logo
совр рос

2)Ход реформы. Основные меры правительства(1992-1993)

1.Введение свободного ценообразования и либерализация тор­говли.

С 1 января 1992 г. были «отпущены» цены на большинство продуктов. К марту было освобождено 90% розничных и 80% опто­вых цен. Была упразднена централизованная система распределения

ресурсов.

Реформаторское правительство Е. Т. Гайдара предпола­гало, что освобождение цен и запуск рыночных механизмов сами по себе отрегулируют производство, создадут конкурен­цию, сократят избыточную денежную массу и приведут к ожив­лению, а затем и быстрому росту экономики. Правительство отказалось от всех предложений по сохранению в той или иной мере регулирующей роли государства в экономике.

В условиях сохранявшейся монополизации производства это привело к резкому взлету цен к концу 1992 г.: примерно в 100—150 раз (при ожидаемом уровне в три-четыре раза). Повышение зарплаты во много раз отставало от роста цен. В последующем это соотношение несколько выравнялось. Но средний уровень жизни населения России оставался много ни­же рубежа 80—90-х гг. Денежные сбережения десятков мил­лионов граждан в Госбанке оказались фактически изъятыми государством. Правда, здесь надо сделать одно важное уточ­нение: к моменту начала реформы эти сбережения в услови­ях «перестроечной» инфляции и тотального товарного дефи­цита уже успели значительно обесцениться.

2.Вслед за реформами в промышленности развернулся процесс ре­организации колхозов и совхозов, на месте которых создавались ак­ционерные общества или производственные кооперативы.

Новым стало создание фермерских хозяйств.

Структурные изменения происходили также в аграрной сфере. Еще в годы «перестройки» стали возникать первые са­мостоятельные крестьянские (фермерские) хозяйства. В 1992 г. началась реорганизация колхозов и совхозов. Они преобразо­вывались в акционерные предприятия разных типов, где роль акций играли земельные паи крестьян — правда, роль номи­нальную, ибо отсутствовал закон о частной собственности на землю.

3.1-й этап приватизации государственных предприятий и жилья.

С этой целью был создан Государственный комитет по управлению госу­дарственным имуществом РСФСР (председатель — А. Б. Чубайс). Гражданам выдавались приватизационные чеки — ваучеры, озна­чавшие право на долю собственности приватизируемых предприя­тий. С октября 1992 г.началась ваучерная приватизация(на основе ваучеров (неимен­ных приватизационных чеков), бесплатно выданных всем граж­данам России. Их можно было вкладывать в акции привати­зируемых объектов). В стране появилось 40 млн акционеров, но главным образом — номинальных, ибо до 70% акций че­рез свободную продажу ваучеров сконцентрировалось в руках прежних распорядителей госсобственности (управленческой бюрократии), владельцев финансовых и коммерческих струк­тур, легализовавшихся воротил подпольного бизнеса, а также устроителей многочисленных «чековых инвестиционных фон­дов»: под будущие мифические дивиденды они выдавали на­селению в обмен за ваучеры ничем не обеспеченные акции. Власть не смогла наладить систему противодействия этому процессу, тем более в ситуации, когда она стремилась в ко­роткий срок создать слой крупных и средних предпринимате­лей как главную движущую силу рыночных преобразований и гаранта их необратимости.

Тем временем экономический кризис, отчасти неизбеж­ный при структурной перестройке народного хозяйства, уг­лублялся. Реформы предполагали в качестве ключевого звена всемерное укрепление финансовой сис­темы. Правительство пыталось прово­дить жесткую кредитную политику, но столкнулось с давлением промышленно­го лобби и сепаратными действиями ру­ководства бывших союзных республик: в большинстве из них российский рубль продолжал использоваться в денежных расчетах. Предприятия испытывали ог­ромные трудности: не могли закупить по свободным ценам необходимое им сы­рье и комплектующие материалы, рас­платиться с поставщиками. К 1993 г. объем промышленного производства по сравнению с 1991 г. сократился на 12%, сельскохозяйственного — на 10%. На­чался не контролируемый властями вы­воз капитала за рубеж.

Одновременно в новой экономической ситуации нараста­ло социальное расслоение российского общества. Уже в кон­це 1992 г. разрыв в уровне среднедушевого дохода 10% наи­более богатого населения и 10% самого бедного увеличился в девять раз (в дореформенное время этот разрыв не превышал полутора раз).

Итоги первого этапа реформ оказались глубоко противоре­чивыми.

Достижения.

В России были введены экономические свободы, на­чал складываться рынок, был ликвидирован товарный дефицит. В ходе приватизации более % госпредприятий стали частными. Произошли изменения в структуре занятости: теперь в негосударственной сфере трудились больше половины всех работающих.

Негативные последствия.

Усилился спад производства в про­мышленности и сельском хозяйстве. Социально-экономические по­следствия метода «шоковой терапии» (темпы роста цен в 10 раз пре­высили темпы увеличения зарплаты) оказались чрезвычайно тяже­лыми для рядовых граждан. Произошло резкое снижение уровня жизни населения, сокращение занятости и рост безработицы.

Оппозиция курсу реформ.

Противоречивые итоги проводимого курса вызывали справедливую критику в обществе. Главными оппо-нентами выступили депутаты Верховного Совета РСФСР во главе с его председателем Р. И. Хасбула-товым. Оппозиция предложила «антикризисную программу»: восстановление государственного ре­гулирования зарплат и цен; государственное кредитование, дотиро­вание сельского хозяйства; индексация сбережений граждан; отказ от форсированной приватизации.

Правительство, чтобы не допустить политического кризиса и смягчить социальные последствия реформ, пошло на некоторые ус­тупки. В результате в несколько раз выросла денежная масса, резко усилилась инфляция.

В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов Россий­ской Федерации оценил работу правительства Е. Т. Гайдара как неудовлетворительную. Главой правительства стал В. С. Черномырдин.