logo
совр рос

1. Приватизация.

К концу 1993 г. было приватизировано по­чти 2/5 предприятий, что привело к изменению форм собственности (общенародная, государственная, муниципальная, акционерная, иностранная собственность и др.). В России складывался частный, в том числе акционерный, капитал.

Широко распространенным является мнение о том, что в первые го­ды приватизации реформаторы стремились раздать собственность кому угодно, лишь бы вырвать ее из рук государства. Простые люди не полу­чили от нее никакой выгоды. Доходы от приватизации составляли менее 1% доходной части бюджета. Другая точка зрения предполагает, что по реальной цене приватизировавшиеся предприятия мог приобрести только иностранный капитал.

Государство действительно лишилось монопольного права на уп­равление экономикой. Приватизация привела к быстрому росту ча­стного сектора экономики, где эффективность управления была вы­ше, но в условиях коррупции и сверхмонополизации при очевидных успехах она имела ряд негативных последствий.

Приватизация была необходима в целях привлечения средств для модернизации предприятий и отраслей производства. Но средст­ва инвестировались в основном в торговлю и финансы (что давало прибыль в кратчайшие сроки) при минимальных вложениях в про­изводство. Расширялся вывоз за рубеж сырья и полученной при­были.

Важной задачей было образование класса или слоя собственни­ков, которые должны были стать опорой проводимых реформ. Одна­ко при продаже предприятий произошло занижение реальной стои­мости основных фондов в 20—30 раз, соответственно снизилась сто­имость приватизационных чеков. В результате перераспределения госсобственности значительная ее часть сосредоточилась в руках не- большой (10 %) группы населения страны. Кроме того, на предприя­тиях, приватизированных в собственность трудовых коллективов, реальным хозяином фактически оставался директор, распоряжав­шийся доходами. В стране не оказалось предпосылок для быстрого создания среднего класса.

Выполнение этих задач требовало большего времени.

С осени 1994 г. начался второй этап приватизации: че­рез свободную куплю-продажу на биржах и торгах акций ча­стных и акционированных предприятий. Созданный усилия­ми реформаторов рынок товаров дополнился рынком капита­лов. В 1997 г. на долю государственного сектора приходилось всего 7,8% промышленного производства, 8,8% — сельскохо­зяйственного, 8,3% — розничного товарооборота. Все осталь­ное производилось и продавалось в частном секторе экономи­ки, а также в смешанном секторе (государство удерживало здесь больший или меньший пакет акций). Серьезные пози­ции в промышленности занял иностранный капитал.

Долгое время Правительству не удавалось остановить со­кращение объема промышленного производства. В 1996 г. он составил 52% от уровня 1991 г. В наибольшей степени спад производства (от 70% и выше) затронул предприятия науко­емкой гражданской и оборонной промышленности, где были сосредоточены самые квалифицированные кадры и передовой потенциал развития отечественной экономики. В этих услови­ях ряд авторитетных экономистов выступили с заявлениями о реальной угрозе деиндустриализации России и ее отката в ближайшем будущем на позиции развивающихся стран.

Трудную пору переживало и сельское хозяйство. Его ва­ловая продукция составила к 1998 г. 2/3 от уровня 1991 г. Еще более снизилось поголовье скота и, как следствие, произ­водство мяса и молока. Вдвое меньше вносилось удобрений, что вело к истощению почв pi неизбежному падению урожай­ности. Из активного оборота было выведено около 25 млн гек­таров пахотных земель. Почти прекратилось обновление машин­но-тракторного парка. Страна ввозила до 40% продовольствия.

Во второй половине 1997 г. наметился перелом. Промы­шленное производство к концу этого года увеличилось на 1 %, сельскохозяйственное — на 0,1%. Однако подъем оказался не­устойчивым, ибо не была решена главная задача — рост ка­питаловложений в реальный сектор экономики. Напротив, они продолжали сокращаться (в 1997 г. на 6% к уровню предше­ствующего года). Не оправдались надежды и на значительный приток западных капиталов в российскую экономику. Зато заметно увеличился внешний долг — до 150 млрд долларов (правда, львиная его доля была унаследована от СССР). Только на его обслуживание, т. е. выплату процентов по займам, страна вынуждена была выделять до трети всех расходов госбюджета.