14. Особенности познавательной ситуации изучения психики.
Предмет, объект и познавательная ситуация исследования. Познавательная ситуация включает в себя пролапс между научной проблемой и существующими на момент фиксации этой трудности средствами ее разрешения, а также социальными требованиями по отношению к соответствующему знанию, предмет исследования, а также средства организации научного исследования.
Объект исследования определяется познавательной задачей. Объектом становится некоторая часть предметной действительности в том случае, если исследователю удалось зафиксировать ее устойчивые и закономерные, отраженные на языке науки и включенные в систему ее научных абстракций внешние и внутренние связи.
Предмет исследования отражает объект изучения, исследовательскую задачу, систему методологических средств и последовательность их применения (Зинченко, Смирнов, 1983). Такое понимание в большей степени характерно для неклассической науки. В классической науке предмет исследования чаще всего рассматривается лишь как сторона объекта, его аспект, непосредственно вычленяемый сквозь призму проблемы.
15.Ситуация в психологической науке через призму концепции Т.Куна. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии.
Методологический статус современной психологии. В настоящее время в психологической науке существует несколько позиций, предлагающих различные варианты интерпретации современного методологического статуса психологии и его перспектив. Эти позиции выстроены на основе апплицирования концепции Т.Куна к реальности психологической науки.
В истории любой науки Кун выделяет фазы или периоды: допарадигмальный, нормальной науки и научной революции. Допарадигмальный период характеризуется множеством противоборствующих внутринаучных школ разного масштаба и направленности (Кун, 1977). Второй фазой в развитии любой науки Т.Кун считает период нормальной науки, которая характеризуется становлением одной из боровшихся ранее парадигм, в качестве общепринятой. Третий этап - фаза научной революции - характеризуется тем, что победившая ранее научная парадигма оказывается в кризисе, связанном с невозможностью разрешения встающих перед ней объективных проблем. В этих условиях включаются в борьбу альтернативные научные направления и в итоге один из этих научных подходов становится новой научной парадигмой.
Первый подход к статусу психологии предполагает, что психология до сих пор остается допарадигмальной областью знания.
Второй подход опирается на идею о том, что каждое из наиболее популярных доминирующих научных направлений психологии (когнитивное, бихевиоральное, психодинамическое) может рассматриваться как самостоятельная научная парадигма.
Согласно третьему подходу, психология является внепарадигмальной областью знания, к которой, таким образом, не может быть применима концепция Т.Куна, возникшая как результат обобщения истории развития естественных наук: для психологии единственной возможностью существования является множественность концепций психического.
Четвертой точкой зрения является идея о том, что в психологии существуют две крупные парадигмы: позитивистская (естественнонаучная) и гуманистическая, базирующиеся на различных теоретико-методологических основаниях.
- Опыт ненаучных форм осмысления культуры.
- 3.Сравнительная характеристика концепции, теории, парадигмы как форм существования научного знания.
- 4. Анализ взаимоотношений науки и религии, оккультизма, философии и искусства
- 5. Мифологическое и рациональное мышление
- 6. Сравнительная характеристика веры в науке и религии
- 7. Теории развития науки.
- 9. Уровни методологии науки
- 10. Философский уровень методологии науки и психологическое исследование: проблема человека в философской картине мира.
- 11. Общенаучный уровень методологии и психологическое исследование.
- 13. Взаимосвязь методологии и методов исследования в психологии
- 14. Особенности познавательной ситуации изучения психики.
- 16. Формирование классического типа научной рациональности в Новое время: первые научные революции в XVI - XVIII веках.
- 17.Возникновение механистической картины мира (Ньютон, Галилей, Кеплер) в Новое время
- 18.Зарождение позитивистской методологии в научном познании. Классическая философская традиция.
- 19.Общенаучные принципы, характерные для классического этапа в развитии науки
- 22.Эксперимент как основной метод исследования в классической науке. Эксперимент в классической психологии.
- 23. Кризис методологии науки в начале XX столетия. Основные изменения научной методологии под влиянием кризиса хх столетия
- 24. Становление неклассического типа научной рациональности: научная революция конца XIX - начала XX-го веков
- 25. Формирование динамичной, вероятностной картины мира (Эйнштейн) в первой половине 20-го века
- 26) Неклассическая методология в естествознании
- 27) Анализ системного подхода как центрального общенаучно-методологического принципа неклассической науки. Системный подход в психологии.
- 28) Неклассическая методология в психологии (психодинамическое направление, культурно-историческая психология, экзистенциально-феноменологическая психология).
- 29. Методы неклассической психологии
- 30. Эксперимент в неклассической психологии
- 31. Вероятность – как методология познания и ее место в современной науке. Вероятностные знания в психологии
- 32. Постнеклассическая научная рациональность: научная революция последней трети XX-го века
- 33. Представление о мире как о самоорганизующейся системе. Синергетика (Стенгерс, Пригожин)
- 34. Философия постмодернизма
- 35. Постмодернистская культурная традиция в психологии (теории онтологического плюрализма, конвенциальности, социо-культурно-исторической конструируемости психологического знания)
- 36. Методы постнеклассической психологии
- 37. Реализация номотетического и идеографического подходов в психологических исследованиях.
- 38. Уровни исследования: эмпирический, теоретический, метатеоретический
- 39. Виды психологических исследований (качественные/количественные, фундаментальные/прикладные, комплексные, междисциплинарные и т.Д.)
- 40.Структура и этапы психологического исследования.
- 41. Типы классификации основных методов исследования в психологии (организационные методы, методы сбора эмпирических данных, методы анализа данных, интерпретационные методы, методы психосемантики).
- 42. Этические нормы психолога-исследователя