logo
otvety_po_politologii

Демократия: теория и практика. Демократический режим

Понятие "демократия" в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos – народ, kratos – власть). Это понятие впервые встречается у Геродота. Тогда демократию рассматривали как особую форму государственной власти, особую разновидность организации государства, при которой власть принадлежит не одному лицу и не группе лиц, а всем гражданам, которые пользуются равными правами на управление государством. Перикл в V веке до н.э. так писал о демократии: "называется этот строй демократическим потому, что он основан не на меньшинстве граждан, а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех". (Фукидид. История. – Т. 1. – кн. 11. – М. – 1995. – С. 120). С тех пор содержание этого термина существенно расширялось, и в современных условиях оно имеет различные значения. В последнее время очень широкую популярность приобрело определение демократии, данное А. Линкольном: "Government of the people, by the people, for the people" (Правление народа, для народа, посредством народа).

В настоящее время демократию рассматривают:

- как форму устройства любой организации; как принцип взаимоотношений, основанный на равноправии, выборности, принятии решений большинством;

- как идеал общественного устройства, основанный на свободе, правах человека, гарантиях прав меньшинства, народном суверенитете, политическом участии, гласности, плюрализме, толерантности;

- как тип политического режима, характеризующийся совокупностью определенных признаков.

Рассмотрим демократию как тип политического режима на основе тех же критериев, что и другие политические режимы.

Характер и мера осуществления власти.

Пределы власти устанавливаются обществом в соответствии с законами. Экономическая, культурная, духовная жизнь общества, деятельность политической оппозиции находятся вне прямого контроля со стороны власти, если они не нарушают закон.

Формирование власти.

Власть выбирается гражданами на основе принципов преемственности, определенных в законах.

Отношение людей к власти.

Общество выбирает конкретных носителей власти и контролирует власть.

Роль идеологии в обществе.

Официальная идеология существует, но сохраняется плюрализм в идеологической сфере.

Характер лидерства.

Характер политического лидерства зависит от типа политической системы и традиций общества.

Сфера допустимого и запретного.

Разрешено все, что не запрещено законом.

Положение средств массовой информации.

Средства массовой информации свободны и независимы. Общество относится к ним как к "четвертой" власти.

Наличие демократических прав и свобод.

Права и свободы граждан гарантированы законом. Закон же определяет механизм их реализации.

Изменения в социальной структуре общества.

Социальная структура общества соответствует происходящим в обществе социально-экономическим процессам.

Изменения в политической системе общества.

Для демократического политического режима характерны наличие многопартийной системы, свобода деятельности общественных организаций и движений, всеобщее избирательное право и система свободных выборов, принцип разделения властей, развитая система парламентаризма.

Для этого режима характерен принцип взаимной ответственности граждан и государства. Закон защищает не только граждан от власти, но и власть от граждан. Как правило, в конституции закрепляется отношение к народу как к суверенному источнику власти. С формальной точки зрения демократия – это власть процедуры. При этом режиме особое значение придается личным и деловым качествам представителей власти. Демократия как тип политического режима невозможна без развитого демократического сознания.

  1. Сущность, структура и функции политической системы общества.

Системный подход является составляющей общей теории систем и также исходит из ключевого понятия – системы. Система как целостное множество взаимосвязанных элементов не сводится к простой сумме свойств ее элементов. Социальные науки, и политология в том числе, изучают целеустремленные или телеологические системы. Человек, человеческое общество – это целеустремленные системы, основными чертами которых являются целеполагание, память и обмен информацией по принципу обратной связи. К слову, искусственные системы, созданные человеком, также используют принцип обратной связи и памяти. Девид Истон применил общую теорию систем к анализу политики. Можно отметить, что в отношении политологии Истон сыграл ту же роль, что и Парсонс в социологии. Перечислим основные работы Истона: "Политическая система" (1953 г.), "Структура политического анализа" (1965 г.), "Системный анализ политической жизни" (1965 г.).

По мнению Истона, политика представляет собой авторитетно-властное распределение ценностей для всего общества. Политическую систему можно определить как совокупность политических взаимодействий в обществе. Распределение ценностей в обществе является одной из функций, необходимых для сохранения общества. Основной вопрос для Истона при этом стоит так: каким образом политическая система сохраняет стабильность, каковы механизмы ее самосохранения?

Истон предлагает рассматривать политическую систему как "черный ящик", оставляя без внимания то, что происходит у него внутри, так как системный подход в основном интересуется отношениями системы со средой.

Среду можно рассматривать в двух аспектах: как внутрисоциальную, так и внесоциальную. Политическая система постоянно поддерживает связи со средой – она является "открытой" системой. См. схему 2 (Шаран П. Сравнительная политология. Ч. I. М., 1993. – С. 185).

Схема 2.

Требования «вход» Политическая «выход» Решения и

Поддержка система действия

Апатия

Обратная

связь

Среда

На "входе" политической системы Истон выделяет требования и поддержку. Требования могут быть различными: увеличение заработной платы, введение новых социальных программ и т.д. Накопление большого числа требований вызывает перегрузку политической системы, ибо для их решения требуется много времени и средств. Таким образом, требования необходимо приводить в соответствие с возможностями системы.

Кроме требований, есть и другой тип входов – поддержка. Истон выделяет три типа поддержки. Поддержка всего политического сообщества, другими словами, преданность коллективу, национальному сообществу в целом. Поддержка режима. Режим понимается как ценности, на которые опирается политическая система (свобода слова, плюрализм мнений); нормы (конституционные, правовые, нравственные); структуры власти (т.е. распределение властных ролей). Третий тип поддержки – поддержка органов власти. В некоторых системах, которыми руководят харизматические лидеры, поддержка властей заменяет поддержку режима. Происходит персонализация власти, и преданность народа больше относится к руководителям, чем к институтам.

Понятие "выхода" политической системы проанализировано Истоном не так подробно. Система на выходе дает ответ на получаемые ею требования и поддержку. Ее продуктом выступают решения и действия, а выполнение решений обеспечивается силой закона.

Политическая система находится в глубокой взаимозависимости со средой. Она должна преобразовывать поступающие требования и поддержку в соответствующие решения и действия. Это возможно при условии саморегулирования, т.е. наличия обратной связи в системе. Решения политической системы являются источником новых требований и поддержки. Возникает "петля обратной связи" – выход оказывает обратное действие на вход. Если власть игнорирует обратную связь, то эффективность реализации ее целей невелика. В политической жизни обратная связь имеет фундаментальное значение для устранения ошибок и совершенствования системы.

Политическая система подобна огромному сложному производству по преобразованию требований в конечный продукт – решения и действия по их реализации. Этот процесс называется внутрисистемной конверсией.

Таким образом, Истон порвал с эмпиризмом и его крайностями. Его системная модель политической сферы обогатила категориальный аппарат политологии. Научный подход Истона дает возможность анализировать политику в динамике, следуя принципу самообучения и самоорганизации. Истон связал политику с внешней средой, поместил ее в глобальное общество. Он показал, что политическая система – это инструмент, механизм преобразования идущих от общества социальных импульсов в политические решения и действия.

  1. Политическая система Республики Беларусь.

Политическая система Республики Беларусь, как самостоятельного государства, развивалась в два этапа. Первый этап связан с советским периодом, второй с перестройкой, со становлением независимого белорусского государства.

Для политической системы советского периода, когда республика входила в состав СССР, было характерно ограничение властных полномочий всех элементов системы. Большинство вопросов государственного управления, властных полномочий решались союзными органами в Москве. В стране доминировала одна политическая партия – КПСС, которая выполняла функции государства в государстве, срослась с государственным аппаратом и тем самым подавляла политическую активность других компонентов политической системы, отчуждала народ от власти. Вся политическая система была подчинена одной марксистско-ленинской идеологии, идеям строительства социализма и коммунизма в ущерб реальности. Осуществление этих идей сопровождалось ограничением демократических прав и свобод населения (ограничениям подвергались даже дети), достигалось жестокими методами – массовыми репрессиями, насилием и принуждением, высылками белорусов в районы Севера, Сибири, Дальнего Востока, Казахстана и другие.

Политической системе Беларуси советского периода было присуще:

- отсутствие реального разделения властей, все вопросы решались одной партией;

- институты представительной власти (парламент, Советы) носили формальный характер, выполняли функции статистов, по принципу “одобрямс”;

- главную роль в организации и управлении играл партийно-государственный аппарат, а не избираемые народом органы власти;

- демократические выборы, как институт формирования органов власти, отсутствовали, подменялись голосованием за единственного кандидата, определенного КПСС – КПБ;

- отсутствие политического плюрализма – многопартийности, конкурирующих средств массовой информации и т.д.;

- права граждан, закрепленные в Конституциях, носили формальный характер, всячески ограничивались (например, право на выезд, на получение информации и многое другое), отсутствовал механизм их реализации;

- отсутствие Конституционного надзора за соблюдением законодательства, их соответствия мировым стандартам;

- отсутствие внутрипартийной, профсоюзной, комсомольской и т.д. демократии, все вопросы решались центральными органами и многое другое.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4