logo
shpory_2011_metodologia_2

27) Анализ системного подхода как центрального общенаучно-методологического принципа неклассической науки. Системный подход в психологии.

Под системой (с греческого – целое, состоящее из частей) понимают совокупность элементов в отношениях и связях друг с другом, образующую целостность, единство. В античной философии так обозначалась целостная упорядоченность бытия. К идее системной организации бытия возвратились философы XVII века – Б. Спиноза, Г. Лейбниц. В этот же период естествоиспытатели приходят к выводу, что системы живой природы естественны по происхождению и продолжают развивать эту идею и в XVIII веке (К. Линней). Далее философы приложили принцип системности к мышлению, к процессам познания: И. Кант утверждал, что в науке целое главенствует над частями, Шеллинг и Гегель требовали системности диалектического мышления, на это обращали внимание неокантианцы, неопозитивисты. В науке XIX, XX столетий идея существования системного целого обнаружила себя в теории эволюции, теории относительности, квантовой физике, гештальтпсихологии, структурной лингвистике и т.

Однако научная рефлексия понятия и явления системы принадлежат австрийскому ученому Людвигу фон Берталанфи, работавшему впоследствии в США. От первых идей, зародившихся в 30-ые годы XX столетия, по достаточно развитой общей теории систем проходит 20 лет. Эта теория была создана во время востребованности такого знания и дала жизнь широкому кругу наук, объектом исследования которых является система: общая теория систем, системный подход, специальная теория систем, системотехника, системный анализ, синергетика, теория катастроф, термодинамика неравновесных систем и прочее.

В системах, особенно живых и социальных, важны процессы передачи информации и процессы управления. Есть системы, способные действовать целенаправленно, самоорганизовываться. Оказалось, что типов систем великое множество, и чтобы определение системы не было пустым, нужны определения, характеризующие сущность именно данного типа систем. Самая универсальная из существующих классификаций систем выглядит как деление на материальные и абстрактные системы. Материальные, в свою очередь, делятся на неорганические, живые, социальные, а абстрактные – язык, понятия, знания, гипотезы, теории и прочее. Кроме того, выделяются динамичные и статичные, однозначно детерминированные и стохастичные (вероятные) системы. Системы м.б. закрытыми – идет обмен энергией, но не веществом, и открытые – осуществляется обмен и энергией, и веществом. Первые стремятся к своеобразному «рассыпанию» с максимумом энтропии, вторые – к живому, подвижному равновесию с возможностью усложнения структуры.

Таким образом, методология системного подхода требует, чтобы любой объект рассматривался как система. В этом исследователю помогают так называемые системные принципы. Их довольно много, ограничимся наиболее сильными.

Строгого алгоритма исследования эта методология не предлагает, это скорее эвристический принцип, который обнаруживает возможность видоизменения как предметов,. объектов изучения, так и способов построения научного знания. Заключим наш разговор мыслью А. Эйнштейна: «Тело и душа не являются двумя различными вещами, а скорее двумя разными способами восприятия одной и той же вещи. Подобно этому, физика и психология представляют собой лишь различные попытки связать воедино элементы нашего опыта с помощью систематического мышления».

В рамах кибернетики создано представление о системах, самоорганизующихся по принципу обратной связи. Эта концепция нашла свое применение в т.ч. в физиологии (Бернштейн) и психологии (Бейтсон (алкоголизм)).

Теория систем Л.Берталанфи. В основе теории систем - обобщение экосистем как живых систем. Основные принципы системного подхода:

1. Холизм против атомизма (целое не равно сумме частей).

2. Циклический характер причинности.

3. Оптимальное функционирование границ как условие выживания системы (проницаемость, но жесткость).

Реализуются в разных подходах, в т.ч. семейной психотерапии.

* Семейный подход (Щедровицкий)

* Системно-структурный подход (Выготский, Пиаже)

* Системно-функциональный (Рубинштейн, Ухтомский, Анохин, Лурия).

, преобразования в методологии науки имели своеобразную латентную фазу, немало времени провели во «внутриутробном» развитии и во всей полноте раскрываются только сейчас. Их кратко можно охарактеризовать следующим образом.