logo
shpory_2011_metodologia_2

6. Сравнительная характеристика веры в науке и религии

снова аксиом (по принципу их математического определения и в силу их реализации в мозге с помощью экстремумов энтропии-информации и её производства) есть вера - немотивированная, иррациональная убеждённость в истинности утверждений. Наука основана на аксиомах, а потому есть форма веры, как и религии. Вера в аксиомы механики Ньютона, в аксиомы в виде уравнений Максвелла, в аксиомы формализма Дирака в квантовой теории есть немаловажный фактор успехов современной науки.

Наука как форма веры принципиально отличается от религий тем, что в ней первично произвольные аксиомы постоянно дополняются более общими новыми. Каждый раз перед тем, как быть запомненными, новые аксиомы, тщательно и многократно проверяются сопоставлением с реальностью и предыдущими результатами науки. Природа, её объекты и процессы существуют вне человека, вне его мозга и сознания. Человек с помощью науки изменяющимися последовательными приближениями ищет пути описания природы, используя удобные для себя языки. Языки аксиоматичны, поэтому аксиомы, каковыми является большая часть словарного запаса человека, дополняются более сложными аксиомами в основе науки. Они являются её исходной составляющей, которая неподконтрольна логике.

Вера при её отображении в религиях принципиально и обязательно консервативна. Причина заключается в том, что нет цели существования человека, его мозга и разума в природе как независимой от человека реальности! Первичное в религиях состоит в том, чтобы сформулировать такую цель - ввести то, чего нет в природе, и использовать это для выживания человека как вида жизни.

Вера в виде аксиом в науке последовательными приближениями описывает реально существующее в природе.

Вера в виде религий вводит отсутствующее в природе понятие о цели существования человечества и индивидуумов в нём, которое важно для выживания как человечества, так и индивидуумов, и охраняет консерватизм цели в таком смысле.

Второе начало термодинамики как стремление к максимуму беспорядка, к максимуму способности превращений, к невозможности вечного равновесия не включает целей сохранения равновесия, которые вводят религии. Исходное для религий - защитить человека, обеспечить его выживание, когда законы природы не содержат в себе гарантий этого.

Чтобы при отсутствии в природе гарантий «вечного равновесия» было возможно введение цели существования человека как средства его выживания, необходимо действовать общим для науки методом - последовательными аксиоматическими приближениями, как составляющей синтеза информации в природе на основе иерархии цепочек