6. Сравнительная характеристика веры в науке и религии
снова аксиом (по принципу их математического определения и в силу их реализации в мозге с помощью экстремумов энтропии-информации и её производства) есть вера - немотивированная, иррациональная убеждённость в истинности утверждений. Наука основана на аксиомах, а потому есть форма веры, как и религии. Вера в аксиомы механики Ньютона, в аксиомы в виде уравнений Максвелла, в аксиомы формализма Дирака в квантовой теории есть немаловажный фактор успехов современной науки.
Наука как форма веры принципиально отличается от религий тем, что в ней первично произвольные аксиомы постоянно дополняются более общими новыми. Каждый раз перед тем, как быть запомненными, новые аксиомы, тщательно и многократно проверяются сопоставлением с реальностью и предыдущими результатами науки. Природа, её объекты и процессы существуют вне человека, вне его мозга и сознания. Человек с помощью науки изменяющимися последовательными приближениями ищет пути описания природы, используя удобные для себя языки. Языки аксиоматичны, поэтому аксиомы, каковыми является большая часть словарного запаса человека, дополняются более сложными аксиомами в основе науки. Они являются её исходной составляющей, которая неподконтрольна логике.
Вера при её отображении в религиях принципиально и обязательно консервативна. Причина заключается в том, что нет цели существования человека, его мозга и разума в природе как независимой от человека реальности! Первичное в религиях состоит в том, чтобы сформулировать такую цель - ввести то, чего нет в природе, и использовать это для выживания человека как вида жизни.
Вера в виде аксиом в науке последовательными приближениями описывает реально существующее в природе.
Вера в виде религий вводит отсутствующее в природе понятие о цели существования человечества и индивидуумов в нём, которое важно для выживания как человечества, так и индивидуумов, и охраняет консерватизм цели в таком смысле.
Второе начало термодинамики как стремление к максимуму беспорядка, к максимуму способности превращений, к невозможности вечного равновесия не включает целей сохранения равновесия, которые вводят религии. Исходное для религий - защитить человека, обеспечить его выживание, когда законы природы не содержат в себе гарантий этого.
Чтобы при отсутствии в природе гарантий «вечного равновесия» было возможно введение цели существования человека как средства его выживания, необходимо действовать общим для науки методом - последовательными аксиоматическими приближениями, как составляющей синтеза информации в природе на основе иерархии цепочек
- Опыт ненаучных форм осмысления культуры.
- 3.Сравнительная характеристика концепции, теории, парадигмы как форм существования научного знания.
- 4. Анализ взаимоотношений науки и религии, оккультизма, философии и искусства
- 5. Мифологическое и рациональное мышление
- 6. Сравнительная характеристика веры в науке и религии
- 7. Теории развития науки.
- 9. Уровни методологии науки
- 10. Философский уровень методологии науки и психологическое исследование: проблема человека в философской картине мира.
- 11. Общенаучный уровень методологии и психологическое исследование.
- 13. Взаимосвязь методологии и методов исследования в психологии
- 14. Особенности познавательной ситуации изучения психики.
- 16. Формирование классического типа научной рациональности в Новое время: первые научные революции в XVI - XVIII веках.
- 17.Возникновение механистической картины мира (Ньютон, Галилей, Кеплер) в Новое время
- 18.Зарождение позитивистской методологии в научном познании. Классическая философская традиция.
- 19.Общенаучные принципы, характерные для классического этапа в развитии науки
- 22.Эксперимент как основной метод исследования в классической науке. Эксперимент в классической психологии.
- 23. Кризис методологии науки в начале XX столетия. Основные изменения научной методологии под влиянием кризиса хх столетия
- 24. Становление неклассического типа научной рациональности: научная революция конца XIX - начала XX-го веков
- 25. Формирование динамичной, вероятностной картины мира (Эйнштейн) в первой половине 20-го века
- 26) Неклассическая методология в естествознании
- 27) Анализ системного подхода как центрального общенаучно-методологического принципа неклассической науки. Системный подход в психологии.
- 28) Неклассическая методология в психологии (психодинамическое направление, культурно-историческая психология, экзистенциально-феноменологическая психология).
- 29. Методы неклассической психологии
- 30. Эксперимент в неклассической психологии
- 31. Вероятность – как методология познания и ее место в современной науке. Вероятностные знания в психологии
- 32. Постнеклассическая научная рациональность: научная революция последней трети XX-го века
- 33. Представление о мире как о самоорганизующейся системе. Синергетика (Стенгерс, Пригожин)
- 34. Философия постмодернизма
- 35. Постмодернистская культурная традиция в психологии (теории онтологического плюрализма, конвенциальности, социо-культурно-исторической конструируемости психологического знания)
- 36. Методы постнеклассической психологии
- 37. Реализация номотетического и идеографического подходов в психологических исследованиях.
- 38. Уровни исследования: эмпирический, теоретический, метатеоретический
- 39. Виды психологических исследований (качественные/количественные, фундаментальные/прикладные, комплексные, междисциплинарные и т.Д.)
- 40.Структура и этапы психологического исследования.
- 41. Типы классификации основных методов исследования в психологии (организационные методы, методы сбора эмпирических данных, методы анализа данных, интерпретационные методы, методы психосемантики).
- 42. Этические нормы психолога-исследователя