18.Зарождение позитивистской методологии в научном познании. Классическая философская традиция.
Представители : Декарт, Бэнан, Спиноза, Кант, Гегель.
Декарт(философ, физик математик).Его вклад в науку: метод радикального сомнения, система координат, антологическое доказательство бытия бога «Метод». В психологии: понятие рефлекса, разрабатывал принципы рефлекторной деятельности, модель организма, открыл новый объект исследования- сознание.
Бенан(юрист, адвокат, философ). Основоположник эмпиризма. Создал 2-ух буквенный шифр, разработал подробную классификацию наук. Разработал исследовательский метод.
Спиноза(рационалист). Труд «основы философии Декарта»
Кант- предложил рациональый способ решения дилеммы рацио-го и эмпирического.
Гегель- логика порождение теней, « самопостижение абсолютного духа», предложил диалектический метод.
Основоположник позитивизма француз Огюст Конт (1798-1857) объявил «метафизикой» не только всю философию, но и все науки, стремящиеся к знанию причин вещей. «Позитивная» наука ограничивается описанием явлений, не вдаваясь в «метафизические» вопросы о причинах.
Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
Конт не отвергает разум как таковой, однако его критика метафизического разума отнимает у разума то, что вся предшествующая философия считала его главным атрибутом, – способность постигать причины вещей. «Позитивно-научное» мышление вправе задаваться вопросом “как” и описывать мир, но ему категорически запрещается ставить вопросы “почему”.
Основной чертой этого времени является механистический материализм с присущим ему метафизическем материолизмом познания, основные методы научного познания это ……
1.Индукция ( от единич. Философов к общим). 2.Анализ (разлож. исследов. предмета на части). Дедукция и синтез не получили своего развития. Развитие естествознания поставило перед философией задачу - создание методов научного познания. В гносеологии появилось 2 новых направления, которые призваны дать откуда берутся наши знании о мире: 1.Эмперизм - исторические знания, опыт (Локк, Бекон, Гоббс). 2.Рационализм – историческое познание, врожденные идеи (Декарт, Лейбниц). Сенсуализм – философское направление, согласно которому все знания о мире протекают из ощущения.
Философские основания науки классического типа.
Идея о возможности и необходимости поиска универсального пути познания (эмпиризм Ф.Бэкона и рационализм Р.Декарта). Критика врожденных идей (Дж.Локк). Идея истока познания в общих понятиях (Т.Гоббс). Концепция «восприятий» (Д.Юм). Теория познания в немецкой классической философии: попытка решения дилеммы рационализма и эмпиризма И. Кантом; учение о категориях, диалектический метод Гегеля.
- Опыт ненаучных форм осмысления культуры.
- 3.Сравнительная характеристика концепции, теории, парадигмы как форм существования научного знания.
- 4. Анализ взаимоотношений науки и религии, оккультизма, философии и искусства
- 5. Мифологическое и рациональное мышление
- 6. Сравнительная характеристика веры в науке и религии
- 7. Теории развития науки.
- 9. Уровни методологии науки
- 10. Философский уровень методологии науки и психологическое исследование: проблема человека в философской картине мира.
- 11. Общенаучный уровень методологии и психологическое исследование.
- 13. Взаимосвязь методологии и методов исследования в психологии
- 14. Особенности познавательной ситуации изучения психики.
- 16. Формирование классического типа научной рациональности в Новое время: первые научные революции в XVI - XVIII веках.
- 17.Возникновение механистической картины мира (Ньютон, Галилей, Кеплер) в Новое время
- 18.Зарождение позитивистской методологии в научном познании. Классическая философская традиция.
- 19.Общенаучные принципы, характерные для классического этапа в развитии науки
- 22.Эксперимент как основной метод исследования в классической науке. Эксперимент в классической психологии.
- 23. Кризис методологии науки в начале XX столетия. Основные изменения научной методологии под влиянием кризиса хх столетия
- 24. Становление неклассического типа научной рациональности: научная революция конца XIX - начала XX-го веков
- 25. Формирование динамичной, вероятностной картины мира (Эйнштейн) в первой половине 20-го века
- 26) Неклассическая методология в естествознании
- 27) Анализ системного подхода как центрального общенаучно-методологического принципа неклассической науки. Системный подход в психологии.
- 28) Неклассическая методология в психологии (психодинамическое направление, культурно-историческая психология, экзистенциально-феноменологическая психология).
- 29. Методы неклассической психологии
- 30. Эксперимент в неклассической психологии
- 31. Вероятность – как методология познания и ее место в современной науке. Вероятностные знания в психологии
- 32. Постнеклассическая научная рациональность: научная революция последней трети XX-го века
- 33. Представление о мире как о самоорганизующейся системе. Синергетика (Стенгерс, Пригожин)
- 34. Философия постмодернизма
- 35. Постмодернистская культурная традиция в психологии (теории онтологического плюрализма, конвенциальности, социо-культурно-исторической конструируемости психологического знания)
- 36. Методы постнеклассической психологии
- 37. Реализация номотетического и идеографического подходов в психологических исследованиях.
- 38. Уровни исследования: эмпирический, теоретический, метатеоретический
- 39. Виды психологических исследований (качественные/количественные, фундаментальные/прикладные, комплексные, междисциплинарные и т.Д.)
- 40.Структура и этапы психологического исследования.
- 41. Типы классификации основных методов исследования в психологии (организационные методы, методы сбора эмпирических данных, методы анализа данных, интерпретационные методы, методы психосемантики).
- 42. Этические нормы психолога-исследователя