40.Структура и этапы психологического исследования.
На подготовительном этапе обосновывается актуальность исследования. Формулируется цель и задачи, объект и предмет исследования. Объект исследования – фрагмент действительности, который познается, исследуется автором. Предмет – свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности (т.е. данного объекта), выделяемые исследователем для целенаправленного изучения. Если исследование выполняется в русле неклассической научной рациональности, то вслед за определением предмета конструируется его модель.
Разрабатывается методология и методы исследования. Определяется содержание каждого из уровней научного исследования, описанных В.С.Степиным (2000). Определяется содержание уровней философской методологии – тип рациональности, конституирующий картину мира и понимание автором объекта исследования, логики его отношений с исследующим, а также философский подход, который будет конституировать осуществление научного познания в целом и выбор общенаучных концепций, в частности. Разрабатывается общенаучный уровень методологии: в соответствии с философским уровнем методологии определяются концепции, являющиеся общими как для психологии, так и для ряда других наук. На конкретно-научном уровне фиксируется одно из направлений психологической науки, определяющих методы исследования, а также интерпретационные структуры и схемы планируемого исследования. Наконец, на последнем уровне определяются конкретные исследовательские методы и техники исследования.
Разрабатывается исследовательская гипотеза. Под гипотезой понимают научное предположение относительно отдельных свойств, отношений, функций и объяснительных принципов психологических явлений, выступающих в качестве предмета исследования. В результате проведенных исследований гипотеза может быть принята или отвергнута.
Производится планирование процесса исследования. Определяется схема исследования, разрабатывается его «дизайн». Здесь можно выделить такие фазы (актуально, прежде всего, для исследований классического типа): а) выбор переменных; б) определение их параметров; в) выбор необходимых методик, аппаратуры; г) отбор испытуемых, их группировка; д) отбор экспериментаторов, е) построение плана-программы, схемы исследования.
В ходе теоретического анализа литературы, необходимого для уточнения проблемы исследования могут использоваться дедуктивный метод, метод компаративного анализа, теоретического моделирования и пр. В ходе выполнения теоретической части работы исследователю следует формировать конспекты используемой им литературы. Конспект научной литературы представляет собой единство плана, тезисов, выписок, цитат, а также собственных примечаний исследователя. Конспекты могут быть следующих типов: плановый, текстуальный, тематический, свободный.
Проблема исследования включает степень разработанности темы, место планируемой работы среди других подобных исследований в этой же области. Необходимо зафиксировать объем и сущность эвристической недостаточности в избранном тематическом поле.
Исследовательский этап. Осуществляется на основе составленной программы. Имеет следующие фазы (актуально, прежде всего, для исследования классического типа): а) подготовка условий для осуществления исследования; б) подготовка испытуемого; в) проведение собственно исследования (эксперимент, наблюдение, интервью и т.д.); г) «выключение испытуемого из системы»; д) заключительная часть: выключение аппаратуры, сбор анкет, предварительная классификация материала, заполнение соответствующей документации.
Обработка результатов. На этом этапе осуществляется упорядочение полученного материала, его обработка тем или иным способом. Для этих целей служат различные методы обработки, в том числе статистические. Предлагаются предварительные выводы.
Интерпретация. Предлагаются более обобщенные выводы, определяется характер соотнесения результатов с гипотезой. Результаты осмысливаются в контексте теоретических моделей и концептов.
Включение в систему знаний. Проводится работа по включению полученных знаний в арсенал данной науки, уточняется или реконструируется теория. Исследуется место полученных данных в общей картине мира, характерной для современного уровня развития науки.
- Опыт ненаучных форм осмысления культуры.
- 3.Сравнительная характеристика концепции, теории, парадигмы как форм существования научного знания.
- 4. Анализ взаимоотношений науки и религии, оккультизма, философии и искусства
- 5. Мифологическое и рациональное мышление
- 6. Сравнительная характеристика веры в науке и религии
- 7. Теории развития науки.
- 9. Уровни методологии науки
- 10. Философский уровень методологии науки и психологическое исследование: проблема человека в философской картине мира.
- 11. Общенаучный уровень методологии и психологическое исследование.
- 13. Взаимосвязь методологии и методов исследования в психологии
- 14. Особенности познавательной ситуации изучения психики.
- 16. Формирование классического типа научной рациональности в Новое время: первые научные революции в XVI - XVIII веках.
- 17.Возникновение механистической картины мира (Ньютон, Галилей, Кеплер) в Новое время
- 18.Зарождение позитивистской методологии в научном познании. Классическая философская традиция.
- 19.Общенаучные принципы, характерные для классического этапа в развитии науки
- 22.Эксперимент как основной метод исследования в классической науке. Эксперимент в классической психологии.
- 23. Кризис методологии науки в начале XX столетия. Основные изменения научной методологии под влиянием кризиса хх столетия
- 24. Становление неклассического типа научной рациональности: научная революция конца XIX - начала XX-го веков
- 25. Формирование динамичной, вероятностной картины мира (Эйнштейн) в первой половине 20-го века
- 26) Неклассическая методология в естествознании
- 27) Анализ системного подхода как центрального общенаучно-методологического принципа неклассической науки. Системный подход в психологии.
- 28) Неклассическая методология в психологии (психодинамическое направление, культурно-историческая психология, экзистенциально-феноменологическая психология).
- 29. Методы неклассической психологии
- 30. Эксперимент в неклассической психологии
- 31. Вероятность – как методология познания и ее место в современной науке. Вероятностные знания в психологии
- 32. Постнеклассическая научная рациональность: научная революция последней трети XX-го века
- 33. Представление о мире как о самоорганизующейся системе. Синергетика (Стенгерс, Пригожин)
- 34. Философия постмодернизма
- 35. Постмодернистская культурная традиция в психологии (теории онтологического плюрализма, конвенциальности, социо-культурно-исторической конструируемости психологического знания)
- 36. Методы постнеклассической психологии
- 37. Реализация номотетического и идеографического подходов в психологических исследованиях.
- 38. Уровни исследования: эмпирический, теоретический, метатеоретический
- 39. Виды психологических исследований (качественные/количественные, фундаментальные/прикладные, комплексные, междисциплинарные и т.Д.)
- 40.Структура и этапы психологического исследования.
- 41. Типы классификации основных методов исследования в психологии (организационные методы, методы сбора эмпирических данных, методы анализа данных, интерпретационные методы, методы психосемантики).
- 42. Этические нормы психолога-исследователя