logo
совр рос

1. Социокультурная ситуация в россии. Новые ценности.

Процесс трансформации, который переживает Россия с начала 1990-х гг., затронул культурную жизнь во всем ее объеме и много­гранности. Изменились общественные ориентиры, духовные ценнос­ти, предлагаемые обществом человеку.

Особенности новой социокультурной ситуации в России :

-В  обществе первой половины 1990-х гг. широко распространились настроения разочарования.

-В условиях появления альтернативных форм занятости и доходов начало размываться представление о труде как о фундаментальной ценности.

-Исчезла уверенность в завтрашнем дне, у людей появилось чувство незащищенности. Это было связано с расшатыванием сложившейся системы социальных обязательств государства, на которые привыкло ориентироваться большинство населения.

- Образ Запада казался привлекательным, но появившиеся на излете перестройки иллюзии в отношении помощи развитых стран в строительстве новой России быстро развеялись.

-Становление институтов рыночной экономики сопровождалось стремительным ростом цен и падением жизненного уровня.

- Стремительно росло социальное расслоение общества и уровень бытовой и социальной напряженности.

-Подъем общественной активности, вызванной надеждами на перемены, намерением отстоять демократические завоевания и не допустить возврата к прошлому, сменился растущей апатией.

-Размывались представления о социально допустимых нормах поведения. Яркой иллюстрацией стали изменения в языковой культуре. В языке быстро укоренились не только многочисленные англоязычные заимствования, но и привнесенные из словаря маргинальных социальных групп слова и понятия (мат, сленг и т.п.) .

- Потребность в общественном идеале была поставлена под сомнение, культура перестала формировать публичное пространство. В результате интеллигенция стала терять роль глашатая общественных настроений.

-Уход многих социально активных людей в частную жизнь, узкий круг общения, ограниченный семьей и близкими друзьями(индивидуализм), свидетельствовал о смене ценностных ориентиров.       

Однако социальные процессы в российском обществе первых постсоветских лет не носили однонаправленного характера:

- Происходило  высвобождение долгое время сдерживавшейся идеологическим диктатом творческой и социальной энергии. Люди получили возможность выбора иного рода занятий, не связанных с государственной опекой, желающие стали уходить в сферу частного предпринимательства.

-Становление рыночных отношений поставило уровень жизни в прямую зависимость от готовности людей встраиваться в такие отношения и адаптировать свои трудовые навыки к потребностям рынка. В результате к середине 1990-х гг. резко возрос спрос на второе образование. Наиболее востребованными и популярными стали связанные с развитием новых рыночных институтов профессии (менеджер, финансист, юрист, риелтор, аудитор). -Открытость общества привела к более интенсивным этнокуль­турным контактам как внешним, так и внутренним. В Россию хлы­нули произведения массовой культуры западного производства: от телесериалов и кинофильмов до серийных детективов и «женских» романов, предлагавших свои образцы поведения и нормы морали.

-Информационная революция.

Заметное влияние на духовную жизнь оказало вступление России в глобальное информационное пространство и рост возможностей доступа к различным источникам информации. Быстро обрушились десятилетиями существовавшие запреты, появилась возможность оперативного получения информации и виртуального взаимодействия через Интернет. В России зимой 2007 г. число пользователей Интернета достигло, по данным опросов общественного мнения, 28 млн человек (т. е. 25% населения старше 18 лет). Это заметно меньше, чем в европейских странах (рекорд по уровню охвата Интернетом держит Швеция — 77% населения, в Германии — 61% по состоянию на 2005 г.).Отличительной особенностью современной российской ситуации является продолжающийся динамичный рост числа пользователей Сети. Появились многочисленные электронные периодические издания, художественные сайты (первый — в 1996 г.).

-Одновременно ушла в прошлое система общественной опеки и контроля, исчезли пионерская организация, многомиллионный комсо­мол, парторг-воспитатель, по своему пытавшиеся ориентировать по­ступки людей. Человек обрел свободу выбора, но в результате ока­зался один на один с огромным информационным полем, насыщенным противоречивыми мнениями, различными образчиками нравственнос­ти. Это нередко дезориентирует человека, приводит его в состояние рас­терянности, ведет к маргинализации значительной части общества.

Повседневная жизнь россиян подверглась значительным измене­ниям:

- Исчезло понятие дефицита, магазины и рынки наполнились множеством ранее недоступных бытовых товаров.

-Российский чело­век окунулся в мир, где хозяйство и наука объединились, чтобы об­легчить жизнь людей, сделать ее более комфортной.

-Изменилось по­нятие качества жизни. Резко выросли потребности людей, став более многообразными и дифференцированными. Важно, что они не сводят­ся к материальным благам, включают свободу выбора, характер соци­ального обслуживания, состояние окружающей среды и т.д. В повсед­невность вошли такие новые понятия, как дизайн одежды, кварти­ры, экология жилища, здоровый образ жизни и др.

-Вместе с тем российские граждане столкнулись с новыми для посткоммунистического общества проблемами — безработица, рост социального неравенства, — что негативно влияет на стабильность общественных настроений.

Новые ценности и идеалы:

- Раньше, в советские времена, об­щественное мнение с осуждением относилось к таким желаниям, как: «удачно устроить свою жизнь», обрести «тихое семейное счастье», счи­тать идеалом «самих себя», тем более — к подражанию заграничной моде (ношению «модных техасских штанов», «крикливого галсту­ка», «длинных волос»).

-В обществе существует мнение, что с разрушением советской систе­мы, коммунистической морали нравственность в России пришла в упа­док. Нет больше сдерживающих факторов, молодежь мечтает о карьере бандитов и проституток.

-Современное общество предлагает новые идеалы в различных формах. С одной стороны, высочайшей ценностью объявляется сво­бода выбора, личный успех, возможность реализовать свой потенци­ал и проявить деловые качества. С другой — образцом для подража­ния становится жажда наживы любой ценой. Современное общество имеет своих кумиров среди политиков, актеров, звезд эстрады и те­левидения, спортсменов и пр., но процесс создания положительных, идеальных образов затруднен.

- В новых условиях человек все больше идентифицирует себя не с классом или партией, а со своим локальным миром — семьей, друзьями, коллегами по работе, происходит распространение цен­ностей индивидуализма, что находит свое отражение, например, в популярных циклах программ TV — «Моя семья», «Я сама», «О, сча­стливчик»; в названиях журналов «Мой уютный дом», «Мой сад», «Наш ребенок», «Карьера», «Лица» и т.д.

- Важным положительным элементом нового мироощущения ста­ло понимание личной ответственности человека за свою судьбу. Современная молодежь уже не связывает напрямую достижения соб­ственного благополучия, успешной карьеры с усилиями государства. После временного спада в обществе вновь возросла потребность в об­разовании, напрямую связанная с характером экономических ре­форм.

-На фоне начавшейся индивидуализации общественного созна­ния наблюдается стремление человека воспользоваться свободой в условиях рынка. Исчезла жесткая привязанность человека к тому или иному конкретному виду деятельности, появилась возможность выбора между работой по найму и собственным бизнесом, хотя с рос­том независимости человек принимает на себя все больше ответ­ственности.

-В то же время новая ситуация обусловливает появление некото­рых негативных черт в образе жизни, морали, этике поведения.В результате трансформации современного общества была разруше­на государственная идеология, исчезла официальная мораль. В услови­ях появившегося вакуума в молодежной нравственной культуре ла­куну стали заполнять элементы массовой культуры низкого уровня, «уличная мораль», нормативы криминального мира. Некоторые восприняли идею свободы как свободу произвола. Часть молодежи, , реализуя объективную потребность в организации, в поисках идей­ной и этической системы попала под влияние радикальных и ультра­националистических группировок.

-Своеобразной формой удовлетворения индивидуальных и обще­ственных потребностей в условиях относительной слабости влияния традиционных церквей стало увлечение молодежи различными ок­культными науками, нетрадиционными религиями, сектантством (неоязычество, неохристианство, неоориентализм, сатанизм).

Роль религии и церкви в духовной жизни общества.

Все боль­шее значение в общественной жизни начинает играть религия и цер­ковь. Поворот к религии отражает переходное состояние общества, ведущего поиски новых мировоззренческих основ. Теперь она вновь существует в одном ряду с искусством, литературой, философией и т.д.

Важным элементом духовной модернизации России является ре­лигиозная терпимость (конфессиональный плюрализм). В 1997 г. был принят закон о свободе совести и религиозных объединениях.

            Важнейшим процессом в развитии духовной жизни новой России стал рост религиозного самосознания людей. Возврат к вере открывал путь к восстановлению преемственности духовных традиций и современности. Религиозное возрождение коснулось всех традиционных конфессий — православия, ислама, иудаизма, буддизма.       Особенно заметно увеличилось число православных верующих: согласно данным социологических опросов, православными считают себя сегодня более 60% россиян (хотя число регулярно посещающих службы заметно меньше). Русская православная церковь имела под своим началом в 2006 г. 27 тыс. приходов (в 1986 г. — 6800), 680 монастырей (в 1986 г. — 18), 5 духовных академий, 33 семинарии и 40 духовных училищ. При большинстве храмов заработали библиотеки и воскресные школы для детей. Продолжая традиции социальной работы, прерванные после 1917 г., церковные организации занимаются обустройством детских приютов, реабилитацией наркозависимых и пострадавших от сект, уходом за престарелыми. В деле налаживания церковной и приходской жизни участвовали многие тысячи людей. Возрождается религиозное искусство, многие мастера — носители знаменитых традиций, например палехской школы, занимаются возрождением иконописи и фресковой живописи. Полным ходом идет восстановление разрушенных храмов и монастырей.       Церкви были переданы почитаемые святыни. В 1991 г. в Серафимо-Дивеевскую обитель (Нижегородская епархия) были перенесены мощи св. Серафима Саровского, Дивеево стало одним из центров возрождения православия.       Религиозные праздники и события церковной жизни стали для многих неотъемлемой частью духовного опыта. Огромным событием в жизни церкви и верующих стало прославление в год 2000-летия Рождества Христова новомучеников и исповедников, пострадавших в годы советской власти. В том же году был открыт и освящен воссозданный храм Христа Спасителя в Москве. Эти перемены были встречены верующими как начало духовного обновления России.       Развивается сфера религиозного образования. Активная книгоиздательская деятельность открыла путь к разнообразным источникам духовного опыта — и Отцов Церкви, и наших современников. Многие ищут в вере путь для творческого созидания жизни. Примером соединения живой веры и слова о вере, духовного опыта и богословского толкования такого опыта стали богословские труды митрополита Сурожского Антония (1914—2003), возглавлявшего созданную в Великобритании Сурожскую епархию РПЦ.       Его проповеди и беседы ходили в советские годы в самиздате и с 1990-х гг. широко издаются в России. Центральная их тема — пути современного человека к Богу. Размышляя о предназначении человека, владыка Антоний не только делился радостью своей встречи с Богом, но и помог тысячам людей найти свой путь. Так, в книге «Пути христианской жизни. Беседы о вере» он писал: «Мы посланы в мир для того, чтобы перед этим миром быть свидетелями. Можем ли мы быть свидетелями, если сами не сознаем своей веры, если мы не можем сказать человеку: я прошел тем же путем, и я тебе укажу хоть первые шаги на этом пути...»       Эти и другие размышления обращены к ищущим людям, к молодежи. В России в последние годы именно среди молодых и среднего возраста городских жителей отмечен, согласно данным социологических опросов, рост религиозного самосознания. Это касается не только православия, но и других конфессий. Так, средний возраст посещающих мечети российских мусульман составляет 45 лет. В стране действует более 6 тыс. мечетей, в 2004 г. широко отмечалось столетие крупнейшей в стране московской Соборной мечети.       Программы разных конфессий появились на телевидении. Нормализовались отношения религиозных организаций и государства.       Это помогало вести диалог в том числе и по вопросам, которые вызывали разногласия в обществе, — о передаче церковным организациям находившегося в государственной собственности имущества, о статусе музеев, расположенных в церковных зданиях, о проблемах религиозного образования в школе. Хотя решение спорных проблем не всегда давалось просто, но положительные примеры таких решений и готовность вести диалог свидетельствуют о стремлении религиозных организаций, государства и общества активно участвовать в духовном обустройстве новой России.

Интерес к историческому прошлому

В поисках духовных ориентиров общество, как это всегда бы­вает в переломные эпохи, обратилось к прошлому. Это нашло свое отражение не только в изучении истории и культуры отечест­ва, но и в большой популярности исторических романов и историко-публицистических телепередач. Возвращается творческое на­следие российской эмиграции (писателей, историков, философов, художников).

Различные партии и политические группы пытаются создавать молодежные организации, которые могли бы стать распространите­лями полноценной этики среди нового поколения граждан России. Однако «Соколы Жириновского» или новый комсомол левых вызы­вают лишь политический активизм части молодых людей, не обеспе­чивая утверждения моральных норм. В то же время возникновение новых организаций, подобных молодежному объединению движе­ния «Наши », молодежному движению «Идущие вместе» стремящихся стать массовыми, свидетельствует об объек­тивной тенденции в обществе и внушает оптимизм.