2. Развитие политической науки в сша
Политическая мысль США формировалась в конце XVIII-XIX веке под активным влиянием взглядов европейских авторов XVII-XVIII веков. Американские мыслители этого периода, такие как Б. Франклин, Т. Пейн, Т. Джефферсон, Д. Медисон, А. Гамильтон, Дж. Джей и другие, разрабатывали теорию американского конституционализма, концепцию республиканского устройства как формы представительного правления, теорию федерализма, развивали свое понимание концепции естественных и неотъемлемых прав человека.
В конце 50-х годов XIX века в Колумбийском колледже начинается систематическое исследование и преподавание политики.
В первой половине XX века активно исследовалась роль групп интересов в политике (А. Бентли). В 20-30-е годы оформилась Чикагская школа политической науки, объединившая таких известных политологов, как Ч. Мерриам, Г. Лассуэл и др. На основе бихевиористских подходов они стали широко использовать эмпирические исследования политики, развивали теорию и технологии
-----46-----
проведения избирательных кампаний, анализировали особенности американской демократии, заложили основы теории политических коммуникаций и теории политического лидерства.
Далее в этой теме мы представим персоналии лишь некоторых из широко известных политологов США второй половины XX века.
Габриэль Алмонд (1911) — американский политолог. Работы: «Сравнительная политика сегодня», «Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций» (совместно с С. Вербой) и др.
Алмонд считается классиком сравнительного подхода к исследованию политических систем, осуществленного им на основе методологии структурного функционализма Т. Парсонса.
Исследуя культурно-психологическую детерминацию политических процессов, Алмонд ввел в широкий научный оборот понятие «политическая культура». Алмонд подчеркивал, что термин «политическая культура» относится к политическим ориентаци-ям — взглядам и позициям относительно политической системы и ее разных частей и позициям относительно собственной роли в этой системе. «Политическая культура — это разнообразные, но устойчиво повторяющиеся рациональные, аффективные и оценочные ориентации относительно политической системы вообще, ее аспектов «на входе» и «на выходе», и себя как политического актора».
На основе анализа общего и особенного политических культур различных стран Алмонд выделяет следующие типы политических культур: патриархальная политическая культура, подданническая политическая культура, политическая культура участия. Наряду с ними исследователь выделяет гражданскую культуру, в которой политические ориентации культуры участия сочетаются с патриархальными и подданническими политическими ориентациями. В рамках культурологического подхода политическая культура рассматривается как одна из основополагающих детерминант власти. Политико-культурный подход позволяет преодолеть формально-юридическое понимание политики и выйти за рамки нормативного и институционального описаний политических процессов. На связь политической культуры и власти обращали специальный исследовательский интерес в XX веке в рамках политологии такие исследователи, как
-----47-----
М. Вебер, Г. Пауэлл, Л. Пай, К. Бойме, С. Липсет, У. Розенбаум, М. Дюверже, Д. Каванах, Е. Вятр и др.
В русле этого подхода, как подчеркивает Б. Г. Капустин, «культурные символы (смыслы и значения) и есть то, что опосредует взаимодействие людей и условий их жизни, лишая последние эффекта прямого действия».
Роберт Даль (1915) — американский исследователь, известен в первую очередь своими работами по теории демократии: «Введение в экономическую демократию», «Введение в теорию демокра-тии»^ «О демократии», «Полиархия», «Демократия, свобода и равенство», «Демократия и ее критики» и др.
Даль осуществляет анализ развития демократии на протяжении всей истории человечества, исследует проблемы соотношения большинства и меньшинства в процессе развития демократии, рассматривает дилемму равенства и свободы в историческом развитии.
Полиархическая модель демократии, разработанная им в 50-е годы, предполагает высокий уровень активности граждан и открытое политическое соперничество различных групп и политических лидеров в борьбе за голоса избирателей и участие в институтах принятия решений. Вместе с тем исследователь обращает внимание на то, что избиратели и общественное мнение не имеют достаточной компетенции, чтобы влиять на действия власти или важ-. ные политические события. В одной из своих статей Роберт Даль пишет: «Даже в странах, где демократические институты существуют на протяжении уже нескольких поколений, приходится сталкиваться с все большим числом фактов, указывающих на недостаточную компетентность граждан»41.
Усложнение социально-политических и экономических процессов, возрастание связей и зависимостей, бурный рост объема информации, которую необходимо осмыслить для принятия
__________
41 Даль Р. Проблемы гражданской компетентности // Политическая наука. 1992. №2. Проблема демократии в политической мысли XX столетия. М,. 1999. С. 37. Р. Даль указывает в этой статье на три причины низкой компетенции граждан: изменение масштабов общественной жизни, возрастающая сложность социальных процессов, изменения в технологии коммуникаций.
-----48-----
гражданином самостоятельного решения, накладывается на все больший дефицит времени. И не только времени. Компетентные решения требуют и финансовых средств, и физических усилий, и интереса к политике. Для этого у современного массового человека зачастую нет возможностей. Поэтому полиархическая модель демократии, разработанная Р. Далем в 50-годы, предполагает не только высокий уровень участия граждан, но и открытое политическое соперничество различных групп и политических лидеров в борьбе за голоса избирателей и участие в институтах принятия решений. Полиархия как тип правления предполагает, согласно Далю, высокую терпимость к оппозиции и относительно широкие возможности влияния на поведение правительства. Даль полагал, что американская политическая система близка к полиархии, она «обеспечивает высокую вероятность того, что активная и легитимная группа будет услышана на определенном этапе принятия решения». Но позже теоретик плюралистической демократии, который в качестве гипотезы выдвигал идею «дисперсии» политической власти, обнаруживает непрерывно растущее неравенство в политическом потенциале представленных на политической сцене общественных сил. «Новый социально-экономический строй, постепенно сменивший в течение XIX столетия американское аграрное общество, — констатирует теоретик полиархии Даль, — ...привел к огромным различиям в богатстве, доходах, общественном положении и власти». В связи с этим он говорит о необходимости «воспрепятствовать всевозрастающему размыванию политического равенства» и переходит от разработки концепции полиархической демократии как процесса свободной борьбы различных групп за участие в институтах принятии политических решений к разработке теории экономической демократии, которая рассматривается им как важный и необходимый фактор достижения политического равенства.
Дэвид Истон (1917) — канадский и американский политолог. Работы: «Политическая система», «Основы политического анализа», «Системный анализ политической жизни».
Истон известен своими исследованиями политических процессов с точки зрения системного подхода, в том числе он разработал оригинальную концепцию политической системы — так называемую кибернетическую модель политической системы, в ос-
-----49-----
нове анализа которой заложены замеры на входе и выходе системы. Политическую систему он определяет как такое взаимодействие в обществе, посредством которого происходит распределение ценностей и тем самым предотвращение конфликтов. На вход политической системы поступают импульсы в виде общественных требований и поддержки; на выходе политической системы имеем политические решения, с помощью которых и происходит властное распределение ценностей. Если запросы и требования общества удовлетворяются системой принятия решений, то политическая система находит социальную поддержку.
Самуэл Хантингтон (1927) американский исследователь политики. Работы: «Политический порядок в изменяющихся обществах», «Столкновение цивилизаций» и др.
В исследовании политических процессов большое внимание уделяет институтам. Хантингтон считает институционализацию политических процессов важным критерием политического развития, поскольку институционализация повышает возможность согласования интересов, придает государству более высокий уровень адаптации.
После распада мировой системы социализма и тем самым исчезновения противоборства двух мировых систем (капитализма и социализма) как решающего фактора международного развития, Хантингтон большое внимание уделяет разработке цивилизацией-ной модели мира, рассматривает сдвиг баланса власти среди цивилизаций. В качестве определяющего фактора дальнейшего мирового развития он выделяет межцивилизационные различия. «Идентичность на уровне цивилизации будет становиться все более важной, и облик мира будет в значительной мере формироваться в ходе взаимодействия семи-восьми крупных цивилизаций. К ним относятся западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, православно-славянская, латиноамериканская и, возможно, африканская цивилизации». В книге «Столкновение цивилизаций», написанной как размышления над проблемами, обозначенными в 1993 г. в статье «Столкновение цивилизаций?», Хантингтон приходит к следующим выводам:
— впервые в истории глобальная политика и многополюсна, и полицивилизационна; модернизация отделена от «вестерниза-ции» — распространение западных идеалов и норм не приводит ни
-----50-----
к возникновению всеобщей цивилизации в точном смысле этого слова, ни к вестернизации не-западных обществ;
баланс влияния между цивилизациями смещается: относительное влияние Запада снижается; растет экономическая, военная и политическая мощь азиатских цивилизаций; демографический взрыв ислама имеет дестабилизирующие последствия длямусульманских стран и их соседей; незападные цивилизациивновь подтверждают ценность своих культур;
возникает мировой порядок, основанный на цивилизациях:общества, имеющие культурные сходства, сотрудничают друг с другом; попытки переноса обществ из одной цивилизации в другуюоказываются бесплодными; страны группируются вокруг ведущихили стержневых стран своих цивилизаций;
— универсалистские претензии Запада все чаще приводятк конфликтам с другими цивилизациями, наиболее серьезные —с исламом и Китаем; на локальном уровне войны на линиях разлома, большей частью — между мусульманами и немусульманами, вызывают «сплочение родственных стран», угрозу дальнейшейэскалации конфликта и, следовательно, усилия основных странпрекратить эти войны;
— выживание Запада зависит от того, подтвердят ли вновь американцы свою западную идентификацию и примут ли жители Запада свою цивилизацию как уникальную, а не универсальную42,а также от их объединения для сохранения цивилизации противвызовов незападных обществ. Избежать глобальной войны цивилизаций можно лишь тогда, когда мировые лидеры примут поли-цивилизационный характер глобальной политики и станут сотрудничать для его поддержания.
При анализе идей С. Хантингтона важно отметить, что в качестве источников конфликтов в XXI веке автор называет не разли-
__________
42Универсалистская самооценка в духе западноцентризма имеет широкое распространение в США. Об этом свидетельствует нашумевшая в начале 1990-х годов работа другого американского автора Ф. Фукуямы «Конец истории», в которой он предсказывал прекращение идеологических конфликтов в связи с крахом социализма и полный триумф политического и экономического либерализма.
-----51-----
чия между цивилизациями сами по себе, а универсалистские претензии Запада в отношениях с другими цивилизациями.
Завершая рассмотрение данной темы, следует отметить, что во второй половине XX века в западной общественно-политической мысли стал получать распространение постмодернизм, представители которого (Ж. Деррида, М. Фуко, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодри-яр и др.) ставят под сомнение возможность разработки критериев истинности научных знаний, отрицают способность современной методологии научного познания получить значимые научные результаты. Методология периода модерна, связанная с идеями Нового времени и Просвещения — верой в науку и человеческий разум, рационализм и прогресс, — все это подвергается сомнению и критике.
Постмодернистские концепции, с одной стороны, свидетельствуют о кризисе той западной культурной традиции, которая последние два столетия опиралась на универсалистский проект века Просвещения. В политической науке этот кризис проявляется в безуспешных попытках рационального обоснования политики, неспособности традиционных политологических методологий дать убедительное объяснение современным вызовам человечеству: глобализму, фундаментализму, политическому и государственному терроризму, росту этнических и религиозных конфликтов. С другой стороны, постмодернизм — это одно из направлений поиска новых культурных проектов и новых методов теоретического осмысления современного социального и политического мира.
- Политология
- Раздел I историко-методологическое введние Тема 1. Введение в предмет. Политология в системе обществознания
- 1. Политология как наука и учебная дисциплина: история и современность
- 2. Предмет, методы и функции политической науки
- Тема 2. Возникновение и развитие политической мысли
- 1. Политическая мысль Древнего мира
- 2. Политические идеи Средневековья и Возрождения
- 3. Политические идеи Нового времени
- Тема 3. Современная политология: основные концепции
- 1. Политическая наука в Европе конца XIX-XX века
- 2. Развитие политической науки в сша
- Тема 4. Политические идеи и учения в россии XI-XX вв.
- 1. Возникновение и развитие политической мысли в XI-XVI вв.
- 2. Политические идеи в России XVII - первой половины XIX в.
- 3. Политические идеи в России второй половины XIX - первой половины XX в.
- Раздел II политическая власть и общество Тема 5. Политика и власть
- 1. Политика
- 2. Власть
- 3. Политическая власть
- Тема 6. Политические системы и политические режимы
- 1. Системный подход в политологии. Функции политической системы
- 2. Институты государства и гражданского общества в политической системе
- 3. Политические режимы
- Тема 7. Гражданское общество и государство
- 1. Понятие и историческая эволюция гражданского общества
- 2. Основные этапы и характерные черты современного гражданского общества
- 3. Проблемы становления гражданского общества в России
- Тема 8. Политические партии и партийные системы
- 1. Партии как политические институты
- 2. Типология политических партий
- 3. Сущность и разновидности партийных систем
- 4. Становление многопартийности в России
- Тема 9. Группы интересов в политике
- 1. Группы интересов как субъекты политики
- 2. Лоббизм как политический институт
- Тема 10. Международные отношения и внешняя политика. Геополитика и глобализация
- 1. Общая характеристика внешней политики государства и международных отношений
- 2. Основные теоретические концепции международных отношений. Геополитика
- 3. Современные тенденции развития международных отношений. Глобализация
- 4. Россия в системе международных отношений
- Раздел III человек в политическом процессе Тема 11. Индивид как субъект и объект политики. Политическое участие
- 1. Сущность политического участия
- 2. Механизм политической идентификации
- 3. Формы политического участия
- Тема 12. Политические элиты и политическое лидерство
- 1. Сущность и роль политических элит в обществе
- 2. Типология и функции политического лидерства
- 3. Российская политическая элита постсоветского периода
- Тема 13. Политическое сознание. Современные политические идеологии
- 1. Понятие и структура политического сознания
- 2. Современные политические идеологии
- Тема 14. Политическая культура
- 1. Понятие политической культуры
- 2. Типология политической культуры
- 3. Политическая культура современной России
- Приложения приложение 1. Тесты по курсу «политология»
- Тест 1. Политология как наука и учебная дисциплина
- Тест 2-а. Возникновение и развитие политической мысли (Древний мир и Средневековье)
- Тест 2-б. Возникновение и развитие политической мысли (Возрождение и Новое время)
- Тест 3. Современная политология: основные концепции (вторая пол. XIX-XX в.)
- Тест 4. Политические идеи и учения в России XI-XX вв.
- Тест 5. Политика и власть как общественные явления
- Тест 6. Политические системы и политические режимы современности
- Тест 7. Государство и гражданское общество
- Тест 8. Политические партии и партийные системы
- Тест 9. Группы интересов в политике
- Тест 10. Международные отношения и внешняя политика. Глобализация и геополитика
- Тест 11. Индивид как субъект и объект политики. Политическое участие
- Тест 12. Политические элиты и политическое лидерство
- Тест 13. Политическое сознание. Современные политические идеологии
- Тест 14. Политическая культура
- Итоговое тестирование по курсу в целом
- Ключи к вопросам тестов
- Приложение 3. Краткий терминологический словарь
- Приложение 4. Планы семинаров, тематика рефератов, вопросы к итоговому контролю, основная литература планы семинаров Семинар №1
- Семинар №2
- Семинар №3
- Семинар №4
- Семинар №5
- Семинар №6
- Семинар №7
- Семинар №8
- Семинар №9
- Семинар №10
- (2 Часа)
- Семинар №11 Политическая культура (4 часа)
- Тематика рефератов
- Вопросы к итоговому контролю
- Основная литература
- Приложение 5. Структурно-логические схемы
- Содержание
- Тема 2. Возникновение и развитие политической мысли 18
- Тема 3. Современная политология: основные концепции 36
- Тема 4. Политические идеи и учения в России XI-XX вв 52