logo
БУРЕНКО, ЖУРАВЛЕВ - Политология, Учебник

4. Россия в системе международных отношений

В конце XX века для России возникли задачи, связанные с поиском, установлением места и роли нового государства в мировом сообществе. Россия не унаследовала от СССР ни статуса сверхдержавы, ни роли одного из центров мировой политики, равновесного США и их союзников. Резко снизилось ее геополитическое пространство. С распадом Советского Союза Россия была как бы оттеснена дальше в восточную часть Европы, лишена удобных выходов в Мировой океан, ослаблена ее инфраструктура. Россия от-

-----151-----

делена от Западной и Центральной Европы поясом суверенных государств и выходит к Тихому океану наиболее удаленной от политического центра и наименее развитой своей частью.

После роспуска Варшавского договора соотношение сил в Европе изменилось не в пользу России, усилилось влияние НАТО, которое вскоре выйдет на государственную границу России. Россия утратила своих бывших союзников и не приобрела ни одного нового.

Обширность географического пространства и неравномерное распределение природных богатств на территории страны, этно-цивилизационное многообразие ее населения, включающее более 150 различных народов, большая протяженность сухопутной и морской государственной границы, большое количество примыкающих к ним или расположенных рядом плотнозаселенных и имеющих ограниченные природные ресурсы иностранных государств, многие из которых заинтересованы в расчленении России и включении отдельных ее богатых природными ресурсами регионов в состав своей территории, — все это накладывает отпечаток на формирование внешней политики России.

В результате непродуманных, неэффективных реформ экономический и военный потенциал страны заметно снизился. Происходит ее вытеснение на периферию, на задворки мировой экономики. По большинству параметров (кроме размеров территории и ядерного потенциала) Россия перешла в категорию развивающихся стран. Снижение экономической, технологической и военной мощи России существенно уменьшило ее международный авторитет. При решении острых международных проблем мнение российского государства практически не учитывается.

Стремление вернуть геополитический статус перворазрядной державы сегодня несостоятельно и опасно.

В поисках своего места в международной политике, которое бы соответствовало ее возможностям, ее традициям, России нужно учитывать реальности нынешнего моноцентризма при гегемонии США, а также перспективы формирования полицентризма в изменяющихся международных отношениях.

Сегодня Россия имеет возможности для ведения активной внешней политики. Она сохраняет за собой место постоянного члена Совета Безопасности ООН, обладает мощным ядерным по-

-----152-----

тенциалом, имеет самую большую территорию со значительными природными богатствами, образованное население. Однако следует отметить, что выработка национальных приоритетов в современной России идет сложно и противоречиво. Интересы безопасности России требуют создания прочных взаимовыгодных связей с ближайшим географическим окружением, активного развития экономического, социального, культурного сотрудничества с определенными странами. Но до сих пор четко не сформулированы национальные интересы страны. Следует подчеркнуть, что внешняя политика России находится в стадии становления. Сегодня можно выделить некоторые основные черты этой политики:

  1. Россия отвергает применение военной силы как средство достижения политических, экономических и других внешних целей.Краеугольным камнем нашей внешней политики стало положение о том, что Россия ни к одному государству не относится какк своему противнику.

  1. Россия отстаивает свои жизненно важные интересы.

Сохранение суверенитета, целостности и единства Россиивыступает в качестве ее главного национального интереса.

Внешняя политика страны превращается из «затратной» вовзаимовыгодную.

  1. Россия призвана сыграть роль связующего звена между Западом и Востоком. Через Россию идут самые удобные пути, соединяющие страны Западной Европы и Тихоокеанского региона. Уникальное географическое положение России должно быть использовано для получения ею экономической и политической выгоды.

  2. Российская внешняя политика учитывает объективность закона региональной общности, указывающего на то, что у наций,живущих в одной части мира, имеются общие интересы, связанные с поддержанием добрососедских отношений, экономическойкооперации. Если даже отвлечься от факта многовекового пребывания в едином государстве, географическая близость, единстворегиональных проблем сами по себе являются фактором установления все более тесного сотрудничества и интеграции со странами, образовавшимися на территории бывшего СССР, со странамиСНГ.

-----153-----