logo
БУРЕНКО, ЖУРАВЛЕВ - Политология, Учебник

1. Возникновение и развитие политической мысли в XI-XVI вв.

Политическая мысль в Древней Руси зарождается в тесной связи с религиозным сознанием и характеризуется обращенностью к философско-исторической проблематике и насущным задачам

-----52-----

становления русской государственности. На первый план выдвигаются такие проблемы, как независимость русских земель, необходимость их единения, сущность и предназначение власти, образ идеального князя.

Уже в первом политическом трактате Древней Руси «Слово о законе и благодати», автором которого является киевский митрополит Иларион, утверждается трактовка закона через противопоставление его иным, более существенным ценностям. Всемирная история, согласно Илариону, развертывается как смена царства «закона» царством «благодати-истины», «благодати-правды». В дальнейшем это различение будет играть существенную роль в развитии политических и правовых идей в России.

В «Повести временных лет» представлена первая попытка раскрыть политическую историю древнерусского государства. В дошедших до нас размышлениях Даниила Заточника (конец XII -начало XIII века) рассматривается образ идеального правителя, сильной княжеской власти. В «Слове о полку Игореве» обосновывается необходимость преодолеть разобщенность русских земель, звучит призыв к их единению.

Дальнейшее развитие политической мысли этого периода характеризовалось обогащением проблематики и подходов к решению возникающих задач. Так, в конце XV - начале XVI века ходом событий на первый план выдвинулся вопрос об отношениях церкви и государства. В трактовке этого вопроса сложилось два направления общественно-политической и религиозной мысли: нестяжатели (Нил Сорокин, 1433-1508) и стяжатели (Иосиф Волоцкий, 1439—1515) или иосифляне. Первые выступали против монастырской собственности, считали большим человеческим грехом стяжание богатств, проповедовали невмешательство в мирские, в том числе государственные дела. Сорский разрабатывал идеи разграничения сфер и методов деятельности церкви и государства.

Иосифляне сначала отстаивали идею превосходства церкви по отношению к власти государства. Волоцкий разграничивал такие характеристики власти, как ее божественное происхождение и ее реализацию человеком. Реализация власти человеком, считал он, как раз и может порождать ошибки и преступления. А поэтому надо оказывать сопротивление тиранической власти. Затем, по мере усиления Московского государства, позиция иосифлян стала бо-

-----53-----

лее уравновешенной, они стали развивать положение о симфонии двух властей.

Следует обратить внимание на сформированную усилиями последователя иосифлян Филофея (ок. 1465—1542) политическую концепцию «Москва Третий Рим». Ее содержание и идейная направленность были связаны с потребностью формирования сильного, централизованного русского государства.

В конце рассматриваемого периода сложились различные подходы к пониманию статуса государя в русском царстве. С одной стороны, разрабатывалась теория сильной государственной власти, которая должна безраздельно находиться в руках государя (Иван Пересветов, XVI в.). Иван Грозный (1530-1583) усилил ее до утверждения идеи юридической безответственности, надзаконно-сти политико-правового статуса царя на земле русской. С другой стороны, разрабатывались требования соответствия царя нормам христианско-нравственного идеала, выдвигались принципы подчинения царя законности (Максим Грек, 1475-1555), принцип монархического правления с выборным сословно-представитель-ным органом (Андрей Курбский, 1528—1583) и др.