logo
БУРЕНКО, ЖУРАВЛЕВ - Политология, Учебник

1. Группы интересов как субъекты политики

Как известно, под субъектами политики понимаются человек и различные общности людей, которые оказывают определенное влияние на политический процесс. Субъектами политики могут выступать массы, классы, социальные слои, демографические группы (молодежь, женщины и др.), этнические группы и т. п. Их роль особенно велика в периоды бурных общественно-политических преобразований.

Однако среди субъектов политики особое значение придается таким объединениям людей, которые в политологии именуются группами интересов. Группы интересов (заинтересованные группы) возникают на основе объективно существующего многообразия интересов и запросов людей. Для их формирования и функционирования необходима, как и для партий, активная, целесообразная деятельность по осмыслению и реализации человеком

-----130-----

своих интересов. Этим группы интересов принципиально отличаются от социальных, демографических, территориальных, этнических общностей как субъектов политики. Группы интересов — это определенным образом организованные объединения (ассоциации, союзы, фонды и т. п.), возникающие с целью более эффективного удовлетворения многообразных запросов и потребностей людей. Основатель теории групп А. Бентли отмечал: «Нет такой группы, у которой не было бы своего интереса. Групп без интереса не существует, а их количество ограничивается лишь одним показателем — интересами, ради которых они созданы и действуют»54. Среди групп интересов важно выделять политические и неполитические группы интересов. Критерием для такого разграничения является понимание политики как деятельности, связанной с приобретением и использованием власти, а также влиянием на власть.

К неполитическим группам интересов необходимо причислить такие, возникновение и функционирование которых не связано с приобретением и использованием власти (это, как было показано в предыдущей теме, характеризует партии). Их задачей не является влияние на власть. Природа подобных групп обусловлена интересами, которые в основе своей могут быть реализованы помимо власти, на принципах самоорганизации и соблюдения действующего законодательства (любительские интересы: спортивные объединения, общества филателистов, автолюбителей, любителей рыбной ловли, поэзии, музыки, бардовской песни и т. п.).

Однако эти неполитические группы интересов привлекают политологию в трех измерениях. Во-первых, массовые общественные объединения, как правило, вовлекаются политическими партиями и лидерами в политический процесс с целью привлечения голосов в ходе избирательных кампаний. Во-вторых, неполитические группы интересов зачастую сами вынуждены в периоды кризисов в обществе вторгаться в политику, чтобы защитить условия реализации своих интересов (к примеру, российские эстрадные знаменитости несколько лет назад через СМИ организовали акцию недовольства системой налогообложения). В-третьих, массовое распространение и эффективное функционирование групп инте-

__________

54BentleyA. The Process of Government. Cambridge, 1967. P. 222.

-----131-----

ресов свидетельствует о высоком уровне развития гражданского общества, о способности людей решать многие свои проблемы помимо власти, на принципах самоорганизации и самоуправления.

Далее, среди групп интересов, в научной литературе принято выделять такие, основной задачей которых является влияние на власть (политические группы интересов). Но эти группы в отличие от партий не ставят своей целью приобретение и использование власти, они не претендуют на выражение общенационального интереса. В западной литературе их квалифицируют как группы давления. «Группа давления — иной, дополнительный вариант групп интересов, который можно определить как группу интересов, оказывающую давление на властные структуры»55.

В современных демократиях существует огромное количество групп интересов, стремящихся оказывать влияние на власть. В чем причины их роста?

Во-первых, в усиливающемся многообразии интересов в современных обществах. Во-вторых, многие интересы приходят в столкновение между собой и требуют государственного вмешательства. В-третьих, в сложности представительства интересов. Далеко не все многообразие интересов может быть представлено в институтах власти. Во власти (в парламентах), как правило, посредством партий представлены лишь наиболее обобщенные интересы. Все это побуждает различные интересы интегрироваться, поскольку власть, как правило, не реагирует на индивидуальные и неорганизованные интересы.

В целом группы интересов порождают особую форму демократического взаимодействия гражданского общества и власти, они представляют важный канал обратной связи между властью и обществом. К важнейшим функциям групп интересовотносятся следующие:

артикуляция (лат. articulatio — ясно, членораздельно произносить) интересов — преобразование смутных и расплывчатыхмассовых требований в конкретные и четкие формулировки;

согласование (агрегация) интересов — сведение множествачастных интересов к более общему и особо значимому для даннойгруппы;

__________

55Бакун Л. А. Группы в политике. К истории развития американских теорий // Полис. 1999. №1. С. 163.

-----132-----

мобилизация — вовлечение, активизация граждан и их различных объединений в процесс защиты групповых интересов посредством взаимодействия с властью;

социализация — усвоение гражданами через участие в работе групп интересов опыта и навыков взаимодействия с институтами власти;

— представительство и продвижение групповых интересовв структурах власти.

В Российской Федерации права граждан создавать общественные объединения закреплены в Конституции (ст. 30). Граждане вправе обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления, участвовать в управлении делами государства (ст. 32,33). Механизм реализации права граждан на создание общественных объединений конкретизирован и закреплен в ряде законов: «Об общественных объединениях», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «О политических партиях» и др. Так, закон «Об общественных объединениях» (принят Государственной Думой 14 апреля 1995 г.) регулирует деятельность всех общественных объединений, созданных по инициативе граждан, за исключением партий, религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций), деятельность которых определяется особыми законами.

В Законе «Об общественных объединениях» отмечается:

-----133-----

— общественные объединения могут создаваться в одной изследующих организационно-правовых форм:

общественная организация — основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;

общественное движение —- не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Общественные движения могут преобразовываться в иные формы;

общественный фонд — один из видов некоммерческих фондов, не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использования данного имущества на общественно полезные цели;

общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;

орган общественной самодеятельности — не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности;

-----134-----

-----135-----

Общественное объединение обязано соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

В ноябре 2001 г. в Москве состоялся Гражданский форум — это одна из форм взаимодействия гражданского общества и власти в современной России. Делегата Форума (5 тыс.) представляли интересы 20 млн. человек, состоящих в 350 тыс. некоммерческих общественных организациях и союзах, из них постоянно работающих (имеющих штат, оборудование) — около 70 тыс. объединений. В качестве важнейших задач, стоящих перед сообществом неправительственных организаций (НПО), Гражданский форум определил следующие:

__________

56 Известия. 2001. 26 октября.

-----136-----