logo
shpory_2011_metodologia_2

31. Вероятность – как методология познания и ее место в современной науке. Вероятностные знания в психологии

 Вероятностная методология - это система предпосылок, принципов, методов и средств познания, предлагаемых теорией вероятностей, теорией случайных процессов и других дисциплин, базирующихся на них. Вероятностная методология - основа любого научного познания.      Организация познания, методы, средства познания должны быть адекватны сущности познаваемых объектов. Поскольку все реальные объекты и процессы по своей сущности являются вероятностными (амер., Джозайя Уиллард Гиббс, Gibbs Josiah Willard, 1839-1903, теоретический физик и химик, США), то для их изучения целесообразно использовать вероятностную методологию. Необходимость выполнения этого требования проявляется тем отчетливее, чем сложнее изучаемый объект. В частности, это особенно справедливо для живых систем (Норберт Винер, Wiener Norbert, 1894 -1964, математик, основатель кибернетики, США), их структуры, функций, а также отношений между живыми структурами и функциями.      Вероятностная методология предполагает не формальное, но содержательное применение инструментов математики: системы предпосылок, принципов, методов и средств познания теории вероятностей, теории случайных процессов и других дисциплин, базирующихся на них. Это означает, что абстрактным математическим атрибутам, применяемым в физиологии, психологии, психофизиологии, медицине необходимо находить и придавать конкретный смысл, соответствующий сущности познаваемых объектов.