации как политического процесса
- Структура политической коммуникации
- 62. Основные компоненты и этапы политической коммуникации
- 63. Виды современных политических коммуникаций
- 64. Современные подходы к изучению политических коммуникаций. Микроуровневые теории политической коммуникации
- 2.3. Системно-кибернетическая макроуровневая теория политической коммуникации
- Грачев м.Н.
- Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития