Политика и религия.
ПОЛИТИКА И РЕЛИГИЯ (греч. politike — государственные, общественные дела). Соотношение религии и политики — одна из наиболее актуальных и острых тем религиоведения. Политика обусловлена прежде всего экономическими интересами людей. Социальные слои и группы, обладающие богатством и властью, используют силу государства в интересах сохранения и упрочения своего положения. Стремление к власти — одно из сильнейших влечений человека, выходящее за рамки материальных интересов и сопряженное с мощными эмоциональными переживаниями. Политические интересы и настроения способствуют объединению и разделению людей. Государственная власть принуждает граждан к повиновению и опирается на насилие. Она располагает для этого правоохранительной системой, армией, государственным аппаратом и другими мощными инструментами навязывания своей воли и подавления возможного сопротивления. Общее между политикой и религией заключается в том, что обе сферы являются областью регулирования связей и отношений между людьми. Но не менее существенны и различия между ними. Для политики сугубо «мирские», властные интересы и цели имеют самодовлеющее значение, они специфичны в каждой стране и регионе. В отличие от религии, политика пронизана сиюминутными расчетами, используемые в ней стратегия и тактика достигают высот науки и искусства. Политика прагматична в выдвижении исключительно земных краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей. Долгосрочные цели осуществляются в ней разнообразными изощренными, а нередко и нечистоплотными средствами — такими, например, как вербовка и убеждение союзников, уговор колеблющихся, запугивание и подавление противников, шпионаж, демонстрация силы, дезинформация, утечка информации», манипулирование общественным мнением и т.п. У политического деятеля мотивы властвования довлеют над религиозными мотивами. Логика противоборства диктует жесткие правила поведения, часто заставляет маскировать свои действительные намерения, прибегать к хитрости и другим осуждаемым религиозной моралью приемам и средствам. Если политика опирается на насилие, то религия обычно осуждает насилие. Религия демонстрирует приоритет «небесного» по отношению к «земному», «сакрального» — к «профанному», духовного — к телесному и материальному. В религии отчетливо доминирует моральное начало, духовенство обычно заботится об авторитете церкви и избегает непосредственного участия в рискованных для ее репутации политических акциях. Однако в истории можно увидеть религиозные процессы, имеющие политическое значение, и политические процессы, происходящие под религиозными лозунгами. Поэтому, прежде всего, нужно учитывать конкретное наполнение политическим содержанием религиозных сюжетов, идей и лозунгов, как и религиозное оформление конкретных политических акций. Соединение религиозных и политических факторов находило и находит выражение в таких феноменах, как религиозные войны (Крестовые походы, джихади т.п.), религиозный пацифизм (неприятие войны по религиозным мотивам), в других явлениях религиозно-политической жизни. Политика возникает значительно позже религии. В архаическом обществе до появления политики религия во многом обеспечивала регуляцию поведения людей и соблюдение нравственных принципов на основе складывавшихся обычаев, норм вероучения и ритуалов культа. Онасакрализовалаавторитет вождя племени (часто он был одновременно и жрецом), придавала ореол святости формирующимся традициям.Жречествоспособствовало формированию государственных структур и легитимации формирующейся публичной власти, оправдывая и освящая ее обращением к исторической памяти и древнейшим традициям народов. Подданные должны были видеть во власти небесное установление. Многие государственные ритуалы (принятие символов власти, официальные церемонии и парады, похороны властителей и т.п.) до сих пор воспроизводят ритуально-канонические элементырелигиозного культа. Религиозные учения зачастую используют политические термины и категории («царство», «царь», «раб», «господин»), которые наполняются сакральным содержанием и служат для освящения либо дискредитации земной политики, власти и т.п. («Нет власти не отБога», «Царь — помазанник Божий»; «Князь мира сего —Сатана».) В некоторых религиозных системах существуют представления о сосуществовании двух уровней политической жизни («двух Градов») — небесной и земной (христианство), в других политическая жизнь не отделяется от религиозной (ислам). Ряд церквей и религиозных деятелей оценивают политику как небогоугодное, безнравственное дело, другие утверждают, что религия не противостоит политике, а призвана помочь привести праведника к власти, избавить общественную жизнь и властные структуры от правящих грешников и безбожников. Политические структуры втягивают в сферу своей деятельности складывающиеся религиозные институты. В Древнем мире и Средневековье религия становится составной частью государственного аппарата. Священнослужители обычно не противились этому, так как имели собственные экономические интересы. Как правило, жрецы и церковные структуры были крупными землевладельцами, имели в своем распоряжении рабов, крепостных крестьян, различного рода богатства. Часто церковь находилась на содержании у властей, получая политическую и иную поддержку государства, в том числе и в борьбе с оппозицией иересямив самой церкви. Власти втягивают церковь в политику в первую очередь потому, что она имеет огромное духовное влияние на граждан, располагает информацией о них и сильными рычагами психологического воздействия и может влиять на отношение подданных к власти. История свидетельствует, что во многих странах обращение за духовной поддержкой к церкви консолидировало государственную власть. Но обычно церковь в государственной жизни послушно повинуется установленному законодательству и своей культовой и внекультовой практикой включается в русло государственной политики. Политизация деятельности церкви вынуждает ее подчиняться правилам и логике политического поведения. Нередко правителя провозглашали потомком богов или обожествляли. Это закрепляется в его титуле. Так, в синтоизме японский император считался сыном богини СолнцаАматэрасу. На этой основе формируется культ монарха (культ фараона вЕгипте, культ императора вДревнем Риме). Так называемый «культ личности» (культ Наполеона, вождей в социалистических государствах и т.д.) стал своеобразным светским воспроизведением многовековой религиозной традиции. Церковь вынуждена участвовать даже в самых неприглядных акциях светской власти, противоречащих самой природе религиозной жизни. Политиканствующие священнослужители грязнут в интригах, склоняются ко лжи и лицемерию. Типичной ситуацией в истории становится подчинение церкви господствующему авторитарному режиму. Однако история дает ияркие примеры противостояния подвижников веры политическим акциям, противоречащим религиозным убеждениям. Например, митрополит Филипп мужественно обличал опричнину и другие преступления Ивана Грозного. Вхристианствесоюз церкви и государства с VIII в. Находил свое символическое воплощение в институте церковного помазания монарха на власть. Благодаря этому в условиях противоборства феодальных правителей католическая церковь смогла утвердить свое влияние на монархии средневековой Европы и даже принудить некоторые из них к участию в Крестовых походах. Важную роль в осуществлении самостоятельных политических акций папского престола сыграли возникавшие с VI в. ордена монашеские. И в более поздние времена папство часто использовало ордена (особенно организованный в XVI в.ордениезуитов) для проведения своих политических акций в разных странах мира. И в Новое время политические амбициикатолицизмастимулировали проявления клерикализма — тяготения к доминированию церкви в политических и культурных сферах. Однако большей частью католический епископат в разных странах мира вынужден подчиняться политическому режиму светских властей, тем самым мало чем отличаясь от позицииправославия, искони придерживавшегося традиций «цезарепапизма», т.е. подчинения господствующему православному правителю, «помазаннику Божьему, являвшемуся одновременно и главой церкви. Именно в Византии император Константин провозгласил христианство государственной религией и сам, не принадлежа к церкви, руководил I Вселенским собором, участвовал в обсуждении вопросов вероучения. В Византии сложилась характерная для восточного христианства традиция покорного подчинения церкви государству. Русскоеправославиевосприняло и по-своему переосмыслило теократическую традицию. С падением Византии (XV в.) формулируется теория «Москва — Третий Рим». Влиятельный церковный деятель Иосиф Волоцкий утверждал, что царь «естеством подобен всем человекам, властью же — Богу», поэтому «от царя и московского великого князя истекает все: жизнь и благодать». Царь — наместник Бога на Земле, глава не только государства, но и церкви. С тех пор безусловный приоритет светской власти над властью церковной осознавался в политической жизни страны как исходный принцип взаимоотношений иерархов православия с государством. На этой основе на века определилось согласие церкви с властью, которое церковные историки часто называют «симфонией». Лишь очень редко отдельныеиерархи(например,патриархНикон) пытались добиться определенной автономии от власти. Петр I отменил патриаршество и поставил во главе церкви особое министерство — Синод. Подчинение светским властям присуще и многим течениямпротестантизма(исключаянонконформистов). С самого начала своейреформаторскойдеятельностиЛютерследовал в кильватере политики немецких князей; такая позиция типична для лютеранских церквей и в других странах. Непродолжительное правление «женевского папы»Кальвина, сосредоточившего в своих руках духовную и светскую власть, или политическое влияние шотландского реформатора Джона Нокса были исключением; как правило, протестантские церкви являются законопослушными институтами политической жизни во всех государствах.Буддизмув меньшей степени присуще обожествление власти и ее носителей, однако при царе Ашоке (III в. до н. э.) буддизм стал государственной религией Индии, а своего высшего расцвета достиг в Кушанском царстве (I—III вв. н. э.) благодаря политической поддержке властей. Союз политики и религии на протяжении последних веков выразительно демонстрировала властьдалай-ламыв буддийском Тибете.Исламтакже исходит из понимания власти как божественного установления.Мухаммадсочетал в себе качества посланникаАллаха,пророкаи властителя мусульманской общины («уммы»). Халифат сформировался и функционировал кактеократическоегосударство. Первые халифы считались преемниками Мухаммеда и наместниками Аллаха на Земле, соединяя функции первосвященника и военного предводителя, контролируя религиозную и административную жизнь «уммы». Современное государство особо не нуждается в религиозной легитимации. Отношения государства и церкви стали менее политизированными, более соответствующими принципам демократии и нормам морали. Отделение церкви от государства, невмешательство светских властей в ее деятельность — необходимая гарантия защиты религии от политизации. Участиеконфессийв миротворческой деятельности, экологических движениях, вблаготворительности, их содействие гражданской консолидации общества органически согласуются с духовно-нравственным предназначением религии.
Этнополитические процессы в современном мире. Национальная политика в Республике Беларусь.
Сущность и основные субъекты международных отношений.
Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова .
Международные отношения характеризуются рядом черт, которые отличают их от других типов отношений в обществе. Такими характерными чертами можно назвать следующие:
- стихийный характер международного политического процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений, что обусловлено наличием множества субъектов международных отношений;
- усиливающееся значение субъективного фактора, что выражает возрастание роли выдающихся политических лидеров;
- охват всех сфер жизнедеятельности общества и включение в них самых разных субъектов политики;
- отсутствие единого властного центра и наличие множества равноправных и суверенных центров принятия политических решений.
…
- Политология. Вопросы к экзамену (2013 - 2014 уч. Г.)
- Политология. Вопросы к экзамену (2013 - 2014 уч. Г.)
- Политика как общественное явление.
- Функции власти
- Понятие политического режима
- Демократия: теория и практика. Демократический режим
- Государство, его функции и структура.
- Функции государства
- Формы государственного правления.
- Монархия
- Президентская республика
- Парламентская республика
- Унитарное государство
- Федерация и конфедерация
- Понятие правового государства
- Отличительные признаки правового государства
- Гражданское общество
- Происхождение и сущность политических партий
- Типы политических партий
- Функции политических партий
- Партийные системы и их типология.
- Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
- Политический процесс: сущность, структура, стадии протекания.
- Понятие политического процесса
- Структура политического процесса
- (Фазы) политического процесса
- Теория и практика политической модернизации общества.
- Политическая деятельность как основа политической жизни общества.
- Политическое участие: сущность, формы, типы, уровни, факторы.
- Политическая элита: сущность, функции, типология. Политическая элита
- Понятие политической элиты
- Функции политической элиты
- Основные факторы и пути формирования политической элиты. Теории элит
- Политическое лидерство и его сущность.
- Политическое лидерство как властеотношение
- Типология политического лидерства. Типология лидерства
- Активное избирательное право
- Пассивное избирательное право
- Понятие избирательной системы
- Мажоритарная система абсолютного большинства
- Мажоритарная система относительного большинства
- Пропорциональная система
- Смешанные избирательные системы
- Понятие политической культуры и ее структура
- Функции политической культуры и ее типология
- Политическая социализация
- Политические конфликты: сущность, типы, пути разрешения
- Политика и религия.
- Уровни международных отношений
- Понятие и сущность внешней политики государств
- Виды внешней политики
- Цели внешней политики
- Функции внешней политики
- В соответствии с Уставом оон ее основными целями являются:
- Система оон имеет сложную организационную структуру:
- Органы онн
- Источники и ресурсы власти. Ресурсы власти
- Проблема легитимности и легальности власти. Легитимность власти
- Легальная или рационально-правовая легитимность
- Типология политической системы общества.
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- Демократический режим
- Основные теории происхождения государства.
- Формирование правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь.
- Типология политического процесса. Типология политического процесса
- Развитие представлений о лидерстве в истории политической мысли. Политическое лидерство как властеотношение
- Основные типы политической культуры.
- Политическое поведение личности.