logo
otvety_po_politologii

Политические конфликты: сущность, типы, пути разрешения

Политический конфликт - это осознанное столкновение общественных субъектов с противоположными интересами. Он возникает и развивается по поводу политической власти и ее функционирования в данном обществе. Непосредственными агентами политического противоборства выступают организованные субъекты: институты государства, политические партии, парламентские фракции, общественно-политические движения, СМИ. В литературе встречаются различные подходы в объяснении природы политического конфликта. 1. С точки зрения исторического материализма политический конфликт порождается всецело или в основном экономическими противоречиями и является их концентрированным выражением. Экономика в конечном итоге - определяющий по отношению к политике фактор, но лишь для некоторых типов общественных систем и определенных исторических эпох. Конфликты внутри политики и ее с другими сферами общественной системы детерминируются не одними экономическими противоречиями, а многими социальными коллизиями. Если бы все сводилось к экономике, то политические проблемы решались бы сами по себе, по мере развития экономики. Однако такого в реальной жизни не происходит. 2. Политический конфликт как следствие идеологических противоречий. Во многих случаях политическое противоборство действительно провоцируется несовместимостью идеологических взглядов и позиций. Тем не менее, практически мыслящие политики предпочитают ориентироваться на реальные интересы, а не на идеологические доктрины. 3. Некоторые теоретики пытаются найти причины политических конфликтов в психологии самой политической деятельности и политических отношений. Так известный немецкий юрист К. Шмитт видел источник конфликта, становящегося реальностью в экстремальных ситуациях, в противоположности «друг - враг», свойственной политике. Однако функции политики не вписываются полностью в орбиту противоположности - «друг - враг». Они включают также деятельность по согласованию противоречивых интересов различных социальных групп, их сбалансированию, что не обходится без конфликтов, улаживаемых путем компромиссов. 4. Диалектический подход (Г. Зиммель, Р. Дарендорф и др.) основывается на понимании конфликта как нормального, распространенного социального явления и исходит из его позитивной функциональности в социальных системах. Многочисленные сторонники этого подхода полагают, что конфликт присущ всем уровням жизни социальных систем и не может рассматриваться в качестве девиантного явления или противоположности порядку. Таким образом, политический конфликт есть целенаправленное противоборство общественных субъектов с противоположными политическими интересами, ценностями и целями в системе отношений власти, политического господства и управления.  В политическом конфликте вместе, а точнее наряду с полярными силами действуют центристские, не разделяющие противоположные позиции полярных. В острых ситуациях политической борьбы центристы большей частью либо ретируются из конфликтного поля, либо переходят в лагерь одной из враждующих сторон. Подлинно полярными на любой стадии конфликта выступают только носители основной его линии. Это - правые как защитники «статус кво» системы и левые, борющиеся за коренное изменение. Главная сила последних - оппозиция. При разнородности правых формируется правая оппозиция. Не бывает однородной и левой. Представляется важным вопрос о типологии и классификации конфликтов. Американские политологии К. Боулдинг и А. Рапопортпредложили оригинальную типологию социально-политических конфликтов, выделив следующие их категории и типы: - действительные конфликты, то есть реально происходящие в конкретной социальной среде; - случайные конфликты, появление которых зависит от ряда преходящих (второстепенных) факторов и противоречий; - заместительные конфликты, представляющие собой фиксируемое проявление скрытых конфликтов, то есть не проявление на поверхности общественной жизни; - конфликты, возникающие в результате плохого знания существующего положения или неудачного применения принципа «разделяй и властвуй»; - скрытые конфликты. Их участники в силу разных обстоятельств не могут или не хотят заявить о своей открытой борьбе друг с другом; - фальшивые конфликты, то есть не имеющие по сути объективных оснований. Можно особо выделить конфликты в трансформирующихся обществах, для которых характерны значительная острота и скорость протекания, наличие существенных противоречий между регионами и центром, особая роль национально-этнического и религиозного факторов, приоритеты национального и «местного» самосознания, недостаточный уровень демократической политической культуры, опыта разрешения конфликтов. Наибольший интерес для политологии представляют те конфликты, которые затрагивают саму основу политической системы. Для рассмотрения такого рода конфликтов нам потребуется новое понятие политический кризис. 

  1. Политический кризис: предпосылки, проявления, этапы, виды, пути выхода.

Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности (См.:Социально-политические науки. -1991. -№12. - С.113-114). Выделяют внешнеполитические кризисы, обусловленные международными противоречиями и конфликтами, и внутриполитические кризисы. Среди последних можно выделить следующие. Правительственный кризис - выражается в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент как институт законодательной власти может отказать в поддержке кабинету министров и отправить его в отставку. Чаще всего правительственные кризисы случаются в тех странах, где правительство формируется на многопартийной основе (например, в современной Италии). Тогда выход части министров из правительства может вызвать правительственный кризис. В условиях президентского режима конфликт законодательной и исполнительной властей, которые олицетворяет президент, может обернуться вотумом недоверия президенту, который будет означать перестановки и отставки в его кабинете, а возможно, и его собственную отставку. В современной России правительственный кризис непосредственно связан с общим кризисом институтов власти, с тем, что в формировании политической системы акцент сделан на достижении четкого разграничения властей и до сих пор крайне неэффективно работают механизмы их взаимодействия. Поэтому политическая система обладает ограниченными мобилизационными способностями. Парламентский кризис - это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Результат - роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе, и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти. Преодолением патовой ситуации является также роспуск парламента, потерявшего дееспособность, и назначение новых выборов. Конституционный кризис - связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны. Прежняя конституция утрачивает легитимность, то есть правомочность, и требуется ее качественный пересмотр (например, конституционный кризис в России в 1993 г.). Наиболее опасным для власти оказывается социально-политический, общенациональный кризис. Он может включать (почти всегда включает) в себя и три предыдущих, демонстрируя кризис власти. Этот кризис затрагивает сам фундамент общественного здания и вплотную подводит к смене власти. На его основе может возникнуть и революция, и контрреволюция, и серия крупных реформ. Развязка кризиса зависит от степени его зрелости, от соотношения социально-политических сил. Политические конфликты и кризисы - драматические моменты в судьбах общества, однако их роль в общественном развитии амбивалентна: они дезорганизуют, дестабилизируют обстановку, но одновременно служат началом нового этапа развития (при условии их благополучного разрешения). 

  1. Государственная политика и управление как категории политической науки.

Государственная политика – это выражение целей политической системы и средств, с помощью которых они достигаются. Традиционно государственную политику делят на внутреннюю и внешнюю. Если за основу берут сферу политико-властного воздействия, то выделяют экономическую, аграрную, экологическую политику, политику в области здравоохранения, образования, государственного строительства и т.п. Системный подход позволяет усилить понимание политики как выражения общественных целей, реализуемых на государственном уровне. Поскольку политическая система принимает авторитетно-властные решения, связанные с распределением ценностей в обществе, то государственная политика в первую очередь должна быть направлена на добывание необходимых ресурсов. Это экстракционная политика. Она включает в себя налогообложение, призыв граждан на государственную службу (военную и гражданскую), приобретение государственной собственности и другие меры, направленные на приобретение материальных и человеческих ресурсов. Только при наличии определенных ресурсов политическая система может выполнить функцию целедостижения.

Дистрибутивная политика связана с распределением материальных и нематериальных ценностей в обществе. С ее помощью достигается определенный баланс интересов, а также может происходить перераспределение ценностей. Налоговые меры могут иметь своей целью укрепление слоя крупных собственников, а могут быть направлены на перераспределение доходов от более зажиточной части общества к бедным. Социальные программы и меры по защите гражданских прав способствуют формированию равенства возможностей. Курс на приватизацию создает перспективу для возникновения слоя собственников как массового, но может превратиться в практику ограбления народа, ведущую к маргинализации общества.

Политика – это не только принятие властных решений, определение целей общественного развития, но и организация эффективного коллективного действия для достижения общих целей. Поэтому регулирующая политика, призванная регулировать, контролировать, влиять на поведение отдельных людей, групп в обществе, является важнейшей для решения насущных и перспективных общественных проблем. Регулирующая политика, если она эффективна, снижает общественные издержки принимаемых решений.

Процедурная политика определяет структуры, связанные с государственным управлением и политической системой. Процедурная политика устанавливает полномочия "ветвей власти", механизм избрания и назначения должностных лиц, определяет властные взаимоотношения между различными уровнями и отраслями государственного управления, создает новые бюрократические структуры, реорганизует политические институты. Эта политика акцентирует внимание на том, кто и как принимает политическое решение, каковы процедуры контроля; вырабатывает меры по укреплению центров власти, реализующих государственную политику.

Жизнестойкость политической системы зависит от ее способности изменяться в соответствии с новыми общественными процессами, формировать сплоченное общество, реальное единство интересов и целей государства и народа. Эффективность ее функционирования зависит от типа политического режима, от того, какое отношение общества складывается к его политическому устройству. Глубокие преобразования материальной и духовной жизни современного человечества ведут к образованию нового динамичного типа политической системы – общества с более свободными отношениями между государством и гражданами, с социальным контролем за политической жизнью, действующими демократическими правовыми нормами.

  1. Государственная молодежная политика в Республике Беларусь.

Что такое государственная молодежная политика? Государственная молодежная политика — система социальных, политических, организационных, правовых и иных мер, направленных на поддержку молодых граждан и осуществляемых государством в целях социального становления и развития молодежи, наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества.

Кто относится к категории «молодые граждане»? Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, в возрасте от 14 до 31 года.

Какие основные направления государственной молодежной политики? — гражданско-патриотическое воспитание молодежи; — содействие формированию здорового образа жизни молодежи; — государственная поддержка молодых семей; — содействие реализации права молодежи на труд; — государственная поддержка молодежи в получении образования; — государственная поддержка талантливой и одаренной молодежи; — содействие реализации права молодежи на объединение; — содействие и развитию и реализации молодежных общественно значимых инициатив; — международное молодежное сотрудничество.

Указом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 616 предусмотрено предоставление на льготных условиях кредитов для получения первого высшего образования на платной основе в установленном законодательством порядке (в размере до 70% стоимости обучения). В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2000 г. № 631 выпускникам государственных учреждений образования, получившим среднее специальное, высшее образование и приступившим на работу не по месту жительства родителей или в районах, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставляются льготные кредиты в течение двух лет после окончания этих учреждений образования на приобретение домашнего имущества и товаров первой необходимости, произведенных в Республике Беларусь.

В целях защиты трудовых и социально-экономических прав молодежи в разделы «Социальная защита молодежи» коллективных договоров предприятий включаются положения о предоставлении молодежи дополнительных гарантий в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и других социально-экономических условий в соответствии с законодательством о труде.

  1. Политика государства в сфере конфессиональных отношений в Республике Беларусь.

В периоды социальных трансформаций, когда происходит утрата смыслообразующих ценностей, обычно наблюдается всплеск религиозных отношений. Это объясняется тем, что человек стремится найти опору в религии. Однако здесь возникает опасность, связанная с тем, что, не обладая достаточными знаниями в религиозной сфере, человек может попасть в чуждую ему культурную среду, проповедуемую нетрадиционной для данного общества религией или неокультом. По состоянию на 1 января 2012 года в Республике Беларусь действуют 25 конфессий. Официально зарегистрированы 3003 религиозные общины, в их числе 1431 – православных, 457 – католических, 32 – старообрядческих, 494 – Христиан веры Евангельской, 268 – Евангельских христиан-баптистов, 14 – греко-католических, 21 – Новоапостольских, 29 – иудейских, 24 – исламских, 26 – Свидетелей Иеговы, 5 – бахай, 4 – мормонов, 6 – кришнаитов. По данным социологических опросов, более 50 % населения причисляют себя к верующим. Религиозная деятельность в Республике Беларусьосуществляется в соответствии с Конституцией и Законом «О свободе совести и религиозных организациях» от 17 декабря 1992 года с изменениями и дополнениями от 31 октября 2002 года. Ст. 16 Конституции содержит запрет на деятельность религиозных организаций, направленную против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряженную с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствующую исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносящую вред их здоровью и нравственности. Согласно ст. 31 Конституции Республики Беларусь признается право каждого человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Данное положение также закреплено ст. 4, 5, 9 Закона «О свободе совести и религиозных организациях». Кроме того, Республика Беларусь признает международные акты в данной области. Закон «О свободе совести и религиозных организациях» устанавливает ряд обязательств государства, связанных с признанием существования и деятельности религиозных организаций. Он признает самостоятельность религиозных организаций и отводит им важную роль в жизни общества. Однако недостатком данного закона в первой редакции было то, что в нем не было предусмотрено действенного механизма борьбы с распространением на территории республики тоталитарных сект и деструктивных культов. В 2001 году Президентом РБ была утверждена Концепция национальной безопасности, в которой в качестве основных факторов, создающих угрозу безопасности Республики Беларусь в информационной и гуманитарной сфере, указаны «распространение недостоверной или умышленно искаженной информации, направленное на разрушение общественного согласия, духовных и нравственных ценностей общества, а также возбуждение национальной и религиозной вражды, социальной розни»; «активация деятельности иностранных религиозных организаций и миссионеров по монополизации духовной жизни общества. Деятельность в республике неомистических, псевдорелигиозных групп. Появление национального и религиозного экстремизма». Принцип светскости требует от государства невмешательства в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит законодательству. Ст. 4 Конституции и закон «О свободе совести и религиозных организациях» закрепляют в Беларуси религиозный плюрализм. Однако в общемировой практике известны случаи признания за какой-либо религией статуса «государственной», «традиционной», «приоритетной». Так, в Дании, Испании, Германии, Норвегии, Швеции конституционно закреплено понятие государственной религии, Ирландия и Польша признают приоритет католической церкви, Греция – восточноправославной. Более того, в Дании Евангелистская лютеранская церковь получает субсидии от государства, в ФРГ является обязательным религиозное (лютеранское) образование в средних школах. Республика Беларусь выстраивает отношения с религиозными организациями на основе признания их равенства перед законом. При этом взаимодействие государства и религиозных организаций регулируется законом «с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа» (ст. 16 Конституции). В Беларуси при Совете Министров действует Республиканский орган по делам религий, в функции которого входит проведение религиоведческой экспертизы при регистрации новой религиозной организации. Таким образом, в Республике Беларусь фактически закреплен принцип избирательности при равенстве всех религиозных конфессий.