logo
совр рос

1.Ситуация с властью в 1992-1993 г.Г.Причины кризиса осени 1993 г.

Вторая приоритетная задача в области внутренней по­литики — оформление суверенной российской государствен­ности. Переходный характер российской государственности сразу обус­ловил проблему противостояния двух ветвей власти.

- В 1992—1993 гг. в России существовало три ветви вла­сти: законодательная (съезд народных депутатов России и избираемый им Верховный Совет), исполнительная (Президент и назначаемое им Правительство, Председатель Правительства утверждался по представлению Президента съездом на­родных депутатов) и судебная во главе с Конституционным судом. На первых президентских выборах 12 июня 1991 г. победу одержал Б. Н. Ельцин (до этого ис­полнявший обязанности Председателя Верховного Совета РСФСР).

После подавления августовского путча и событий в Беловеж­ской пуще 1991 г. произошло усиление позиций исполнительной власти, в том числе в силу роста политического авторитета лично Б. Н. Ельцина (с октября 1991 г. он являлся одновременно Предсе­дателем правительства). В результате в действовавшей Конституции РСФСР после внесенных изменений соединились два противоречив­ших друг другу начала государственного строя — институт президент­ской власти и принцип всевластия Советов(оставшийся от времен СССР. Это прежде всего Советы народных депутатов во главе с Верховным Советом Российской Федерации. Они располагали законными возможностями тормозить движение России курсом, избранным командой Ельцина).

- Конституция 1977г. объективно не могла играть роль общепризнанного гаранта по­литической стабильности в ситуации, когда развернулся про­цесс выбора конкретной формы государственности: президент­ской республики (сильный президент, формирующий прави­тельство и имеющий право при определенных обстоятельствах распускать парламент и объявлять новые выборы), парламент­ской республики (сильный парламент, назначающий подотчет­ное ему правительство, должность президента или отсутству­ет совсем, или он наделен ограниченными полномочиями), на­конец, смешанной, парламентско-президентской, республики.

-Причина борьбы президента и парламента состояла и в распределении власти, точнее, в контроле за правительством. Конституция устанавливала, что председателя правительства с согласия Верховного Совета назначает и отправляет в отставку Президент; однако Верховный Совет и Съезд народных депутатов, не имеющие права назначения премьер-министра, в любой момент могли отправить правительство в отставку простым большинством голосов и без каких-либо ограничительных условий. Президент имел право единолично назначать и освобождать от должности министров, но не мог распустить парламент или приостановить его деятельность; более того, Конституция специальной статьей запрещала роспуск каких-либо законно избранных органов власти. Таким образом, и у парламента, и у Президента имелись основания претендовать на контроль за правительством, однако механизма разрешения неизбежных в такой ситуации конфликтов Конституция не предусматривала. Именно поэтому борьба между Президентом и Верховным Советом заняла много месяцев, велась с необыкновенным упорством и энергией с обеих сторон и разрешилась только применением вооруженной силы в октябре 1993 г.

-Еще одной причиной борьбы послужила социально-экономическая политика Президента Ельцина и его команды. Стремительный рост цен и снижение уровня жизни подрывали популярность Президента и побуждали депутатов выступать с критикой курса правительства — отчасти искренне, отчасти в погоне за политическими очками.

-Нельзя забывать и об амбициях лидеров противостоящих сил(Ельцин Хасбулатов , Руцкой).

В сложив­шейся ситуации президент настойчиво защищал позиции радикаль­ных демократов и их курса реформ. Ему противостоял оппозиционно настроенный Верховный Совет РСФСР. На Всероссийском референ­думе 25 апреля 1993 г. большинство граждан высказалось за доверие президенту(приняло участие 62 % имеющих право голоса)