1. Политология как наука и учебная дисциплина: история и современность
Процесс формирования политологии как науки берет свое начало в Древнем мире. Об этом свидетельствуют крупнейшие работы того времени. Предметом исследования в них являлись некоторые элементы того, что сегодня составляет сферу политического1. Тогда же появилось и понятие для обозначения этой отрасли знаний. Так, Аристотель пишет о политике как науке, а в «Риторике» употребляет понятие «политическая наука»: «Однако скажем теперь о вопросах... которые имеют значение для политической науки»2. Завершение процесса становления политологии как самостоятельной науки следует связывать с периодом дифференциации наук и вычленения политических знаний из совокупности философских, исторических, юридических и других знаний — это конец XIX — начало XX века.
Как самостоятельная учебная дисциплина политология имеет сравнительно небольшую историю. Во второй половине XIX века в Колумбийском колледже (США) была открыта кафедра истории и политической науки. В 1872 г. во Франции была основана первая школа политических наук «Приватная школа политического образования», которая готовила правящую элиту для государственного аппарата.
__________
*Речь идет о работах Платона «Государство» и «Политик», Аристотеля «Политика», Цицерона «О государстве» и др.
2 Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб., 2000. С. 103.
-----3-----
Важной вехой в истории политологии как науки и учебной дисциплины стало образование в 1903 г. в США Американской ассоциации политических наук, объединившей на тот период около 200 исследователей и преподавателей. В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО и по инициативе Американской, Канадской, Французской и Индийской национальных ассоциаций политических наук была основана Международная ассоциация политической науки (МАПН). В 1950 г. состоялся 1-й конгресс МАПН, в котором приняли участие ученые из 23 стран. С тех пор конгрессы МАПН проводятся с интервалом в три года.
Исследование и преподавание политической проблематики в России в конце XIX — начале XX века осуществлялось в основном в рамках юридических дисциплин, а также усилиями историков, философов, социологов3.
В послереволюционное, советское время политология в качестве особой учебной дисциплины не преподавалась. Отдельные аспекты политики и власти очень бегло рассматривались в исторических, экономических, философских курсах, в теории социализма4. За этим фактом можно увидеть общую тенденцию, свидетельствующую о том, что при определенных политических режимах нет условий и возможности для постоянного, глубокого исследования и систематического и широкого изучения политики. Проблемы политики и власти исследовались и изучались лишь в меру дозволенного.
Известно, что для любой науки информация — это ее хлеб. Однако информация о функционировании власти в СССР была за семью печатями. Только через десятки лет стали достоянием общественности и исследователей процедуры обсуждения и принятия решений (в этой части и сейчас принципиальных изменений
3См., напр.: Антология мировой политической мысли: В 5 т. М.: Мысль, 1997. Т. 4. Политическая мысль в России: вторая половина XIX— XX в.
(4) Так, в учебнике В. Ф. Халипова «Научный коммунизм» (М.,1986) из 19 глав собственно политике посвящены лишь 2 главы. В учебнике «Философия. Основные идеи и принципы» (М., 1985) под редакцией Л. И. Ра-китова нет не только главы, но и ни одного параграфа, где рассматривались бы проблемы политики и власти.
-----4-----
мало), механизмы формирования политической элиты и др. В общем, власть как святая святых была труднодоступна для рядового исследователя. Крупных работ по проблемам власти и политики за советский период практически не выходило. Об этом свидетельствует крайне бедная библиография по этим вопросам за указанное время. Научному сообществу были мало доступны и зарубежные исследования. Та же литература, которая появлялась, носила в основном идеологизированный и апологетический характер. И это понятно, поскольку для развития науки кроме свободы доступа к информации необходима свобода слова. Ситуацию в этой сфере достаточно точно охарактеризовал революционер, литератор и дипломат Федор Раскольников еще в 1939 г. в открытом письме Сталину: «Вы лишили советских ученых, особенно в области гуманитарных наук, минимума свободы научной мысли, без которого творческая работа исследователя становится невозможной»5. Конечно, исследователю политики и власти кроме свободы слова требуются еще и честность, смелость, но все это было в большом дефиците. Вот что пишет о научной атмосфере той эпохи бывший в брежневские времена директором Института США и Канады Г. Арбатов: работники общественных наук «погрязли в непроходимом догматизме и начетничестве, неумолкающей апологетике "великого теоретика"(6)
И в постсталинские времена положение мало изменилось. Как пишет известный теоретик культуры В. В. Журавлев, «общественным наукам отводилась охранительно-апологетическая функция» и большинством обществоведов реализация этой функции понималась как важнейший партийный и профессиональный долг, как выражение гражданской позиции7.
Те же авторы, которые переходили грань дозволенного, преследовались, высылались из страны или были вынуждены уезжать за рубеж, чтобы иметь возможность работать в области исследова-
5 Раскольников Ф. Открытое письмо Сталину// Гребельский 3. В. Федор Раскольников. М., 1988. С. 181.
6 Арбатов Г. Свидетельство современника. М., 1991. С. 24.
7 См.: Журавлев В. В. Обществовед и перестройка // Вестник АН СССР. 1989. №7. С. 116.
-----5-----
ний политики. Здесь следует назвать известные ныне имена авторов, вторгавшихся в область недозволенного (в основном историки и философы), которые писали «издалека»: А. Авторханов, М. Восленский, А. Зиновьев, П. Егидес, А. Некрич, А. Янов. Важно отметить, что в советские времена и после смерти Сталина не выходило ни одного периодического издания, специально предназначенного для публичного обсуждения учеными результатов исследований в области политики и власти. Знаковым показателем состояния исследований власти является такой факт: в шестом издании Краткого политического словаря, появившемся в 1989 г., то есть всего лишь полтора десятка лет назад, отсутствуют статьи «Власть» и «Политическая власть».
И лишь в последние пятнадцать лет в области исследований политики ситуация принципиально изменилась8. Появилось много работ отечественных и зарубежных авторов, в которых представлены важнейшие результаты отечественной и мировой политологической науки 9.
С конца 80-х годов XX века тогда еще в СССР, а затем в современной России политология стала активно конституироваться как самостоятельная отрасль знаний и учебная дисциплина:
вводится ученая степень кандидата и доктора политическихнаук;
вводится преподавание политологии в вузах, появляются кафедры и факультеты политологии, разрабатываются учебные программы, курсы и спецкурсы, появляются учебники по политопогии, подготовленные российскими авторами;
8 Вместе с тем следует отметить, что для этих качественных и шснений некоторые предпосылки были созданы ранее. Так, в 1960 г. со щается Со ветская ассоциация политических наук (САПН), с 1961 г (АПН стал.1 членом МАПН. В 1979 г. в Москве состоялся XI кон фесе МАПН.
9 По проблемам политики и власти в российской политологии сеюл ня широко известны работы таких зарубежных авторов, как Г. Алмомн X. Арендт, Р. Арон, Б. Варне, К. Бейме, Д. Белл, Ж. Ьсшлер, П. Бурлы М. Вебер, Е. Вятр, Р. Даль, М. Доган, М. Дюверже, Д Истон, А. Лейпх.ц• i С. Липсет, М. Крозье, К. Манхейм, Ф. Ожье, Р. Пайпс, Р. Пантем, Т I I.ip соне, К. Поппер, Дж. Розенау, Дж. Сартори, Р. Такер, А. Турен, М. Ф\ i ■ > Ю. Хабермас, Ф. Хейек, П. Шампань, К. Шмитт, И. Шумпетер, К. Я» ru \n и др.
-----6-----
— начинают издаваться политологические журналы («Полис» — с 1991, «Власть» — с 1993, «Полития» — с 1997, в «Вестнике МГУ» серия «Политические науки» — с 1994, серия «Социология и политология» — с 1994 г. и др.).
В.феврале 1998 г. состоялся Первый Всероссийский конгресс политологов. О проблемах, которые стоят в центре российской политологии, может свидетельствовать тематика секций конгресса: «Российская государственность: проблемы и тенденции развития»; «Становление гражданского общества в России: перспективы демократического развития»; «Геополитические интересы России: вызовы и ответы»; «Политическое образование в современной России, проблемы преподавания политологии»; «Прикладная политология: теория и практика»; «Политическая коммуникация: общественное мнение и СМИ»; «Проблемы военной политологии». На Втором Всероссийском конгрессе политологов (апрель 2000 г.) количество секций и обсуждаемых на них проблем увеличилось. В апреле 2003 г. в Москве состоялся Третий Всероссийский конгресс политологов, в рамках которого дискуссии велись по следующим направлениям: политическая философия, методологические проблемы политических исследований, методика преподавания политологии, история политических идей, политическая антропология, сравнительная политология, политическое управление и политические институты, публичная политика как инструмент российского выбора, политическая регионалистика, политические партии и группы интересов, политические элиты, электоральная политология, тендерные исследования политики, дискурс-анализ, политическая социология, гражданское общество и права человека, транснациональные процессы, мировая политика, конфликты и международная безопасность.
Можно сказать, что российская политология находится в процессе становления. Наиболее важные задачи этого этапа: дальнейшее усвоение богатого мирового опыта исследований мира политики; выявление национальной специфики российской политики и обоснование наиболее эффективных методов и методологии ее исследования. Актуальной для российской политологии остается проблема деэтатизации политологического знания.
-----7-----
- Политология
- Раздел I историко-методологическое введние Тема 1. Введение в предмет. Политология в системе обществознания
- 1. Политология как наука и учебная дисциплина: история и современность
- 2. Предмет, методы и функции политической науки
- Тема 2. Возникновение и развитие политической мысли
- 1. Политическая мысль Древнего мира
- 2. Политические идеи Средневековья и Возрождения
- 3. Политические идеи Нового времени
- Тема 3. Современная политология: основные концепции
- 1. Политическая наука в Европе конца XIX-XX века
- 2. Развитие политической науки в сша
- Тема 4. Политические идеи и учения в россии XI-XX вв.
- 1. Возникновение и развитие политической мысли в XI-XVI вв.
- 2. Политические идеи в России XVII - первой половины XIX в.
- 3. Политические идеи в России второй половины XIX - первой половины XX в.
- Раздел II политическая власть и общество Тема 5. Политика и власть
- 1. Политика
- 2. Власть
- 3. Политическая власть
- Тема 6. Политические системы и политические режимы
- 1. Системный подход в политологии. Функции политической системы
- 2. Институты государства и гражданского общества в политической системе
- 3. Политические режимы
- Тема 7. Гражданское общество и государство
- 1. Понятие и историческая эволюция гражданского общества
- 2. Основные этапы и характерные черты современного гражданского общества
- 3. Проблемы становления гражданского общества в России
- Тема 8. Политические партии и партийные системы
- 1. Партии как политические институты
- 2. Типология политических партий
- 3. Сущность и разновидности партийных систем
- 4. Становление многопартийности в России
- Тема 9. Группы интересов в политике
- 1. Группы интересов как субъекты политики
- 2. Лоббизм как политический институт
- Тема 10. Международные отношения и внешняя политика. Геополитика и глобализация
- 1. Общая характеристика внешней политики государства и международных отношений
- 2. Основные теоретические концепции международных отношений. Геополитика
- 3. Современные тенденции развития международных отношений. Глобализация
- 4. Россия в системе международных отношений
- Раздел III человек в политическом процессе Тема 11. Индивид как субъект и объект политики. Политическое участие
- 1. Сущность политического участия
- 2. Механизм политической идентификации
- 3. Формы политического участия
- Тема 12. Политические элиты и политическое лидерство
- 1. Сущность и роль политических элит в обществе
- 2. Типология и функции политического лидерства
- 3. Российская политическая элита постсоветского периода
- Тема 13. Политическое сознание. Современные политические идеологии
- 1. Понятие и структура политического сознания
- 2. Современные политические идеологии
- Тема 14. Политическая культура
- 1. Понятие политической культуры
- 2. Типология политической культуры
- 3. Политическая культура современной России
- Приложения приложение 1. Тесты по курсу «политология»
- Тест 1. Политология как наука и учебная дисциплина
- Тест 2-а. Возникновение и развитие политической мысли (Древний мир и Средневековье)
- Тест 2-б. Возникновение и развитие политической мысли (Возрождение и Новое время)
- Тест 3. Современная политология: основные концепции (вторая пол. XIX-XX в.)
- Тест 4. Политические идеи и учения в России XI-XX вв.
- Тест 5. Политика и власть как общественные явления
- Тест 6. Политические системы и политические режимы современности
- Тест 7. Государство и гражданское общество
- Тест 8. Политические партии и партийные системы
- Тест 9. Группы интересов в политике
- Тест 10. Международные отношения и внешняя политика. Глобализация и геополитика
- Тест 11. Индивид как субъект и объект политики. Политическое участие
- Тест 12. Политические элиты и политическое лидерство
- Тест 13. Политическое сознание. Современные политические идеологии
- Тест 14. Политическая культура
- Итоговое тестирование по курсу в целом
- Ключи к вопросам тестов
- Приложение 3. Краткий терминологический словарь
- Приложение 4. Планы семинаров, тематика рефератов, вопросы к итоговому контролю, основная литература планы семинаров Семинар №1
- Семинар №2
- Семинар №3
- Семинар №4
- Семинар №5
- Семинар №6
- Семинар №7
- Семинар №8
- Семинар №9
- Семинар №10
- (2 Часа)
- Семинар №11 Политическая культура (4 часа)
- Тематика рефератов
- Вопросы к итоговому контролю
- Основная литература
- Приложение 5. Структурно-логические схемы
- Содержание
- Тема 2. Возникновение и развитие политической мысли 18
- Тема 3. Современная политология: основные концепции 36
- Тема 4. Политические идеи и учения в России XI-XX вв 52