logo
совр рос

4. Реформа федеральной власти.

Одним из первых шагов, пред­принятых президентом В. В. Путиным в этом направлении, стала ре­форма федеральной власти. В целях укрепления принципов федера­тивного устройства и строгого соблюдения законности всеми уровня­ми государственной власти Указом Президента РФ в 2000 г. были созданы семь федеральных округов во главе с полномочными пред­ставителями президента (Центральный, Уральский, Приволжский, Дальневосточный; Северо-Западный; Сибирский, Южный).

• В 2001 г. было проведено реформирование Совета Федера­ции.

В его состав вместо губернаторов и глав законодательных собра­ний субъектов РФ вошли представители регионов для работы в верх­ней палате на постоянной основе. Был избран новый председатель Совета Федерации — С. М. Миронов. Одновременно учрежден сове­щательный Государственный совет, состоящий из руководителей субъектов Федерации.

2004 г.

Захват террористами школы в Беслане в сентябре 2004 г. продемонстрировал критическое состояние управления регионами и неготовность исполнительной власти эффективно действовать в кризисных ситуациях. Президент России выступил 13 сентября 2004 г. с предложениями по новому порядку избрания губернаторов, по новой системе избрания депутатов Государственной Думы и по созданию Общественной палаты

Реформа в системе государственной власти

-переход от общенародного избрания губернаторов к утверждению их парламентами субъектов

Федерации по представлению президента

-закон о выборах в ГД , изменивший избирательную систему(переход от смешанной избирательной системы(1/2 состава ГД формировалась по партийным спискам ,1/2- от округов) к пропорциональной системе- все депутаты избираются по партийным спискам , одновременно до 7% был увеличен порог , перешагнув который партия получала право на места в ГД.

Общая цель этих мер — формирование в России современной политической системы, способной обеспечить необходимое стране руководство в любой ситуации. Помощник Президента В. Ю. Сурков предложил термин «суверенная демократия» для обозначения политического режима, к которому следует стремиться. По его мнению, «допустимо определить суверенную демократию как образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всем ее многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, ее образующими».

***Подробнее

Захват террористами школы в Беслане в сентябре 2004 г. продемонстрировал критическое состояние управления регионами и неготовность исполнительной власти эффективно действовать в кризисных ситуациях. Президент России выступил 13 сентября 2004 г. с предложениями по новому порядку избрания губернаторов, по новой системе избрания депутатов Государственной Думы и по созданию Общественной палаты. В конце 2004 г. эти предложения стали законами. По новому закону региональные законодательные собрания по представлению Президента избирают нового главу региона. Президент получил право отзывать губернатора за ненадлежащее исполнение обязанностей. Свое недоверие губернатору вправе выразить и законодательное собрание. Таким образом, Президент взял на себя ответственность за работу губернаторов.       Были отменены выборы депутатов Госдумы по одномандатным округам. Основной аргумент в пользу перехода к сугубо партийным выборам состоял в том, чтобы стимулировать развитие партийной системы в стране. Выборы по новой системе позволяют также исключить «внутрипартийную коррупцию», поскольку партии будут вынуждены включать в свои региональные списки кандидатов, действительно способных привлечь голоса избирателей.       Создание Общественной палаты Российской Федерации активизировало становление гражданского общества и ускорило формирование его институтов. Общественная палата дополнила работу парламентариев.       Одним из основных направлений федеральной реформы стало укрупнение регионов в основном за счет присоединения по итогам референдумов экономически несостоятельных автономных округов к областям и краям. В начале 2005 г. законодательно закреплен процесс объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край. Успешно для сторонников укрупнения завершились референдумы по объединению Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Эвенкийского автономного округа и Красноярского края, Корякского автономного округа и Камчатской области, а также Усть-Ордынского Бурятского округа и Иркутской области.       На 2004—2005 гг. пришелся первый этап административной реформы, связанный с конкретизацией и разделением функций органов исполнительной власти. В итоге возникла новая структура федеральной исполнительной власти, состоящая из подразделений трех типов: министерств, служб и агентств.       Министерство — федеральный орган исполнительной власти, несущий полную ответственность за состояние подведомственной сферы управления и ее развитие. Именно федеральные министерства должны стать в точном соответствии с Конституцией РФ опорными элементами системы исполнительной власти во главе с Правительством Российской Федерации, политически ответственными за эффективное проведение государственной политики в определенных для них сферах управления. Федеральная служба — федеральный орган исполнительной власти, создаваемый для непосредственного осуществления специализированных правоприменительных функций и функций надзора. Федеральное агентство — федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за предоставление определенных видов общественных благ и услуг населению или другим органам власти.       Борьба с коррупцией — одно из ключевых направлений повышения эффективности государственной власти в современной России. Сегодня в России предпринимаются меры, чтобы сделать правовое поле адекватным для борьбы с этим социальным злом. Россия подписала и ратифицировала в 2006 г. Международную конвенцию по борьбе с коррупцией, принятую ООН в 2003 г., которая предусматривает полный комплекс мер по борьбе с коррупцией: меры по ее предупреждению, обязательства об установлении уголовной ответственности, в том числе за подкуп и взятки, направления межгосударственного взаимодействия.

• апрель 2005 г -в очередном Послании Федеральному Собранию РФ Путин в качестве главной политико-идеологической задачи определил задачу развития России как свободного демократического государства. Для ее достижения Президент предложил ряд мер по развитию государства, укреплению законности и повышению эффективности правосудия

(2)ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В 2000—2008 гг.

В декабре 1999 г. был создан Центр стратегических разработок, позднее преобразованный в министерство. Это новое государственное ведомство постара­лось объединить лучшие интеллектуальные силы общества для подготовки правительству рекомендаций, проектов теоретиче­ского и прикладного характера, направленных на формирова­ние социально-экономической стратегии развития страны

Планы реформ и их реализация.

После передачи полномочий президента В. В. Путину новым главой кабинета министров в мае 2000 г. был назначен М. М. Касьянов. Программа его мероприятий включала в себя налоговую, судебную, военную реформы, реформу жилищно-коммунального хозяйства, реструктуризацию «естественных монополий», а также принятие Земельного кодекса.

Социальная программа кабинета М. М. Касьянова ставила также задачи усовершенствования системы образования, реформирования социального обеспечения.

• В конце 2000 г. были приняты новые Налоговый и Та­моженный кодексы

Налоговая реформа, проводимая правительством, была направ­лена на последовательное снижение налоговой нагрузки на экономи­ку (ставка налога на прибыль организаций снижена с 35 до 24% с од­новременной отменой всех налоговых льгот; для физических лиц введен единый подоходный налог в размере 13%), что должно было способствовать выводу капитала из теневого оборота, росту налого­вых выплат, сделали ставку самой низкой в Европе.

Второй — существен­но сокращал таможенные ввозные пошлины. Положительные последствия этих шагов сказались довольно быстро: увеличи­лось поступление в казну налогов и таможенных сборов. Бы­ли созданы более благоприятные условия для инвестиционной политики.

• Правительство приступило к реализации военной реформы. На ближайшие 10 лет планируется проведение модернизации техники и перевод армии на вооружение нового поколения. В феврале 2002 г. был принят закон об альтернативной службе в армии. К 2007 г. должна быть завершена работа по формированию частей на профес­сиональной основе в сухопутных, воздушно-десантных войсках, морской пехоте, а также во внутренних и пограничных войсках. К 2008 г. ставилась задача сокращения службы по призыву до одного года.

• Идет работа над жилищно-коммунальной реформой, в ходе ко­торой общество должно перейти на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг.

• Много усилий новое руководство России прилагает к вы­правлению дел и в аграрном секторе экономики. За 90-е гг. кардинально изменилась структура аграрного сектора.

-Место колхозов и совхозов заняли крупные сельскохозяйственные предприятия разных форм собственности и крестьянские (фер­мерские) хозяйства. Они соответственно производили 42 и 2,1% от всей аграрной продукции. Главную ее долю давали личные подворья крестьян и дачные участки горожан. Этот перекос в пользу мелкого, кустарного производства лишний раз — помимо резкого сокращения общего объема сельскохо­зяйственного производства — подчеркивал необходимость не­отложных мер по значительному повышению эффективности работы крупных аграрных предприятий современного высоко­товарного типа.

-В сентябре 2001 г. Государственная Дума, несмотря на горячие протесты левых депутатов, одобрила внесенный Пра­вительством РФ новый Земельный кодекс. Он закрепляет прин­цип частной собственности на землю и детально прописывает юридические нормы ее купли-продажи. После принятия Ко­декса около 40 млн граждан России, в той или иной форме владевших землей, получили защищенные законом права соб­ственности на нее. Товарный оборот земель сельскохозяйст­венного значения (основного пахотного клина страны) регули­руется специальным законодательством.

-Появилось льготное кредитование аграрных предприятий, когда федеральный бюджет брал на себя часть обязательств по кредиту. Серьезно увеличилась поставка техники селу по лизингу (т. е. в пользование с последующей постепенной вы­платой за нее).Положительные результаты не замедлили сказаться. За два последних года удалось увеличить площадь посевов на многие миллионы гектаров. На лучше обрабатываемых полях в 2001 г. был собран высокий урожай, что впервые позволи­ло выделить немалый объем зерна для продажи за границей. Сократилось число убыточных хозяйств. Если в 1988 г. их было 88%, то в 2001 г. — 48%. В оживший аграрный сек­тор пошли инвестиции частного капитала, преимущественно российского.

- Серьезную пользу в нынешнее непростое для России вре­мя может оказать энергичное и умелое противодействие тако­му социальному злу, как теневая экономика и нелегальный вывоз капиталов из страны. Указом Президента РФ В. В. Пу­тина (ноябрь 2001 г.) был учрежден новый орган — Комитет по финансовому мониторингу, призванный отслеживать дви­жение финансовых потоков в стране, выявлять частных пред­принимателей, которые не платят налоги или отмывают «гряз­ные деньги» (т. е. в обход закона легализуют доходы, полу­ченные незаконным путем).

За первые четыре года 1-го прези­дентства Путина наметился реальный подъем экономики. ВВП вы­рос на 20%, инвестиции в основной капитал — более чем на 30%; объем статей экспорта товаров увеличился на четверть. Правитель­ству удалось обеспечивать соблюдение бюджетных обязательств по своевременной выплате пенсий, заработной платы, пособий на детей, чему способствовал рост цен на нефть. Впервые за полвека Россия превратилась из импортера зерна в его экспортера. Президентом бы­ла поставлена задача в течение ближайших десяти лет увеличить вдвое ВВП.

Вместе с тем отмечается, что правительству пока не удалось придать бюджету социальную направленность. Четверть населения имеет доход ниже прожиточного минимума. Оппозиция отмечает также многократ­ное превосходство объемов выплат на обслуживание иностранных кре­диторов по сравнению с расходами на социальную сферу. Не удалось ус­тановить полный контроль за перечислением денег в счет долгов пред­приятий и регионов за электроэнергию и тепло (отсюда частые отключения от тепла и энергии населенных пунктов, государственных уч­реждений, военных объектов). Продолжается утечка капитала за рубеж — в 2000 г. было вывезено 24 млрд долл. Колебания цен на нефть периоди­чески создают кризисные ситуации в финансах страны.

Правительство заявило о своей готовности исправить «сы­рьевой крен» в развитии российской промышленности и до­биться прогресса в тех отраслях, которые базируются на вы­соких технологиях и производят наукоемкую продукцию.

Россия вышла на путь довольно устойчивого, хотя еще и нединамичного развития. В 2000 г. рост промышленного производства составил 9,2%, сельскохозяйственного — 3%. Движение вперед отечественной экономики продолжалось и в последующие годы.

С 2000 г. началось активное погашение огромного внешнего долга страны.

Выправление, пусть и медленное, по­ложения в экономике позволило увеличить государственное финансирование социальной сферы.

На этой основе уже к концу 2000 г. удалось погасить большую часть многомесячной задолженности но зарплатам, пособиям и пенсиям. Зарплата рабочих и служащих увеличи­лась (с учетом инфляции) на 24%, пенсии — на 30%. Энер­гичные меры по улучшению условий жизни населения пред­принимались и в 20012002 гг. Регулярно повышались пен­сии нетрудоспособным гражданам. Была увеличена зарплата школьным учителям и врачам, а также другим категориям работников бюджетной сферы.

Российское руководство, обозначившее в качестве одной из своих первоочередных задач преодоление внутренней раз­общенности общества, предприняло ряд новых усилий по ут­верждению в стране гражданского согласия и развитию обще­ственно-политических структур, способных его обеспечить

Отставка правительства М. М. Касьянова.

В конце февра­ля 2004 г., накануне президентских выборов, В. В. Путин отправил в отставку правительство М. М. Касьянова. На пост премьер-минист­ра была предложена кандидатура М. Е. Фрадкова (исполнявшего до этого последовательно обязанности министра торговли, директора Федеральной службы налоговой полиции РФ, а затем спецпредста­вителя Президента России в Европейском сообществе).

Неоценимую роль в консолидации общества, преодоле­нии его раскола и внутренней разобщенности играет культура.

С конца 90-х гг. начинается постепенное увеличение го­сударственной поддержки науки, учреждений культуры и об­разования. Новый серьезный шаг в этом направлении сделан и 2002 г., когда финансирование сферы культуры было сразу увеличено на 60%.

Наряду с изысканием средств на сохранение и развитие культуры правительство сконцентрировало свое внимание на подготовке масштабной реформы системы образования, отчет­ливо понимая, что без выведения ее на современный уровень у страны и народа не будет достойного будущего. По распо­ряжению Президента В. В. Путина была создана специальная комиссия, куда вошли видные ученые, педагоги, государст­венные и общественные деятели. Она наметила основные за­дачи модернизации российской средней и высшей школы: рас­ширение доступности образования, повышение его качества и эффективности.

Экономическая политика Путина в период его пребывания на посту президента была направлена на обеспечения модернизационного прорыва , необходимого для превращения России в процветающую, экономически сильную и влиятельную страну. Правительство проводило мероприятия по укреплению прав

собственности и углубление структурных реформ, включения страны в мировое сообщество и хозяйство. Были внесены позитивные изменения в уголовно-процессуальное законодательство. Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»(2002 г.) был упорядочен и укреплен частный земельный оборот, что позволило сократить масштабы теневого оборота и коррупции.

В условиях высоких цен на нефть российское правительство проводило в целом ответствен­ную финансовую и денежную политику.

В стране быстрыми темпами укреп­лялась рыночная инфраструктура, шло накопление элементов нового социально-экономического устройства. Возникали малые, средние и крупные фирмы, появились инициативные и успеш­ные предприниматели и менеджеры. Образовались валютные и фондовые биржи, консалтинговые и аудиторские фирмы, многочисленные коммерческие банки. В повседневную хозяйственную практику вошли такие понятия, как акционерный капитал и курсы акций, слияние и поглощение корпораций. Госдумой были приняты сотни законов, касающихся приватизации, налогообложе­ния, банкротства. С 1999 г. валовой внутренний продукт (ВВП) рос в среднем на 6 % в год (что было выше среднемировых показателей).

В целом период первого президентства Путина стал для России наиболее успешным за пос­ледние 100 лет. С 2000 по 2004 г. ВВП вырос на 38 %, почти в 10 раз увеличились золотовалют­ные резервы, уровень инфляции снизился более чем в три раза. В 2003-м сельскохозяйственном году Россия стал третьим в мире экспортером пшеницы после США и ЕС.

Чтобы претворить в жизнь эту стратегическую линию, обеспечить качественный рывок в хозяйственном развитии, необходимо было закончить формирование нормальной экономической среды, способной обеспечить долговременный экономический рост, а также благоприятные международные условия для внут­реннего развития. Достигнутый Россией к 2006 г. уровень ВВП РСФСР докризисного 1990 г. свидетельствовал лишь о том, что страна выбралась из кризиса, но еще не стала развитым процветающим государством. Российская Федерация существенно отставала от группы развитых стран с точки зрения основных характеристик производства и инвестиций — производимой продукции в расчете на душу населения, качества применяемых в производстве технологий н общей его эффективности, абсолютных показателей производительности труда и капитала.

На рубеже XXI в. энергоемкость ВВП России в три с лишним раза превосходила аналогичный показатель в странах ЕС. На производство одной буханки хлеба или тонны чугуна страна тра­тила в 2-3 раза больше электричества, сжигала в 2-3 раза больше газа и в 2-3 раза интен­сивнее загрязняла окружающую среду. При этом объем производства энергоресурсов был явно недостаточным для дальнейшего роста экономики. Согласно рейтингу конкурентоспособности Всемирного экономического форума в Давосе, по итогам 2002 г. Россия была лишь на 64 мес­те в мире (из 80 стран), проигрывая таким государствам, как Болгария, Перу и Колумбия.

Камнем преткновения для России (как и СССР) стала проблема, которую в научных кругах называют «нефтяным проклятием». С 1999 г. цена на нефть на мировом рынке стала стреми­тельно расти. Россия начала наращивать ее экспорт и вскоре превратилась в самого крупного поставщика энергоносителей в мире. Высокие цены на нефтяном рынке позволяли власти ничего не менять в экономике. Это одна из причин, в силу которой заявленные и начатые ре­формы естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства, налоговой, банковской и правоохранительной систем, способные создать благоприятный инвестиционный климат в стране, потеряли темп .

Поскольку многие количественные задачи восстановления российской экономики ко вре­мени второго президентства В. В. Путина были решены, одним из главных направлений де­ятельности правительства становится создание организационных механизмов для реализации реформ и обеспечения их финансовыми ресурсами.В 2006 г. набрала обороты реформа электроэнергетики. РАО ЕЭС России удалось убедить ру­ководство страны в необходимости скорейшего привлечения частных и государственных средств в электроэнергетику для поддержания энергобаланса. Согласно принятому в этих целях ин­вестиционному плану, получившему название «ГОЭЛРО-2», акцент был сделан на развитии атомной энергетики. Одновременно с этим государство предприняло ряд шагов для возвраще­ния контроля над стратегически важными предприятиями атомного машиностроения. Актив­ные процессы протекали в металлургии и оборонно-промышленной отрасли. Вначале ведущие вертолетостроительные предприятия были консолидированы в «Оборонпром», подконтрольный «Рособоронэкспорту», а затем было положено начало созданию Объединенной авиастроительной корпорации (OAK). За несколько лет в России был совершен настоящий прорыв: созданы с фи­нансированием из бюджета инвестиционный и венчурный фонды, особые экономические зоны, которые будут специализироваться на финансировании долгосрочных инвестиционных проек­тов, в том числе экспортной ориентации.

Приоритетные национальные проекты. В сентябре 2005 г. Президент В. В. Путин в це­лях содействия развитию «новой» экономики и «нового» общества объявил о необходимости сконцентрировать усилия государства на нескольких направлениях: здравоохранении, обра­зовании, жилищной политике и сельском хозяйстве. Эти направления получили статус при­оритетных национальных проектов (ПНП), развитие которых Президент взял под личный контроль. На понимание необходимости формирования ПНП решающее влияние оказало появ­ление значительных свободных ресурсов, сконцентрированных в Стабфонде, золотовалютных резервах, а также превращение экономического роста в стране в устойчивую тенденцию (на протяжении семи лет темпы роста ВВП превышали 6 %, а промышленного производства — 3-4 %.) По существу, с принятием четырех национальных проектов происходит решительный поворот к социально ориентированной экономике. Выбор ПНП диктовался ограниченностью средств, недостаточных для одновременного решения всех накопившихся проблем. С другой стороны, все они напрямую обращены к человеку. Их непосредственная цель — создать ме­ханизмы для активизации человеческого потенциала. Согласно плану реализации проекта в аграрной сфере, в 2006-2007 гг. должна быть создана система земельно-ипотечного кредито­вания, которая позволит привлечь средства на длительный срок. Проект предполагает также выделение значительных ресурсов на развитие сельхозлизинга, чтобы установить более льгот­ные условия поставок сельхозтехники и племенного скота. Выполнение этих и других мер по развитию аграрного сектора, согласно прогнозам Департамента сельского хозяйства, позволит ежегодно увеличивать производство сельхозпродукции на 4 %.

Социальное развитие

Перед страной по-прежнему остро стояли вопросы «утечки мозгов и капиталов». Большую ос­троту приобрели также социальные проблемы: теряющее конкурентоспособность в условиях пос­тиндустриального мира образование, низкое качество и нереформированность здравоохранения, архаичная система социальной защиты, мизерные пенсии, нарастающее социальное расслоение при слабости среднего класса (не более 20 % населения). В 2005 г. средняя реальная заработ­ная плата в РФ составляла примерно 70 % от уровня 1990 г. Российский уровень ВВП на душу населения соответствовал уровню развивающихся стран и был в несколько раз ниже среднего уровня в развитых странах. При этом доля населения, живущего в бедности, т.е. испытывающе­го затруднения с удовлетворением элементарных жизненных потребностей, составляла не менее 35 %. Разрыв между самыми богатыми и самыми бедными слоями населения являлся четырнад­цатикратным и последние десять лет не уменьшался.

Огромен также разрыв, отделяющий Россию от развитых стран в области социальной инфраструктуры — количества и качества жилья и коммунальных услуг, уровня обеспеченности медицинскими услугами, социального и пенсионного обеспечения, охраны материнства и де­тства.

В последние годы демографическая ситуация стала несколько выравниваться, но тенденцию к уменьшению численности населения пока не удается переломить. С начала 1990-х гг. население страны устойчиво сокращается на 700-800 тыс. человек в год. Прогнозы показывают, что если эта тенденция сохранится, то к 2025 г. на территории России будет проживать менее 125 млн че­ловек.

После избрания Путина на второй срок власть должна была искать новые варианты «вы­здоровления», развития страны, повышения ее конкурентоспособности, искоренения бедности. Происходит осознание того, что России нельзя оставаться зависимой от нефтегазовых доходов и нужно проводить активную интервенционистскую государственную политику. По мнению Президента, сырьевой экспорт при высоких мировых ценах на экспортируемые ресурсы должен служить развитию отечественной экономики и повышению уровня жизни россиян.

В очередном Послании Федеральному Собранию РФ в апреле 2005 г. Путин в качестве главной политико-идеологической задачи определил задачу развития России как свободного демократического государства. Для ее достижения Президент предложил ряд мер по развитию государства, укреплению законности и повышению эффективности правосудия.

По опыту Норвегии и США правительство создало так называемый стабилизационный фонд. Все доходы сверх определенной цены за баррель нефти (она называется ценой отсе­чения) зачислялись в стабилизационный фонд. Он не только поглощал «лишние» доллары, сдерживал инфляцию, но и гарантировал развитие страны на случай возможного падения цен на нефть. Уже к началу 2006 г. стабилизационный фонд достиг астрономической суммы в триллион рублей.

Определенный поворот происходит и в социальной политике государства. Еще в программе Г. Грефа впервые прямо и честно было сказано: ресурсы и возможности государства не беспре­дельны. Ни одна страна не в состоянии платить пособия или предоставлять льготы одновре­менно 2/3 населения страны. Поэтому главным принципом новой социальной политики, про­водимой Путиным, становится пересмотр избыточных социальных обязательств государства, которые финансово не обеспечены. Начавшаяся весной 2005 г. глубокая социальная реформа стала и самой болезненной, поскольку предполагала монетизацию льгот вместо их натурали­зации. Проведенная властями без должной подготовки, она вызвала в стране волну протестов. Однако ее необходимость вполне очевидна, поскольку натуральные льготы в рыночной эконо­мике не только бессмысленны, но и вредны.

Программа приоритетных национальных проектов была сформулирована президентом России Владимиром Путиным 5 сентября 2005 года Приоритетные национальные проекты — программа по росту «человеческого капитала» в России, объявленная президентом России В. В. Путиным и реализуемая с 2006 года.

В качестве приоритетных направлений «инвестиций в человека» глава государства выделил четыре:

Национальный проект «Здоровье»

Национальный проект в сфере здравоохранения предусматривает повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, повышение зарплаты некоторым категориям врачей (например, участковым терапевтам).

Национальный проект «Образование»

Национальный проект в сфере образования предусматривает создание двух новых университетов (Южный и Сибирский федеральный университеты; государство выделяет по 3 млрд руб. на каждый), двух бизнес-школ (в том числе Высшая школа менеджмента в Санкт-Петербурге; по 1,5 млрд руб. на каждую), выделение грантов, поощрение лучших учителей, а также талантливых студентов и аспирантов, меры по дополнительному образованию военнослужащих.

Национальный проект «Жильё»

Национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса (АПК)»

Национальный проект в сфере сельского хозяйства направлен на приоритетное развитие животноводства, преодоление демографического кризиса в отрасли, на борьбу с бедностью, создание современного конкурентоспособного сельхозпроизводства, а также на стимулирование развития малых форм агробизнеса.

В президентском Послании 2006 г. Путин прямо заявил о необходимости положить в основу национальной стратегии России демографическую политику. Тогда же появился и термин «мате­ринский капитал», а вскоре начал действовать и закон, согласно которому женщинам, родившим или усыновившим второго ребенка, будут выдаваться специальные сертификаты на сумму 250 тыс. рублей.

Через год после старта четырех национальных проектов стало ясно, что экономика по­лучила мощный толчок, особенно строительная отрасль. В 2006 г. прирост сданной жилой площади составил 15 % — впервые за постсоветские годы. Однако и рост стоимости жилья также стал беспрецедентным: в среднем по стране — на треть, а в столице — на 60 %. Квартиры по-прежнему были доступны лишь богатым гражданам.

Поэтому в своем последнем Послании 2007 г. Президент решительно потребовал развернуть жилищную программу в направлении нужд всех граждан, в том числе низкообеспеченных. «Не может, — заявил он, — страна с такими резервами, накопленными за счет нефтегазовых доходов, мириться с тем, что миллионы ее граждан живут в трущобах». Даже поставленную в нацпроекте высокую планку — 80 млн м2 жилья в год, Президент назвал недостаточной и выдвинул новые ориентиры: 100-130 млн м2, или фактически по 1 м2 в год на человека. Именно такой показатель считается нормой для развитых европейских стран. В Послании-2007 Президент РФ предложил также «реанимировать долгосрочную государственную программу переселения людей из аварийного жилья, выделив на это дополнительно 150 млрд руб. из бюджета. Развивая идеи, заложен­ные в национальных проектах, глава государства поддержал инициативу объявления 2008 г. Годом семьи в России: «Нам надо возвращать моду на яркую, многодетную, счастливую се­мейную жизнь, без которой, как правило, невозможны ни крупные личности, ни крупные достижения». Путин предложил также переименовать создаваемый Фонд будущих поколений в Фонд национального благосостояния и использовать деньги фонда на повышение качества жизни россиян.

Демографическая проблема

      Уже в своем первом выступлении перед Федеральным Собранием в качестве Президента России В. В. Путин подчеркнул:       «Нас, граждан России, из года в год становится все меньше и меньше. Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек. И если верить прогнозам, а прогнозы основаны на реальной работе, реальной работе людей, которые в этом разбираются, этому посвятили всю свою жизнь, уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона человек. Я прошу вдуматься в эту цифру: седьмая часть населения страны. Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Нам реально грозит стать дряхлеющей нацией. Сегодня демографическая ситуация — одна из тревожных».

Однако экономическое положение не позволяло принять масштабных мер, требующих крупных и долгосрочных финансовых затрат. Государство вынуждено было ограничиться принятием сравнительно частных мер. Так, были приняты нормативные акты, направленные на борьбу с алкоголизацией населения как одной из важнейших причин смертности.       Однако лишь в 2006 г. достигнутый уровень экономики и начавшаяся реализация приоритетных национальных проектов (прежде всего — в сфере здравоохранения и жилищного строительства) позволили по новому подойти к демографической проблеме.       10 мая 2006 г. В. В. Путин изложил программу стимулирования рождаемости, включающую в себя целый комплекс мер. Во-первых, увеличивались пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет (до 1,5 тыс. рублей на первого ребенка и до 3 тыс. рублей на второго). Во-вторых, выплаты женщинам, находящимся в отпуске по беременности и родам (декретном отпуске, как его часто называют) или в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, увеличивались до суммы в 40% от доотпускного заработка. В-третьих, вводился новый вид социальных выплат — компенсация затрат на детское дошкольное воспитание (ясли и детские сады). В-четвертых, увеличивалась стоимость родовых сертификатов. В-пятых, вводилась совершенно новая для России форма стимулирования рождаемости — «материнский капитал» в сумме 250 тыс. рублей, поступающий в распоряжение женщин, рожающих второго ребенка. Эта программа начала реализовываться с 1 января 2007 г.

(3)Внешняя политика (2000-2008 г.г.)