logo
совр рос

1. Политические и военные отношения с сша.

Россия –США

После 11 сентября 2001 г. Соединенные Штаты активизировали свою политику на пост­советском пространстве. В Центральной Азии появились американские войска и базы. С на­чалом Иракской кампании открыто обозначилось стремление США включить в зону своей ответственности экономически и стратегически важный Черноморско-Каспийский регион. Ак­тивизировалась военная деятельность США и НАТО непосредственно на внешних границах регионов коллективной безопасности стран Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ).

Новый этап в развитии российско-американских отношений начался после избрания Президентом России В. В. Путина, который продолжил российско-американский политический диалог с новым президентом США Дж. Бушем-младшим. Несмотря на ратификацию обеими сторонами договора СНВ-2, процесс сокращения ядерного по­тенциала сопровождается рядом трудностей, связанных с позицией США. Реальный процесс двустороннего сближения начался после тра­гических событий 11 сентября 2001 г. в США, когда Россия поддер­жала усилия американцев по борьбе с мировым терроризмом, в част­ности кампанию по свержению талибов в Афганистане. Однако рос­сийская сторона не разделяет позицию США по выделению так называемой «оси зла» (Иран, Ирак, Северная Корея) — стран, кото­рые по подозрению в причастности к терроризму должны быть, по мнению США, подвергнуты массированным бомбардировкам. В этой связи Россия не поддержала боевую операцию США по свержению режима Саддама Хусейна в Ираке весной 2003 г.

Основные проблемы связаны с тем, что после избрания президен­том Дж. Буша-младшего США усилили курс на установление едино­личного глобального лидерства. Отсюда их активность на мировой арене. Еще в 90-е гг. США начали вовлечение в сферу своего влияния бывших советских республик, в конце 90-х гг. осуществили прямое вмешательство в югославский конфликт. Зоной стратегических инте­ресов США было объявлено соседнее с Россией Закавказье. У мирового сообщества также вызывает опасения новая ядерная доктрина США. В 2002 г. США в одностороннем порядке вышли из договора 1972 г. по противоракетной обороне (ПРО).

Расходящиеся векторы политических интересов Запада и России стали заметны уже в 2003—2005 гг. Выступая в Вильнюсе на конференции балтийско-черноморских государств, вице-президент США Д. Чейни обвинил Россию в том, она уже не идет по пути демократии, и предложил ей сделать недвусмысленный выбор. Затем Запад обвинил Россию в политичес-

Россия проводила независимую мно­говекторную политику. Саммит «Группы восьми» в Санкт-Петербурге в июле 2006 г., впервые прошедший под председательством России, способствовал укреплению ее позиций в мире, стал свидетельством ее растущего веса в мировых делах. Президент Путин неоднократно заявлял, что внешняя политика не самоцель, а средство обеспечения подъема страны. Цели России на международной арене, сформулированные в новой редакции Концепции внешней политики Рос­сии, принятой еще летом 2000 г., предельно просты: безопасность границ и создание внешних благоприятных условий для решения внутренних российских проблем. Исходя из этих целей и задач, Россия активно участвовала в выработке новой системы договоренностей, в создании но­вого баланса сил, чтобы обострения международной обстановки не привели ни к хаосу или войне всех против всех, ни к гегемонии одной державы

В этих условиях Россия, сохраняя стремление к сотрудничеству и взаимопониманию с США на основе приверженности «демократии и экономическим свободам», в последние годы твердо и последова­тельно отстаивает свои позиции с целью обеспечить учет ее интере­сов мировым сообществом.

ком и энергетическом шантаже своих соседей, в том, что нефть и газ служат для нее инстру­ментом политического давления. Стремление США переделать мир по своему образу и подо­бию, в том числе и насильственным путем, негативно сказалось на российско-американских отношениях. Безусловно, стремление Запада поставить Россию «на место» стало следствием укрепления позиций России в мире, ее более активной политики по защите национальных интересов. Вследствие ценностного размежевания Россия и Америка стали дрейфовать в про­тивоположных направлениях. Вынужденно укрепляя свой вооруженный потенциал (в 2005 г. резко возрос гособоронзаказ — с 1,7 до 5 млрд долларов; в 2006 г. он составил уже 8 млрд). Россия одновременно демонстрирует свое стремление иметь тесные связи с европейскими стра­нами, взаимовыгодные партнерские отношения с США. Выступая в начале 2007 г. в Мюнхене, Президент Путин объяснил Западу, что эпоха однополярного мира закончилась и что в новом мире Россия будет одним из основных игроков. Если Запад хочет, чтобы Россия была его пар­тнером, ему следует перестать игнорировать ее интересы.

Россия шагнула в предвыборный 2007 год, имея в своем багаже немалые достижения как во внутренней, так и в международной политике.

Благодаря быстрому экономическому росту в первые годы нового века у России появляется реальная возможность выйти к 2020 г. из категории среднеразвитых стран, в которой мы находи-