1. Социокультурная ситуация в россии. Новые ценности.
Процесс трансформации, который переживает Россия с начала 1990-х гг., затронул культурную жизнь во всем ее объеме и многогранности. Изменились общественные ориентиры, духовные ценности, предлагаемые обществом человеку.
Особенности новой социокультурной ситуации в России :
-В обществе первой половины 1990-х гг. широко распространились настроения разочарования.
-В условиях появления альтернативных форм занятости и доходов начало размываться представление о труде как о фундаментальной ценности.
-Исчезла уверенность в завтрашнем дне, у людей появилось чувство незащищенности. Это было связано с расшатыванием сложившейся системы социальных обязательств государства, на которые привыкло ориентироваться большинство населения.
- Образ Запада казался привлекательным, но появившиеся на излете перестройки иллюзии в отношении помощи развитых стран в строительстве новой России быстро развеялись.
-Становление институтов рыночной экономики сопровождалось стремительным ростом цен и падением жизненного уровня.
- Стремительно росло социальное расслоение общества и уровень бытовой и социальной напряженности.
-Подъем общественной активности, вызванной надеждами на перемены, намерением отстоять демократические завоевания и не допустить возврата к прошлому, сменился растущей апатией.
-Размывались представления о социально допустимых нормах поведения. Яркой иллюстрацией стали изменения в языковой культуре. В языке быстро укоренились не только многочисленные англоязычные заимствования, но и привнесенные из словаря маргинальных социальных групп слова и понятия (мат, сленг и т.п.) .
- Потребность в общественном идеале была поставлена под сомнение, культура перестала формировать публичное пространство. В результате интеллигенция стала терять роль глашатая общественных настроений.
-Уход многих социально активных людей в частную жизнь, узкий круг общения, ограниченный семьей и близкими друзьями(индивидуализм), свидетельствовал о смене ценностных ориентиров.
Однако социальные процессы в российском обществе первых постсоветских лет не носили однонаправленного характера:
- Происходило высвобождение долгое время сдерживавшейся идеологическим диктатом творческой и социальной энергии. Люди получили возможность выбора иного рода занятий, не связанных с государственной опекой, желающие стали уходить в сферу частного предпринимательства.
-Становление рыночных отношений поставило уровень жизни в прямую зависимость от готовности людей встраиваться в такие отношения и адаптировать свои трудовые навыки к потребностям рынка. В результате к середине 1990-х гг. резко возрос спрос на второе образование. Наиболее востребованными и популярными стали связанные с развитием новых рыночных институтов профессии (менеджер, финансист, юрист, риелтор, аудитор). -Открытость общества привела к более интенсивным этнокультурным контактам как внешним, так и внутренним. В Россию хлынули произведения массовой культуры западного производства: от телесериалов и кинофильмов до серийных детективов и «женских» романов, предлагавших свои образцы поведения и нормы морали.
-Информационная революция.
Заметное влияние на духовную жизнь оказало вступление России в глобальное информационное пространство и рост возможностей доступа к различным источникам информации. Быстро обрушились десятилетиями существовавшие запреты, появилась возможность оперативного получения информации и виртуального взаимодействия через Интернет. В России зимой 2007 г. число пользователей Интернета достигло, по данным опросов общественного мнения, 28 млн человек (т. е. 25% населения старше 18 лет). Это заметно меньше, чем в европейских странах (рекорд по уровню охвата Интернетом держит Швеция — 77% населения, в Германии — 61% по состоянию на 2005 г.).Отличительной особенностью современной российской ситуации является продолжающийся динамичный рост числа пользователей Сети. Появились многочисленные электронные периодические издания, художественные сайты (первый — в 1996 г.).
-Одновременно ушла в прошлое система общественной опеки и контроля, исчезли пионерская организация, многомиллионный комсомол, парторг-воспитатель, по своему пытавшиеся ориентировать поступки людей. Человек обрел свободу выбора, но в результате оказался один на один с огромным информационным полем, насыщенным противоречивыми мнениями, различными образчиками нравственности. Это нередко дезориентирует человека, приводит его в состояние растерянности, ведет к маргинализации значительной части общества.
Повседневная жизнь россиян подверглась значительным изменениям:
- Исчезло понятие дефицита, магазины и рынки наполнились множеством ранее недоступных бытовых товаров.
-Российский человек окунулся в мир, где хозяйство и наука объединились, чтобы облегчить жизнь людей, сделать ее более комфортной.
-Изменилось понятие качества жизни. Резко выросли потребности людей, став более многообразными и дифференцированными. Важно, что они не сводятся к материальным благам, включают свободу выбора, характер социального обслуживания, состояние окружающей среды и т.д. В повседневность вошли такие новые понятия, как дизайн одежды, квартиры, экология жилища, здоровый образ жизни и др.
-Вместе с тем российские граждане столкнулись с новыми для посткоммунистического общества проблемами — безработица, рост социального неравенства, — что негативно влияет на стабильность общественных настроений.
Новые ценности и идеалы:
- Раньше, в советские времена, общественное мнение с осуждением относилось к таким желаниям, как: «удачно устроить свою жизнь», обрести «тихое семейное счастье», считать идеалом «самих себя», тем более — к подражанию заграничной моде (ношению «модных техасских штанов», «крикливого галстука», «длинных волос»).
-В обществе существует мнение, что с разрушением советской системы, коммунистической морали нравственность в России пришла в упадок. Нет больше сдерживающих факторов, молодежь мечтает о карьере бандитов и проституток.
-Современное общество предлагает новые идеалы в различных формах. С одной стороны, высочайшей ценностью объявляется свобода выбора, личный успех, возможность реализовать свой потенциал и проявить деловые качества. С другой — образцом для подражания становится жажда наживы любой ценой. Современное общество имеет своих кумиров среди политиков, актеров, звезд эстрады и телевидения, спортсменов и пр., но процесс создания положительных, идеальных образов затруднен.
- В новых условиях человек все больше идентифицирует себя не с классом или партией, а со своим локальным миром — семьей, друзьями, коллегами по работе, происходит распространение ценностей индивидуализма, что находит свое отражение, например, в популярных циклах программ TV — «Моя семья», «Я сама», «О, счастливчик»; в названиях журналов «Мой уютный дом», «Мой сад», «Наш ребенок», «Карьера», «Лица» и т.д.
- Важным положительным элементом нового мироощущения стало понимание личной ответственности человека за свою судьбу. Современная молодежь уже не связывает напрямую достижения собственного благополучия, успешной карьеры с усилиями государства. После временного спада в обществе вновь возросла потребность в образовании, напрямую связанная с характером экономических реформ.
-На фоне начавшейся индивидуализации общественного сознания наблюдается стремление человека воспользоваться свободой в условиях рынка. Исчезла жесткая привязанность человека к тому или иному конкретному виду деятельности, появилась возможность выбора между работой по найму и собственным бизнесом, хотя с ростом независимости человек принимает на себя все больше ответственности.
-В то же время новая ситуация обусловливает появление некоторых негативных черт в образе жизни, морали, этике поведения.В результате трансформации современного общества была разрушена государственная идеология, исчезла официальная мораль. В условиях появившегося вакуума в молодежной нравственной культуре лакуну стали заполнять элементы массовой культуры низкого уровня, «уличная мораль», нормативы криминального мира. Некоторые восприняли идею свободы как свободу произвола. Часть молодежи, , реализуя объективную потребность в организации, в поисках идейной и этической системы попала под влияние радикальных и ультранационалистических группировок.
-Своеобразной формой удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей в условиях относительной слабости влияния традиционных церквей стало увлечение молодежи различными оккультными науками, нетрадиционными религиями, сектантством (неоязычество, неохристианство, неоориентализм, сатанизм).
Роль религии и церкви в духовной жизни общества.
Все большее значение в общественной жизни начинает играть религия и церковь. Поворот к религии отражает переходное состояние общества, ведущего поиски новых мировоззренческих основ. Теперь она вновь существует в одном ряду с искусством, литературой, философией и т.д.
Важным элементом духовной модернизации России является религиозная терпимость (конфессиональный плюрализм). В 1997 г. был принят закон о свободе совести и религиозных объединениях.
Важнейшим процессом в развитии духовной жизни новой России стал рост религиозного самосознания людей. Возврат к вере открывал путь к восстановлению преемственности духовных традиций и современности. Религиозное возрождение коснулось всех традиционных конфессий — православия, ислама, иудаизма, буддизма. Особенно заметно увеличилось число православных верующих: согласно данным социологических опросов, православными считают себя сегодня более 60% россиян (хотя число регулярно посещающих службы заметно меньше). Русская православная церковь имела под своим началом в 2006 г. 27 тыс. приходов (в 1986 г. — 6800), 680 монастырей (в 1986 г. — 18), 5 духовных академий, 33 семинарии и 40 духовных училищ. При большинстве храмов заработали библиотеки и воскресные школы для детей. Продолжая традиции социальной работы, прерванные после 1917 г., церковные организации занимаются обустройством детских приютов, реабилитацией наркозависимых и пострадавших от сект, уходом за престарелыми. В деле налаживания церковной и приходской жизни участвовали многие тысячи людей. Возрождается религиозное искусство, многие мастера — носители знаменитых традиций, например палехской школы, занимаются возрождением иконописи и фресковой живописи. Полным ходом идет восстановление разрушенных храмов и монастырей. Церкви были переданы почитаемые святыни. В 1991 г. в Серафимо-Дивеевскую обитель (Нижегородская епархия) были перенесены мощи св. Серафима Саровского, Дивеево стало одним из центров возрождения православия. Религиозные праздники и события церковной жизни стали для многих неотъемлемой частью духовного опыта. Огромным событием в жизни церкви и верующих стало прославление в год 2000-летия Рождества Христова новомучеников и исповедников, пострадавших в годы советской власти. В том же году был открыт и освящен воссозданный храм Христа Спасителя в Москве. Эти перемены были встречены верующими как начало духовного обновления России. Развивается сфера религиозного образования. Активная книгоиздательская деятельность открыла путь к разнообразным источникам духовного опыта — и Отцов Церкви, и наших современников. Многие ищут в вере путь для творческого созидания жизни. Примером соединения живой веры и слова о вере, духовного опыта и богословского толкования такого опыта стали богословские труды митрополита Сурожского Антония (1914—2003), возглавлявшего созданную в Великобритании Сурожскую епархию РПЦ. Его проповеди и беседы ходили в советские годы в самиздате и с 1990-х гг. широко издаются в России. Центральная их тема — пути современного человека к Богу. Размышляя о предназначении человека, владыка Антоний не только делился радостью своей встречи с Богом, но и помог тысячам людей найти свой путь. Так, в книге «Пути христианской жизни. Беседы о вере» он писал: «Мы посланы в мир для того, чтобы перед этим миром быть свидетелями. Можем ли мы быть свидетелями, если сами не сознаем своей веры, если мы не можем сказать человеку: я прошел тем же путем, и я тебе укажу хоть первые шаги на этом пути...» Эти и другие размышления обращены к ищущим людям, к молодежи. В России в последние годы именно среди молодых и среднего возраста городских жителей отмечен, согласно данным социологических опросов, рост религиозного самосознания. Это касается не только православия, но и других конфессий. Так, средний возраст посещающих мечети российских мусульман составляет 45 лет. В стране действует более 6 тыс. мечетей, в 2004 г. широко отмечалось столетие крупнейшей в стране московской Соборной мечети. Программы разных конфессий появились на телевидении. Нормализовались отношения религиозных организаций и государства. Это помогало вести диалог в том числе и по вопросам, которые вызывали разногласия в обществе, — о передаче церковным организациям находившегося в государственной собственности имущества, о статусе музеев, расположенных в церковных зданиях, о проблемах религиозного образования в школе. Хотя решение спорных проблем не всегда давалось просто, но положительные примеры таких решений и готовность вести диалог свидетельствуют о стремлении религиозных организаций, государства и общества активно участвовать в духовном обустройстве новой России.
Интерес к историческому прошлому
В поисках духовных ориентиров общество, как это всегда бывает в переломные эпохи, обратилось к прошлому. Это нашло свое отражение не только в изучении истории и культуры отечества, но и в большой популярности исторических романов и историко-публицистических телепередач. Возвращается творческое наследие российской эмиграции (писателей, историков, философов, художников).
Различные партии и политические группы пытаются создавать молодежные организации, которые могли бы стать распространителями полноценной этики среди нового поколения граждан России. Однако «Соколы Жириновского» или новый комсомол левых вызывают лишь политический активизм части молодых людей, не обеспечивая утверждения моральных норм. В то же время возникновение новых организаций, подобных молодежному объединению движения «Наши », молодежному движению «Идущие вместе» стремящихся стать массовыми, свидетельствует об объективной тенденции в обществе и внушает оптимизм.
- Россия в 1992 – 2010 г.Г.
- 1)Программа либеральных экономических реформ
- 2)Ход реформы. Основные меры правительства(1992-1993)
- 2)Экономическое развитие в 1993—1996 гг.
- 1. Приватизация.
- 2.Проблема финансирования реформ и источников инвестиций в экономику.
- 3. Итоги.
- 3) Экономический курс в 1997 — 1999 г.
- 1. Новый состав кабинета правительства в. С. Черномырдина.
- 2. Социально-экономическая ситуация в 1998г.
- 3. Поиски выхода из кризиса.
- 5. Экономическая политика правительства в. В. Путина
- 1)Политические процессы в российской федерации в 1991—1993 гг.
- 1.Ситуация с властью в 1992-1993 г.Г.Причины кризиса осени 1993 г.
- 2. Политический кризис осенью 1993 г.
- 2) Политическое развитие россии в 1993—1996 гг.
- 1. Новая Конституция России. Ликвидация советской политической системы.
- 2. Общественные настроения и формирование двухпалатного Федерального Собрания.
- 4. Выборы в Государственную Думу второго созыва и президентские выборы.
- 3)Политические процессы в 1996—1999 гг. Второй срок пребывания б. Н. Ельцина на президентском посту
- 1. В 1996—1999 гг. В стране продолжились процессы демократизации.
- 2. Пик социального конфликта.
- 4. Выборы в Государственную Думу.
- 4) Сохранение территориальной целостности России и строительство обновленной Федерации.
- 5) Российское общество в первые годы реформ
- 6)Внешняя политика (1992-1999 г.Г.)
- 1) Изменение геополитической ситуации в мире и место России в ней. Факторы ослабления позиции России на международной арене.
- 2)Концепция и основные задачи внешней политики России.
- 3) В соответствии с задачами развивались основные направления внешней политики рф.
- 4)Россия и страны запада
- 1. Политические и военные отношения с сша.
- 2. Российская дипломатия и нато.
- 4. Сотрудничество с ведущими державами мира развивается и в ходе участия рф в урегулировании региональных конфликтов.
- 6. Экономическое сотрудничество с зарубежными странами.
- 6) Россия и страны азии
- 7) Россия и ближнее зарубежье
- 2. Пути и формы интеграции.
- 1. Добровольная отставка б. II. Ельцина. Деятельность и.О. Президента рф в. В. Путина.
- 3) Укрепление российской государственности
- 3. Разграничение полномочий субъектов Федерации.
- 4. Реформа федеральной власти.
- 1) Изменение геополитической ситуации в мире и место России в ней. Факторы ослабления позиции России на международной арене.
- 2)Концепция и основные задачи внешней политики России.
- 3) В соответствии с задачами развивались основные направления внешней политики рф.
- 5) Россия и страны запада
- 1. Политические и военные отношения с сша.
- 2. Российская дипломатия и нато.
- 3. Сотрудничество с ведущими державами мира развивается и в ходе участия рф в урегулировании региональных конфликтов.
- 4. Экономическое сотрудничество с зарубежными странами.
- 5. О борьбе с терроризмом
- 6) Россия и страны азии
- Медведев д.А. (2008-2011 г.Г.)
- 1)Социально-экономическая политика
- 2)Послание Президента 2008 года. Закон о поправках к Конституции
- - Военная медицина – серьезное сокраение инфраструктуры
- 5) Продолжение приоритетных национальных проектов
- 4)Борьба с коррупцией в России
- 5)Реформа мвд
- 6) Реформа образования
- 1.Отношения со странами ближнего зарубежья:
- 2)Пятидневная война. Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008), Международная реакция на войну в Южной Осетии
- 2) Отношения с ведущими кап. Странами. Проблемы разоружения и безопасности.
- 3)Отношения со странами Латинской Америки:
- 4) Отношения с кнр
- 1. Социокультурная ситуация в россии. Новые ценности.
- 2. Наука и образование в современном обществе
- 3. Художественная культура