5. Мифологическое и рациональное мышление
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (греч. mythos — речь, слово, рассказ, повествование, сказание, предание) —
разновидность мыслительной деятельности, архаическая форма осмысления действительности (Архаика), в котором синкретически соединены первобытные верования, художественное освоение мира, зачатки эмпирических знаний.
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ связано с чувственным восприятием действительности и облекается в образную форму, обобщение предстает в виде единично-типического, абстрагирующая способность развита слабо.
Отсутствует осознание отличия человека от внешней природы, индивидуальное сознание не вычленено из группового, не расчленяются образ и предмет, субъективное и объективное, принципы деятельности не отделены от деятельности.
Способность мышления фиксировать свойства вещей и закреплять данные свойства за данной вещью развита слабо, еще не сформированы логические структуры опосредования, обоснования, доказательства. Объяснение представляет собой рассказ о том, почему, откуда, каким образом, для чего что-то возникло.
Выводы часто основаны на принципе «после этого — значит вследствие этого».
Указанные особенности мышления обнаруживаются в языке. Отсутствуют имена, фиксирующие родовые понятия, но имеется множество слов, обозначающих данный предмет со стороны его разных свойств, на разных стадиях развития, в разных точках пространства, в разных ракурсах восприятия.
Одна и та же вещь имеет разные названия, а различным предметам и существам (живым и неживым, животным и растениям, предметам природы и людям и т.д.) приписывается одно имя.
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ проявляется и ныне, причем не только в «отсталых», но и в высокоразвитых культурах.
Французский этнолог Леви-Брюль считал, что мифологическое сознание мыслит символами и образами, объясняет мир, исходя не из знания, а из веры. Мифологическое мышление имело черты диффузности и нерасчленённости, было почти неотделимо от эмоциональной аффектной, моторной сферы, но не было лишено определенной логики.[2]
Мифологическое мышление заключается в том, что первобытный человек не выделял себя из окружающей природной и социальной среды. Мир для первобытного человека представлялся не пустым или неодушевленным, но изобилующим жизнью. Эта жизнь проявляется для древнего человека, в звере, в растении, в ударе грома, во внезапной тени, в жуткой и незнакомой лесной поляне, в камне, неожиданно ударившем его, когда он споткнулся на охоте.
Рациональное мышление – это упорядоченное мышление, мышление, которое осуществляется на основе определенных правил. Базовые правила рационального мышления это правила логики. Сам факт рационального мышления говорит о принадлежности к традиционализму, так как такое мышление предполагает наличие каких-то рамок, устоев в которых действует мышление, и которое передаётся из поколение в поколение. Рациональное мышление следует рассматривать как высшее достижение древних греков, они передают его европейской культуре. Рациональное мышление есть такое мышление, которое опирается на доказательства существования предмета мысли, которое направлено на постижение истины, ведет к формулированию и решению задач. Главная функция рационального мышления – установление границы между истиной и ложью, выявление истинных и ложных утверждений.
- Опыт ненаучных форм осмысления культуры.
- 3.Сравнительная характеристика концепции, теории, парадигмы как форм существования научного знания.
- 4. Анализ взаимоотношений науки и религии, оккультизма, философии и искусства
- 5. Мифологическое и рациональное мышление
- 6. Сравнительная характеристика веры в науке и религии
- 7. Теории развития науки.
- 9. Уровни методологии науки
- 10. Философский уровень методологии науки и психологическое исследование: проблема человека в философской картине мира.
- 11. Общенаучный уровень методологии и психологическое исследование.
- 13. Взаимосвязь методологии и методов исследования в психологии
- 14. Особенности познавательной ситуации изучения психики.
- 16. Формирование классического типа научной рациональности в Новое время: первые научные революции в XVI - XVIII веках.
- 17.Возникновение механистической картины мира (Ньютон, Галилей, Кеплер) в Новое время
- 18.Зарождение позитивистской методологии в научном познании. Классическая философская традиция.
- 19.Общенаучные принципы, характерные для классического этапа в развитии науки
- 22.Эксперимент как основной метод исследования в классической науке. Эксперимент в классической психологии.
- 23. Кризис методологии науки в начале XX столетия. Основные изменения научной методологии под влиянием кризиса хх столетия
- 24. Становление неклассического типа научной рациональности: научная революция конца XIX - начала XX-го веков
- 25. Формирование динамичной, вероятностной картины мира (Эйнштейн) в первой половине 20-го века
- 26) Неклассическая методология в естествознании
- 27) Анализ системного подхода как центрального общенаучно-методологического принципа неклассической науки. Системный подход в психологии.
- 28) Неклассическая методология в психологии (психодинамическое направление, культурно-историческая психология, экзистенциально-феноменологическая психология).
- 29. Методы неклассической психологии
- 30. Эксперимент в неклассической психологии
- 31. Вероятность – как методология познания и ее место в современной науке. Вероятностные знания в психологии
- 32. Постнеклассическая научная рациональность: научная революция последней трети XX-го века
- 33. Представление о мире как о самоорганизующейся системе. Синергетика (Стенгерс, Пригожин)
- 34. Философия постмодернизма
- 35. Постмодернистская культурная традиция в психологии (теории онтологического плюрализма, конвенциальности, социо-культурно-исторической конструируемости психологического знания)
- 36. Методы постнеклассической психологии
- 37. Реализация номотетического и идеографического подходов в психологических исследованиях.
- 38. Уровни исследования: эмпирический, теоретический, метатеоретический
- 39. Виды психологических исследований (качественные/количественные, фундаментальные/прикладные, комплексные, междисциплинарные и т.Д.)
- 40.Структура и этапы психологического исследования.
- 41. Типы классификации основных методов исследования в психологии (организационные методы, методы сбора эмпирических данных, методы анализа данных, интерпретационные методы, методы психосемантики).
- 42. Этические нормы психолога-исследователя