3) Укрепление российской государственности
1. Национальный состав и административно-территориальное устройство.
По Всероссийской переписи 2002 г. постоянное население нашей страны насчитывает 145,5 млн человек (по переписи 1989 г. — 147 млн) — представителей около 150 наций и народностей. Наиболее крупные национальные группы в его составе — русские (более 80% населения), татары и украинцы. Особую роль в национальной политике государства приобрел исламский фактор (20 млн человек в России исповедуют эту религию).
В соответствии с Конституцией Россия включает в себя 89 субъектов: 21 автономную республику, 50 областей, 6 краев, 10 автономных округов, 2 города федерального значения — Москва и Петербург. Образовалось два уровня государственной власти — федеральный и субъектов Федерации. Многонациональный состав страны в целом затрудняет проведение модернизации, влияет на темпы реформ.
2. Изменения статуса республик. Проблема суверенитетов.
После распада СССР перед руководством РФ встала приоритетная задача строить российскую государственность на основе федерализма и децентрализации управления с учетом роста не только национальных чувств, но и националистических настроений. В 1991 г. автономные республики и даже автономные области (кроме Еврейской) в составе РСФСР объявили себя суверенными республиками. Некоторые силы в Татарстане, Башкортостане, Республике Саха (Якутии) направляли усилия на выход из состава РФ. Чечня взяла курс на вооруженное противостояние с центром во имя достижения полной независимости.
Борьба с терроризмом на Северном Кавказе.
• Вторая «чеченская война».
После ряда террористических актов в Москве, Волгодонске, Буйнакске чеченские вооруженные формирования в августе 1999 г. предприняли нападение на Дагестан с целью развертывания на территории этой республики широкого сепаратистского исламского движения. В качестве ответной меры российское правительство во главе с В. В. Путиным приняло решение использовать в борьбе с террористами силовые методы (так началась вторая «чеченская война»). Вторая чеченская война сопровождалась также начительными потерями(например, гибель 84 десантников 104-го полка 76-й Псковской воздушно-десантной дивизии в бою с участниками бандформирований в 2000 году в Чечне).Операции были направлены на уничтожение незаконных вооруженных формирований и одновременное восстановление разрушенного войной хозяйства и деятельности конституционных органов власти в Чеченской Республике.
После завершения в 2000 г. активной фазы боевых действий и назначения в июне 2000 г. муфтия Чечни А. Кадырова главой временной администрации сопротивление боевиков перешло в фазу террористической войны.
В Чечне в 2000—2003 гг. федеральный Центр предпринимал меры для нормализации политической и экономической ситуации. Но если в экономической сфере в этот период успехи были незначительные, то политические изменения отмечали все.
- Конец 2000г.-под контролем федеральных войск находились все населенные пункты Чечни , введено прямое президентское правление в Чечне на период до новых выборов президента ЧР (назначен главой администрации Чеченской Республики Ахмат Кадыров)
-В марте 2003 г. в ходе референдума ее жители проголосовали за новую Конституцию, в которой оговорено, что Чеченская республика является частью Российской Федерации. В этой же Конституции республике предоставляются широкие полномочия в пределах российского законодательства.
- В октябре 2003 г. прошли выборы президента Чеченской республики, на которых победил Ахмад Кадыров. В целом федеральный Центр сделал ставку на решение проблем этой республики силами чеченских лидеров, а не путем насаждения в республике генерал-губернаторов из Москвы. -Чтобы уменьшить напряженность на Северном Кавказе, власти России не отказывались от ведения переговоров с лидерами боевиков. Так, в ноябре 2001 г. прошла встреча полпреда в Южном федеральном округе Виктора Казанцева и представителя боевиков А. Закаева. Скоро стала очевидной бессмысленность ведения переговоров с представителями руководства террористической сети.
С 2002 г. боевики развернули активную террористическую войну:
-23 октября 2002 г. в Москве произошел захват зрителей мюзикла «Норд-Ост», в результате
которого погибли 130 человек. - В конце декабря 2002 г. был взорван дом правительства Чечни в Грозном.
-В июле 2003 г. в Москве произошел взрыв на рок-фестивале в Тушино, в августе был взорван
военный госпиталь в Моздоке, в декабре взрыв уничтожил электричку в Ставропольском крае.
-В феврале 2004 г. происходит взрыв поезда метро в Москве. Каждый из этих терактов унес
жизни более десятка человек.
-На праздновании Дня Победы в 2004 г. в результате теракта погиб глава Чечни — президент
А. Кадыров.
- В конце августа 2004 г. террористы взорвали два самолета, совершили теракт около метро
«Рижская» в Москве.
- 1 сентября 2004 г. бандиты захватили школу в городе Беслане республики Северная
Осетия — Алания. В результате этой трагедии погибли 330 человек, большинство из которых
дети.
В конце 2004 г. ситуация в Чеченской республике существенно изменилась. 29 августа 2004 г. 73% избирателей проголосовали за избрание нового президента Чеченской республики А. Алханова. Премьер-министром стал Рамзан Кадыров — сын погибшего первого президента республики.
В марте 2007 г. Рамзан Кадыров стал президентом Чеченской республики. Новое руководство проводило линию по интеграции боевиков, не запятнавших себя тяжкими преступлениями, в общество и параллельно вело войну на уничтожение с лидерами боевиков.
Прошедшие в ноябре 2005 г. выборы в парламент Чеченской республики стали очередным свидетельством нормализации обстановки.
Задача по ликвидации остатков боевиков, взявших на вооружение тактику диверсионно-террористической борьбы, была возложена на спецслужбы РФ. В июле 2006 г. был уничтожен лидер всего террористического подполья на Северном Кавказе Ш. Басаев, еще раньше был ликвидирован А. Масхадов. Утратившие лидеров и лишившиеся финансовой поддержки боевики перестали представлять собой организованную силу.
16 апреля 2008 г. был отменен режим контртеррористической операции на территории Чечни.
- Россия в 1992 – 2010 г.Г.
- 1)Программа либеральных экономических реформ
- 2)Ход реформы. Основные меры правительства(1992-1993)
- 2)Экономическое развитие в 1993—1996 гг.
- 1. Приватизация.
- 2.Проблема финансирования реформ и источников инвестиций в экономику.
- 3. Итоги.
- 3) Экономический курс в 1997 — 1999 г.
- 1. Новый состав кабинета правительства в. С. Черномырдина.
- 2. Социально-экономическая ситуация в 1998г.
- 3. Поиски выхода из кризиса.
- 5. Экономическая политика правительства в. В. Путина
- 1)Политические процессы в российской федерации в 1991—1993 гг.
- 1.Ситуация с властью в 1992-1993 г.Г.Причины кризиса осени 1993 г.
- 2. Политический кризис осенью 1993 г.
- 2) Политическое развитие россии в 1993—1996 гг.
- 1. Новая Конституция России. Ликвидация советской политической системы.
- 2. Общественные настроения и формирование двухпалатного Федерального Собрания.
- 4. Выборы в Государственную Думу второго созыва и президентские выборы.
- 3)Политические процессы в 1996—1999 гг. Второй срок пребывания б. Н. Ельцина на президентском посту
- 1. В 1996—1999 гг. В стране продолжились процессы демократизации.
- 2. Пик социального конфликта.
- 4. Выборы в Государственную Думу.
- 4) Сохранение территориальной целостности России и строительство обновленной Федерации.
- 5) Российское общество в первые годы реформ
- 6)Внешняя политика (1992-1999 г.Г.)
- 1) Изменение геополитической ситуации в мире и место России в ней. Факторы ослабления позиции России на международной арене.
- 2)Концепция и основные задачи внешней политики России.
- 3) В соответствии с задачами развивались основные направления внешней политики рф.
- 4)Россия и страны запада
- 1. Политические и военные отношения с сша.
- 2. Российская дипломатия и нато.
- 4. Сотрудничество с ведущими державами мира развивается и в ходе участия рф в урегулировании региональных конфликтов.
- 6. Экономическое сотрудничество с зарубежными странами.
- 6) Россия и страны азии
- 7) Россия и ближнее зарубежье
- 2. Пути и формы интеграции.
- 1. Добровольная отставка б. II. Ельцина. Деятельность и.О. Президента рф в. В. Путина.
- 3) Укрепление российской государственности
- 3. Разграничение полномочий субъектов Федерации.
- 4. Реформа федеральной власти.
- 1) Изменение геополитической ситуации в мире и место России в ней. Факторы ослабления позиции России на международной арене.
- 2)Концепция и основные задачи внешней политики России.
- 3) В соответствии с задачами развивались основные направления внешней политики рф.
- 5) Россия и страны запада
- 1. Политические и военные отношения с сша.
- 2. Российская дипломатия и нато.
- 3. Сотрудничество с ведущими державами мира развивается и в ходе участия рф в урегулировании региональных конфликтов.
- 4. Экономическое сотрудничество с зарубежными странами.
- 5. О борьбе с терроризмом
- 6) Россия и страны азии
- Медведев д.А. (2008-2011 г.Г.)
- 1)Социально-экономическая политика
- 2)Послание Президента 2008 года. Закон о поправках к Конституции
- - Военная медицина – серьезное сокраение инфраструктуры
- 5) Продолжение приоритетных национальных проектов
- 4)Борьба с коррупцией в России
- 5)Реформа мвд
- 6) Реформа образования
- 1.Отношения со странами ближнего зарубежья:
- 2)Пятидневная война. Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008), Международная реакция на войну в Южной Осетии
- 2) Отношения с ведущими кап. Странами. Проблемы разоружения и безопасности.
- 3)Отношения со странами Латинской Америки:
- 4) Отношения с кнр
- 1. Социокультурная ситуация в россии. Новые ценности.
- 2. Наука и образование в современном обществе
- 3. Художественная культура